Урок-исследование "Тема пути в русской литературе XIX века"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Материал будет интересен пр поведении уроков по сквозным темам русской литературы 19 века в старших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tema_puti.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
"Тема пути
в русской литературе XIX века"
Предметный результат
- Личностные:
- воспитание уважительного отношения к русской литературе;
- воспитание толерантности;
- использование различных источников информации.
2. Метапредметные:
- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- развивать умение структурировать материал;
- работать с разными источниками информации.
3. Предметные:
- понимать тему;
- уметь анализировать литературные произведения;
- владеть литературной терминологией;
- понимание связи литературного произведения с эпохой.
Тип урока: исследование.
Виды деятельности.
Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
репродуктивная: групповые сообщения учащихся по теме;
рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста;
исследовательская: анализ и сравнение произведений.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя;
эпиграф ( слова английского поэта Джэфри Чосера);
роман «Евгений Онегин»;
поэма «Мертвые души»;
иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII- XIX веков.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап урока
Цели:
- Определить тему, регламент работы, форму урока, формы работы.
- Установить психологический контакт между всеми участниками урока.
Приемы: организация внимания.
Слово учителя:
На старом поле каждый год
Родится новая пшеница;
Из старых книг, как срок придёт,
Познанье новое родится.
Эти слова замечательного английского поэта Джэфри Чосера как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к нашему уроку: «Тема пути в русской литературе XIX века».
Знания можно получить в готовом виде, почерпнуть из учебника, а можно добыть собственным трудом в результате исследования. Думаю, что самый интересный путь – исследование. Именно поэтому работать мы будем в режиме научно-исследовательского отдела. Общее руководство и ответственность за результат я беру на себя, руководители рабочих групп (назначенные или выбранные зависит от уровня развития класса) распределяют работу в группе, координируют действия участников группы.
Руководители групп называют тот материал, с которым группа работала в ходе выполнения домашнего задания:
1. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. . Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Экспертная группа в составе: ( экспертная группа составляется из числа специально подготовленных учащихся) оценит нашу работу.
II. Установочный этап (коллективная работа, беседа)
Цели:
- Определить объём исследования, цель, актуальность темы.
- Проверить понимание понятия «ключевые слова»
- Расширять кругозор учащихся, формировать образное представление о прочитанном посредством творческой словарной работы
Приёмы:
- Организация коллективной деятельности
- Формирование зрительных образов.
- Анализ.
- Нахождение смысловых опорных пунктов.
- Формулирование суждений.
Учитель: Для того чтобы работа носила целенаправленный характер, нам необходимо определить объём исследования, поставить цели, уточнить ориентиры.
Вопросы для беседы:
– Каковы ключевые слова темы? (Тема, образ , путь).
– В каком значении мы будем употреблять эти слова? Определим лексическое значение каждого понятия.
Тема –
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
2. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Образ – зримое представление, зримый облик человека, предмета, явления, процесса, возникающий у читателя под влиянием литературного описания.
1. Вид, облик.
2. Живое, наглядное представление о чём-либо, о ком-либо.
Путь –
1. То же, что и дорога. Широкий путь; жизненный путь (перен.); стоять поперёк пути.
2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути, водные пути.
3. Железнодорожная колея, линия.
4. Направление, маршрут.
5. Путешествие, поездка.
6. Направление деятельности, развития чего-нибудь.
7. Польза, толк. В этом парне пути не будет.
Коллективная работа (организация полилога)
– Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?
1. Необходимость изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений других людей и т.д.)
– В чём вы видите актуальность предложенной темы?
1.Тема важна, потому что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен для писателей XIX века и т.д.
- Поиск собственного места в жизни
Учитель: Для того, чтобы расширить наши представления о веке XIX, обратим внимание на средства передвижения наших героев.
-Как можно передвигаться в жизни к намеченной цели?
Творческая словарная работа
Если в классе есть учащиеся, которые хорошо рисуют, полезно дать им опережающее задание узнать о средствах передвижения XIX века; изобразить эти средства и дать лексическое значение слов, обозначающих средства передвижения. В помощь учащимся можно рекомендовать Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII- XIX веков. Оренбургское книжное издательство, 1998. Сост. Л.А.Глинкина; альтернативным заданием может быть компьютерная презентация «Средства передвижения на Руси»).
1. Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом.
Высунувшись в окно, увидел он (Чичиков) остановившуюся перед трактиром лёгонькую бричку, запряжённую тройкой добрых лошадок.
Гоголь. «Мёртвые души»
2. Дроги –
1. Длинная повозка без кузова для перевозки покойников.
2. Грубый, старомодный экипаж.
