презентация к уроку литературы в 5 классе "Обучение написанию сказке"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Итоговый итог по литературе в 5 классе, завершающий тему "Сказки". Презентация содержит закрепление учебного материала, рекомендации по написанию сказки, возможные темы (зачины)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_napisat_skazku.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На себя приложь ! Сказка - ложь?

Слайд 2

Лес Дуб Море Солнце Стрелы Молодец Ворон Сокол Закрепление изученного Игра «Подбери постоянный эпитет»

Слайд 3

Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка? Какими частями начинается и заканчивается сказка? Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. Закрепление изученного

Слайд 4

К каким сказочным героям можно отнести пословицы: "Утро вечера мудренее " "По одежке встречают, по уму провожают" "Вороне соколом не быть" "Кто скоро помог, тот дважды помог" "Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать"? Творческое задание

Слайд 5

- Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок: скатерть-самобранка, меч-кладенец , сапоги-скороходы, ковер-самолет, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебное блюдечко и наливное яблочко? Творческое задание

Слайд 6

1.Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки". 2.Скажите,какого героя провели на пирожках? 3.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? 4.Какими словами начинаются русские народные сказки? 5.Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство? 6.Чем кормила лиса журавля? 7.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? 8.Из какой сказки эти строчки? Ах ты,Петя-простота , Сплоховал немножко: Не послушался Кота, Выглянул в окошко... 9.Кто первый нашёл теремок? Литературная мини-викторина по русским народным сказкам

Слайд 7

Сочинять сказку - это просто и увлекательно. Просто - потому, что есть образцы, русские народные сказки. А увлекательно - потому, что когда понимаешь, как писать, уже ничего не боишься и даёшь волю фантазии. И не страшно, если основой придуманной сказки станет какой-нибудь известный сюжет. Ведь и народные сказки, передававшиеся из уст в уста, были зачастую между собой очень похожи, различаясь лишь в деталях. Трудно ль сказка сказывается? Так же, как и дело делается!

Слайд 8

Классификация сказок

Слайд 9

сказки делятся на три основных вида - волшебные, бытовые, о животных ; в них обязательно должен быть вымысел, но на основе более-менее реалистичных ситуаций; корень всех событий - противостояние добра и зла (в пользу добра, конечно); сочинить настоящую волшебную сказку можно лишь с помощью создания образов помощников главного героя со сверхъестественными способностями; приключения должны начинаться с какого-то нарушения запрета, канонов поведения, а продолжаться сюжетом о последствиях нарушений и их преодолении; придумывать литературную сказку на основе волшебных событий по всем правилам - значит соблюсти её композицию, куда входят, например, присказка, зачин, кульминация и концовка ; рекомендуем использовать постоянные эпитеты («красная девица», «травушка-муравушка») и повторы («жили-были», «шел-шел»); Сочинить сказку про животных довольно просто, наблюдая за повадками домашних питомцев. Итак, чтобы сочинить сказку , нужно учесть следующие моменты:

Слайд 10

Из чего сказка складывается экспозиция (короткая история событий, предшествующих будущему конфликту, - частый, но не обязательный элемент сказки); зачин (может начинать произведение или продолжать экспозицию, рассказывать о героях, месте действия и т.п.); кульминация (наивысшая точка развития сюжета); развязка (момент раскрытия интриги); концовка (напоминание о сказочном характере произведения, финальный аккорд).

Слайд 11

Композиция сказки Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло

Слайд 12

Признаки волшебных сказок

Слайд 13

Сюжет волшебных сказок Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Поиск спасительной магии Добрые герои борются со злыми Последствия нарушения Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Спасение Герою приходят на помощь Герой возвращается домой с наградой

Слайд 14

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности .

Слайд 15

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн , вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка , сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье .

Слайд 16

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Слайд 17

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Слайд 18

Учимся писать сказку Придумаем какого-нибудь типичного героя "из народа". Пусть это будет школьник Ваня. Однажды он остаётся один, без взрослых, убегает погулять далеко от дома и таким образом оказывается предоставленным самому себе. Это нарушение запрета - обязательное условие волшебной сказки. Экспозиция может быть, к примеру, такая: "Жил-был мальчик Ваня, озорник и весельчак. Родителей любил, но редко слушал". А потом можно добавить присказку ("Это присказка, а сказка скоро будет") и от неё перейти к зачину ("Вот однажды Ваня проспал первый урок и не пошёл в школу..."). А дальше уже включаем фантазию и придумываем приключения. Но они должны быть захватывающими и обязательно с волшебными помощниками. Герой может встретить по пути кота, который с ним заговорит и сообщит что-то очень важное и таинственное. Трижды он пытается выполнить какое-либо действие, прежде чем добывается результата. И в конце можно использовать какую-то типично сказочную, но перефразированную словесную формулу: "Я там был, всё видел, слышал, вот такой рассказ и вышел".

Слайд 19

Варианты зачина-темы Жила-была Баба-яга. Добрая-предобрая!!! Жила-была тетка Лень. Больше всего она любила ходить в гости. Придет к какой-нибудь девочке и говорит: “Не ходи сегодня в школу, скажи, что ты заболела”. И вот однажды… Давно ли – недавно ли жило на свете зеркало. Чего оно только не видело! Где – не знаю, давно ли – не помню, но случилась в лесу такая история…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"

Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Презентация к уроку литературы. Конкурс знатоков волшебной сказки

Конкурс знактаков волшебной сказки - увлекательный урок для пятиклассников....

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"

Презентация к уроку литературы в 5ом классе "Русские народные сказки"...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...

Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "

В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил".

Презентация является ярким дополнением к уроку по теме "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил"....