ТЕМА: «Актуальность повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в жизни современного человека».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Мальцева Татьяна Владимировна

ТЕМА: «Актуальность повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в жизни современного человека».

Дата: 26 ноября 2013 г.

Класс: 8

Цели и задачи.

Образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учить разгадывать замысел автора, ориентироваться в тексте.

Развивающая: способствовать развитию речи, памяти, вниманию; развивать умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательная: способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии, творческого мышления; воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственных качеств; формировать умение работать в группе.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: компьютер, презентация, портрет А.С.Пушкина, текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kapitanskaya_dochka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС

ТЕМА: «Актуальность повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в жизни современного человека».

Учитель: Мальцева Татьяна Владимировна

г. Новомосковск 2013 год

ТЕМА: «Актуальность повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в жизни современного человека».

Дата: 26 ноября 2013 г.

Класс: 8

Цели и задачи.

Образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учить разгадывать замысел автора, ориентироваться в тексте.

Развивающая: способствовать развитию речи, памяти, вниманию; развивать умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательная: способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии, творческого мышления; воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственных качеств; формировать умение работать в группе.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: компьютер, презентация, портрет А.С.Пушкина, текст.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слово учителя:

- Когда-то я просила посмотреть вас фильм «Чёрная молния». Давайте посмотрим фрагменты из него (идёт заставка).

- Почему в начале урока я представила фрагмент из этого фильма? Мы ведь с вами изучаем повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? (Рассматриваются важные жизненные проблемы).

- Подумайте, какая проблема объединяет ситуацию, представленную в фильме и затронутую Пушкиным в повести? (Проблема чести, долга, нравственного выбора).

- Прошло столько лет, проблема остаётся актуальной. Тема нашего сегодняшнего урока «Актуальность повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в жизни современного человека». (слайд 1).

На доске эпиграфы:

                                                                     Береги платье снову, а честь смолоду.

                                                                                                                    Пословица

                                                                      Досадно мне, что слово честь забыто.

                                                                                                                   В.Высоцкий

                                                                      Для кого даже честь – пустяк, для того

                                                                      и всё прочее ничтожно.

                                                                                                                    Аристотель

- Вопрос чести, долга занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства. Можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле.

 Потеря чести – это падение моральных устоев, за которыми следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека. Целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема и есть одна из центральных в великой русской литературе.

    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере характеров героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

II. Проверка домашнего задания.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме нашего урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как ЧЕСТЬ, РЕПУТАЦИЯ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СОВЕСТЬ (слайд 2).

Поработаем с толковым словарём Ожегова. Задание по группам: найти значение этих слов. 1 группа – ЧЕСТЬ, 2 группа - РЕПУТАЦИЯ, 3 группа - НРАВСТВЕННОСТЬ,  

4 группа – СОВЕСТЬ.

1 группа зачитывает (слайд 3), 2 группа (слайд 4), 3 группа (слайд 5), 4 группа (слайд 6).

III. Беседа.

- Друг А.С.Пушкина Владимир Иванович Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачёвских материалов – в своём словаре живого великорусского языка слово ЧЕСТЬ определяет так (слайд 7):

1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

2. Но в словаре указано и другое значение: условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

- В каком значении слово ЧЕСТЬ употреблено в повести «Капитанская дочка»?

- В первом. Потому что честь в повести стала мерой человечности и порядочности всех героев.

     -Ребята, мы часто попадаем в такие жизненные ситуации, когда нам предстоит сделать выбор. Как вы думаете, от чего зависит выбор человека?

-  От характера, от его воспитания, от настроения, от внешних факторов и т.д.

- Совершенно верно. Но очень важно сделать правильный выбор, не забывая о таких понятиях, как честь, совесть, долг, любовь. Посмотрим, как эти нравственные понятия соотносятся с характерами героев повести – Петром Гринёвым, Емельяном Пугачёвым, Алексеем Ивановичем Швабриным, Машей Мироновой.

Каждой группе, а их у нас 4, было дано задание разобраться в характере героя, составить вопросы для обсуждения и представить проект. Но вы ещё будете оценивать работу каждой группы (перед вами оценочные листы и критерии оценивания). Внимательно слушайте выступления ребят, делайте пометки, записывайте ключевые фразы. В конце урока вы сдадите мне оценочные листы. Совмещая вашу оценку и своё мнение, по результатам я выставлю отметки. Также подготовьте отчёты по работе в проекте.

IV. Представление проектов.

1. Образ Петра Гринёва.

(идёт презентация с комментариями учащихся): перед Гринёвым пример отца. Мы знакомимся с нравственными установками семьи. Первый раз герой поступил по чести, вернув карточный долг; отблагодарил бродягу, подарив заячий тулуп. Его поступок в будущем спас ему жизнь. Этот эпизод как будто говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но люди ещё и помнят добро.

2. Образ Пугачёва.

(идёт презентация с комментариями учащихся): Пугачёв на страницах повести впервые появляется во 2 главе в образе «вожатого». Портретная характеристика говорит о противоречивости его натуры. Особо выделяются глаза: то «сверкающие», то пристально смотрящие, то выражающие плутовство и насмешливость. Его характеризует быстрая смена настроений. Рассказчик не скрывает жестокости героя, который, войдя в роль государя, волен казнить или миловать. Здесь же отмечается его великодушие: он помиловал Петра Гринёва, вспомнив заячий тулуп. Благодаря ему Гринёв и Маша Миронова обрели друг друга.

