Урок литературы в 8 классе «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» ( по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Игнатьева Светлана Михайловна

Петербург - город контрастов и социальной несправедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок литературы в 8 классе

      «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется»

        ( по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цель: формирование  культуроведческой компетенции, рассмотреть особенности стиля Н.В.Гоголя.

Задачи:

  • Обучающие:  познакомить учащихся с особенностями звучания темы Петербурга, учить анализировать текст через предметные детали;

  • Развивающие:  развивать навыки исследовательской работы с текстом,

  • Воспитательные : формировать  нравственные  качества учащихся,

воспитывать  чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет  писателя, иллюстрации  к повести Д.Кордовского, Л.Подлясской, открытки современного Петербурга.

1.Слово учителя:

      В декабре 1828 года Н.В.Гоголь вместе с Ф.С.Данилевским, одним из самых близких друзей, приезжает в Петербург. Петербург – удивительный город. Как символ могущества России и ее неувядаемой славы он был воспет еще поэтами 18 и 19 века. И поэтому Гоголь испытывал те же чувства, что и кузнец Вакула, попавший в Петербург («Ночь перед Рождеством»). Потом на эти впечатления наслоились другие. Петербург повернулся Гоголю другой стороной – дневной, будничной. Эту сторону он увидел тогда, когда в поисках службы присмотрелся к чиновникам. Потрясение писателя было столь сильным, что он долго не мог заставить себя написать письмо домой. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и бесчеловечность города-спрута, губящего  живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась уже не стройной, строгой громадой, а скопищем «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, низкой блеску и бесцветности»(В.Г.Белинский).

 Именно такой город и стал главным героем петербургских повестей Н.В.Гоголя.

2.Сообщение ученика о творческой истории «Петербургских повестей».

 «Петербургские повести» - термин условный, сам автор не давал им такого названия. Это название дали литераторы ( место действия – г.Петербург, место написания повестей – в г.Петербурге). Образ Петербурга – герой цикла. В цикл входят «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос» и «Шинель». Они были написаны на протяжении 10 лет (1831-1842).По построению они представляют серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

3.Исследовательская работа с текстом.

1.Словарная работа.

Лексический комментарий : сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, штоф, ридикюль, капуцин.

Исторический комментарий  слов, обозначающих чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, повытчик, камергер, действительный статский советник.

2.Работа с текстом.

-Что является главным объектом изображения в повести?

 (Всемогущий Невский проспект).

-Как называет улицу сам автор?

-Расскажите о жизни Невского проспекта ( раннее утро до 12 часов; полдень; к двум часам).

(Перед нами парадная витрина, и видим мы не людей, а маски…

-бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, дамские рукава…

Главная выставка всех лучших произведений человека.)

-Есть ли здесь человеческие характеры?

Описывая толпу праздного Невского проспекта, Гоголь не раскрывает характеров обывателей, не дает их внутренних переживаний. Это особый прием, сущность которого состоит в том, что автор берет лишь одну какую-нибудь особенность облика или туалета и доводит характеристику героя до гротеска.

-Знакомство с новым литературоведческим термином.

Гротеск – яркое художественно-выразительное средство, излюбленный сатирический прем Н.В.Гоголя, который помогает обнажить человеческое самодовольство и ничтожество, чванство(важничанье), тупость и пошлость.  

Гротесками были названы фрески, которые нашли на раскопках гротов 15-16 веков, где стебель растения переходит в человеческое лицо или ужасную морду.

Гротеск – это соединение несоединимого, разновидность комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, забавное здесь неотделимо от страшного, зловещего.

 Гротеск – намеренная карикатура,  условность, преувеличение до уродливости.(Пример: Д.Свифт «Путешествие Гулливера»).

И поэтому по Невскому проспекту не люди двигаются по улице, а «бакенбарды, атласные, черные, как соболь, усы, которые заворачиваются на ночь веленевою бумагой, дамские рукава, похожие на воздухоплавательные шары. Таким приемом писатель еще больше подчеркивает условность и призрачность петербургской жизни. Петербург – город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства .

-Вернемся к жизни Невского проспекта. Бьет три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет  ( рассказ о чиновниках ).

-с 4 часов Невский пуст…

 Невский проспект для писателя олицетворяет весь Петербург и включает все жизненные контрасты.

А в сумерки мы видим много молодых людей, большею частью холостых, и среди гуляющих мы встречаем художника Пискарева и поручика Пирогова.

3.Сравнительная характеристика героев.

-Расскажите о Пискареве (творческая история художника, его основные черты).

-Чем трогает нас судьба   художника?

( Его влюбленность в красоту, болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности).

-Проанализируйте встречу с прекрасной незнакомкой.

( У художника Пискарева есть идеал: красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки. Потрясенный внешностью девушки он создал в своем воображении ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона.» Автор нам лишний раз напоминает, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется»

-Вспомните сон Пискарева ( от слов «Проникнутый разрывающей жалостью..»

-Отчего умер Пискарев?

 (Он умер, не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью». Он не мог бороться со злом.)

-А пытался ли он бороться?

  (Пискарев погибает, убедившись в крушении своих иллюзий, в эгоизме и продажности окружающего его общества. Невский проспект погубил прекрасную незнакомку. «Толпа звезд, крестов и разного рода советников толкнула ее на путь разврата».

Преуспевает лишь самонадеянный, тупой и довольный собой поручик Пирогов.

-Расскажите о Пирогове.

-К какому обществу принадлежал?

-Каковы таланты Пирогова?

-Что свело его с Пискаревым?

-Оцените поведение Пирогова после того, как его высекли за волокитство.

(Вначале хотел подать жалобу в Государственный Совет, но зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, что-то в газете прочитал… А вечером   уже лихо отплясывал мазурку в собрании чиновников и офицеров.)

Вывод: если Пискарев как мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов является порождением этой улицы, он рядовой участник  «выставки» самодовольной пошлости.

-Какая существует связь между этими двумя историями?

(Оба на Невском проспекте оказались, оба влюбились, хотя любовь каждый понимал по-своему. Один-утешился, другой-попытался уйти в мир сладостных сновидений, а затем кончил самоубийством.)

4.Итог урока.

    В конце повести автор вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свою ненависть к городу продажному, равнодушному ко всему прекрасному, к человеку. «О, не верьте этому Невскому проспекта!..»

-Что вы взяли для себя в этой повести?

(Очень важно оставаться живвым человеком, не терять своего лица, своей цельности. Не быть в понимании окружающих маской.)

 Домашнее задание: написать рассуждение о жизни действительной ( по впечатлениям от повести «Невский проспект»).

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» (Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).

Цели: ·         Обучающая: открыть своеобразие Гоголя как писателя ;·         Познавательная: дать понятие хронотопа ( с...

Художник и "страшный" мир в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект". Конспект урока.

В разработке представлен конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект", а также презентация к этому урока. В ходе урока учащиеся с помощью анализа образа Невского проспекта в разн...