Урок литературы в 8 классе «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» ( по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Петербург - город контрастов и социальной несправедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется»
( по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цель: формирование культуроведческой компетенции, рассмотреть особенности стиля Н.В.Гоголя.
Задачи:
- Обучающие: познакомить учащихся с особенностями звучания темы Петербурга, учить анализировать текст через предметные детали;
- Развивающие: развивать навыки исследовательской работы с текстом,
- Воспитательные : формировать нравственные качества учащихся,
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести Д.Кордовского, Л.Подлясской, открытки современного Петербурга.
1.Слово учителя:
В декабре 1828 года Н.В.Гоголь вместе с Ф.С.Данилевским, одним из самых близких друзей, приезжает в Петербург. Петербург – удивительный город. Как символ могущества России и ее неувядаемой славы он был воспет еще поэтами 18 и 19 века. И поэтому Гоголь испытывал те же чувства, что и кузнец Вакула, попавший в Петербург («Ночь перед Рождеством»). Потом на эти впечатления наслоились другие. Петербург повернулся Гоголю другой стороной – дневной, будничной. Эту сторону он увидел тогда, когда в поисках службы присмотрелся к чиновникам. Потрясение писателя было столь сильным, что он долго не мог заставить себя написать письмо домой. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась уже не стройной, строгой громадой, а скопищем «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, низкой блеску и бесцветности»(В.Г.Белинский).
Именно такой город и стал главным героем петербургских повестей Н.В.Гоголя.
2.Сообщение ученика о творческой истории «Петербургских повестей».
«Петербургские повести» - термин условный, сам автор не давал им такого названия. Это название дали литераторы ( место действия – г.Петербург, место написания повестей – в г.Петербурге). Образ Петербурга – герой цикла. В цикл входят «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос» и «Шинель». Они были написаны на протяжении 10 лет (1831-1842).По построению они представляют серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
3.Исследовательская работа с текстом.
1.Словарная работа.
Лексический комментарий : сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, штоф, ридикюль, капуцин.
Исторический комментарий слов, обозначающих чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, повытчик, камергер, действительный статский советник.
2.Работа с текстом.
-Что является главным объектом изображения в повести?
(Всемогущий Невский проспект).
-Как называет улицу сам автор?
-Расскажите о жизни Невского проспекта ( раннее утро до 12 часов; полдень; к двум часам).
(Перед нами парадная витрина, и видим мы не людей, а маски…
-бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, дамские рукава…
Главная выставка всех лучших произведений человека.)
-Есть ли здесь человеческие характеры?
Описывая толпу праздного Невского проспекта, Гоголь не раскрывает характеров обывателей, не дает их внутренних переживаний. Это особый прием, сущность которого состоит в том, что автор берет лишь одну какую-нибудь особенность облика или туалета и доводит характеристику героя до гротеска.
-Знакомство с новым литературоведческим термином.
Гротеск – яркое художественно-выразительное средство, излюбленный сатирический прем Н.В.Гоголя, который помогает обнажить человеческое самодовольство и ничтожество, чванство(важничанье), тупость и пошлость.
Гротесками были названы фрески, которые нашли на раскопках гротов 15-16 веков, где стебель растения переходит в человеческое лицо или ужасную морду.
Гротеск – это соединение несоединимого, разновидность комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, забавное здесь неотделимо от страшного, зловещего.
Гротеск – намеренная карикатура, условность, преувеличение до уродливости.(Пример: Д.Свифт «Путешествие Гулливера»).
И поэтому по Невскому проспекту не люди двигаются по улице, а «бакенбарды, атласные, черные, как соболь, усы, которые заворачиваются на ночь веленевою бумагой, дамские рукава, похожие на воздухоплавательные шары. Таким приемом писатель еще больше подчеркивает условность и призрачность петербургской жизни. Петербург – город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства .
-Вернемся к жизни Невского проспекта. Бьет три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет ( рассказ о чиновниках ).
-с 4 часов Невский пуст…
Невский проспект для писателя олицетворяет весь Петербург и включает все жизненные контрасты.
А в сумерки мы видим много молодых людей, большею частью холостых, и среди гуляющих мы встречаем художника Пискарева и поручика Пирогова.
3.Сравнительная характеристика героев.
-Расскажите о Пискареве (творческая история художника, его основные черты).
-Чем трогает нас судьба художника?
( Его влюбленность в красоту, болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности).
-Проанализируйте встречу с прекрасной незнакомкой.
( У художника Пискарева есть идеал: красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки. Потрясенный внешностью девушки он создал в своем воображении ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона.» Автор нам лишний раз напоминает, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется»
-Вспомните сон Пискарева ( от слов «Проникнутый разрывающей жалостью..»
-Отчего умер Пискарев?
(Он умер, не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью». Он не мог бороться со злом.)
-А пытался ли он бороться?
(Пискарев погибает, убедившись в крушении своих иллюзий, в эгоизме и продажности окружающего его общества. Невский проспект погубил прекрасную незнакомку. «Толпа звезд, крестов и разного рода советников толкнула ее на путь разврата».
Преуспевает лишь самонадеянный, тупой и довольный собой поручик Пирогов.
-Расскажите о Пирогове.
-К какому обществу принадлежал?
-Каковы таланты Пирогова?
-Что свело его с Пискаревым?
-Оцените поведение Пирогова после того, как его высекли за волокитство.
(Вначале хотел подать жалобу в Государственный Совет, но зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, что-то в газете прочитал… А вечером уже лихо отплясывал мазурку в собрании чиновников и офицеров.)
Вывод: если Пискарев как мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов является порождением этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.
-Какая существует связь между этими двумя историями?
(Оба на Невском проспекте оказались, оба влюбились, хотя любовь каждый понимал по-своему. Один-утешился, другой-попытался уйти в мир сладостных сновидений, а затем кончил самоубийством.)
4.Итог урока.
В конце повести автор вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свою ненависть к городу продажному, равнодушному ко всему прекрасному, к человеку. «О, не верьте этому Невскому проспекта!..»
-Что вы взяли для себя в этой повести?
(Очень важно оставаться живвым человеком, не терять своего лица, своей цельности. Не быть в понимании окружающих маской.)
Домашнее задание: написать рассуждение о жизни действительной ( по впечатлениям от повести «Невский проспект»).
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
Образ Петербурга в литературе и искусстве (по повести Н.В.Гоголя "Невский проспект"
Интегрированный урок литературы в 10 классе...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")
Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...
Тема: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» (Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).
Цели: · Обучающая: открыть своеобразие Гоголя как писателя ;· Познавательная: дать понятие хронотопа ( с...
Художник и "страшный" мир в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект". Конспект урока.
В разработке представлен конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект", а также презентация к этому урока. В ходе урока учащиеся с помощью анализа образа Невского проспекта в разн...