3. Образ Швабрина.

(идёт презентация с комментариями учащихся): это полная противоположность Гринёву, корыстный и неблагородный. Во время поединка не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией, доносит на Гринёва, но поступил благородно, не упомянув во время следствия о Маше. На его примере А.С.Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека.

4. Образ маши Мироновой.

(идёт презентация с комментариями учащихся): тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Сила любви, чувство ответственности за любимого человека, нравственная чистота, внутренняя красота – всё это делает Машу Миронову нравственным идеалом А.С.Пушкина.

V. Обсуждение  выступлений.

- Мы правильно вас поняли, что каждый из героев по-разному понимает понятия чести и долга и поступает так, как велит ему совесть. А кто из героев вам ближе по духу? (ответы учащихся).

V I. Выводы.

Вернёмся к началу урока. Вспомним сюжет фильма «Чёрная молния». Главный герой – Дима Майков – под влиянием лекций Купцова искренне верит, что единственный путь к успеху – это путь эгоиста. Эту веру подогревает видимый успех его друга, который имеет много денег и белый «Мерседес». Дима получает от отца в подарок старенькую «Волгу», обнаруживая, что его машина летает, как истребитель. Он бесцельно парит над столичными пробками, пока однажды беда не заставляет его по-другому взглянуть на мир. Эгоизм привёл к тому, что Дима не приходит на помощь раненному ножом мужчине на улице. Этим человеком оказывается его отец. Гибель родного человека меняет отношение Димы к жизни. Он понимает, что должен помогать людям, попавшим в беду.

- Как вы думаете, не случись трагедия с отцом Димы, могла бы повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» повлиять на формирование его характера?

V I I. Самостоятельная работа.

Сейчас я предлагаю вам поразмышлять на тему «Что значит честь и долг для меня».

Напишите сочинение-миниатюру. Я постараюсь вместе с вами выполнить эту работу. Посмотрим, что у нас получится (5 минут).

Зачитываются 2-3 работы, остальные сдают в конце урока.

V I I I. Домашнее задание.

Перед вами текст известного русского советского писателя Даниила Гранина. Внимательно прочитав его, вы напишите комментарий к сформулированной проблеме текста, отразив в нём следующее:

- актуально ли то, о чём пишет Гранин;

- насколько глубоки исторические корни этой проблемы;

- как автору удалось привлечь к ней внимание читателей.

Давно мечтаю я написать книгу о чести. Собрать в  ней благороднейшие поступки. Примеры порядочности, великодушия, добра, чести, красоты.

         Там было бы про Петра Николаевича Лебедева, перед которым в 1911 году встал вопрос об уходе из Московского университета (тогда в знак протеста против притеснений студентов ушли в отставку многие профессора: К. Тимирязев, В. Вернадский, С. Чаплыгин и другие). К этому времен он с великим старанием  собрал первую русскую школу физиков. Его лаборатория только начала работать. Куда пойти? На что жить? Его уговаривали остаться. Ему бы простили это отступничество, потому что понимали особенность его положения. Но всё же он ушёл из университета. Понимал, видимо, что иначе сам себе не простит.

         В  той книге чести была бы история отношений Чарльза Дарвина и Альфреда Уоллеса. Как щедро уступали они друг другу приоритет! Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи, где излагал теорию естественного отбора, связь отбора с борьбой  за существование. В ней было изложено  всё, что Дарвин сам готовил к печати в своей книге «Происхождение видов». Друзья, зная, что Дарвин начал свою работу двадцать лет назад,  решили опубликовать  одновременно статью Уоллеса и частное письмо Дарвина, написанное год назад и содержащее аннотацию своего труда, и доложить королевскому научному сообществу. Уоллес заявил, что считает их действия великодушными, и никогда позднее он не претендовал на всемирную славу, которая досталась Дарвину и его великой книге. Он же первый применил термин «дарвинизм».

        Мне хотелось бы написать про учёных, которые выступали мужественно, разоблачая собственные ошибки и заблуждения. Про русских учёных, которые снимали с себя звания академиков, если академия поступала несправедливо.

        Или про Сэра Барроу, английского профессора 17 века. Неплохой математик, он заметил успехи своего ученика и стал всюду подчёркивать его талант, признал вскоре его превосходство. Мало того, отказался от кафедры, потребовав, чтобы её занял ученик, которого тогда мало кто знал. Звали молодого учёного Исаак Ньютон. «Ваше место здесь, - сказал ему Барроу, - а моё пониже».

       Ничто  не доставляет такого удовольствия, как рассказать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях. (по Д. Гранину.)

IX. Рефлексия.

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

- Комфортно ли было? С каким настроением вы уходите?

Урок окончен.

(сдают опросные листы и сочинения)

Отчёт по работе в проекте.

Как ты организовывал  свою деятельность?

В каких видах работ участвовал?

Какими видами информации пользовался и как её отбирал?

Достаточно ли тебе было времени, отведённого для работы?

Использовал ли ты компьютер и каким образом?

Чему ты научился в результате работы по проекту?

Что нового ты узнал о себе и о товарищах?

Что в заданиях понравилось (что не понравилось)?

Фамилия _________________________   имя _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Открытый урок по теме: «Тема милосердия на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Данный урок способствует формированию представления у обучающихся о категориях добра и зла; о месте человека в мире и его ответственности за этот мир....