Сначала все к нему езжали,
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышит их домашние дроги,
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
Пушкин. «Евгений Онегин»
4. Карета – большой крытый четырёхколёсный экипаж на рессорах
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Пушкин
5. Колымага –
1. Закрытый четырёхколёсный экипаж.
2. Тяжёлая, громоздкая, неуклюжая повозка.
Колымага, сделавши несколько поворотов из улицы в улицу, наконец поворотила в тёмный переулок мимо небольшой приходской церкви.
Гоголь. «Мёртвые души»
6. Пролётка – лёгкий четырёхколёсный экипаж.
7. Кибитка – крытая дорожная повозка.
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
Пушкин. «Евгений Онегин»
8. Коляска – рессорный экипаж на четырёх колёсах с поднимающимся верхом.
Ступай к каретошнику, чтоб поставил коляску на полозки, – сказал Чичиков.
Гоголь. «Мёртвые души»
9. Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.
Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…
Гоголь. «Мёртвые души»
III. Работа групп
– Как вы предлагаете сформулировать проблему исследования?
Вопросы:
1. Как изображён в произведениях русской литературы XIX века путь отдельно взятого человека? Только ли человек движется?
2. Куда и как движется герой?
3. Что даёт человеку это движение?
4. Что писатели говорят о пути России?)
5. Как вы думаете , изменилось изображение темы пути в русской литературе с течением времени?
Цели:
- Формирование навыков аналитической работы.
- Формирование умения планировать работу в группе, взаимодействовать в ходе работы, находить компромиссные решения.
- Воспитание толерантности.
Учитель: Итак, мы готовы вести предметный разговор по теме методом исследования.
Сформулируем рабочую гипотезу:
Примерные формулировки:
- Жизненный путь героя и его духовно-нравственный путь находятся в прямой связи с особенностями исторической эпохи.
- Путь отдельно взятого человека можно определить, анализируя время, в которое он живёт и параметры личностного развития.
Свои концепции темы пути представляют группы.
(Представление концепций может сопровождаться демонстрацией рисунков, графиков с соответствующими комментариями).
Герой | Путь | Вывод |
Евгений Онегин. Евгений – греч. благородный | 1. Путь жизни (от рождения до зрелости) | В 20-е годы XIX века дорогой чести стала дорога декабристов. |
Павел Иванович Павел – лит. маленький | 1. Движение во внешней среде – это путь из губернского города в провинцию, перемещение от одного помещика к другому. | 40-е годы. Скорость движения не даёт возможности увидеть истинное лицо героя. Создаётся ощущение вихря, кругового движения, при котором вздымается всё вокруг. Исторические перемены: зарождение в недрах феодального государства буржуазных отношений, рождение власти денег наводит ужас: куда? зачем всё несётся? Куда стремится герой времени и сама Русь? |
IV. Подведение итогов
Цели:
- Обучение формулированию умозаключения.
- Анализ проделанной работы..
- Воспитание внимательного отношения к результатам деятельности другого человека..
Приёмы:
- Обобщение на основе выделенных в ходе анализа смысловых понятий.
- Анализ работы, самоанализ.
Учитель: На основе проведённой работы сделаем общий вывод по теме (сформулируем умозаключение)
Примерные формулировки:
1. Путь лучших людей в литературе 19 века – это всегда путь поиска правды, своего места в жизни, путей переустройства самой жизни, как правило, это путь к любви и вере, путь к гармонии, т.е. путь духовного становления.
2. Путь героя 19 века – это движение во внешней среде – к появлению общественного деятеля; в духовной сфере – к формированию лучших человеческих качеств.
Многотрудные дороги литературных героев, порой трагические, порой драматические: от бездорожья – через осознание себя, своего мира – к осознанию общественных
- Духовно обогащенные личности, как Онегин , или духовно деградированные личности, как Чичиков, они определяют и путь народа, страны, всего общества. Движение общества или определенное , или еще туманное. Не случайно Гоголь вопрошает: «Русь, куда же ты несешься?» И не дает ответ. И только в 60-е годы в творчестве Чернышевского, Некрасова , Тургенева определится этот путь.
Учитель: Невольно встает вопрос, какую вы дорогу в жизни выберете?
V. Домашнее задание:
Цели:
- Закрепление полученных знаний.
- Закрепление навыков работы в группе.
- Воспитание ответственного отношения к результатам собственного труда.
Приёмы:
- Групповая работа.
- Составление логической схемы материала.
- Представить групповой отчёт о проделанной работе.
- Форма отчёта: ведомость на получение отметки.
№ | Ф.И. | Объем выполненной работы | Оценка |
|
|
| |
- Сочинение – рассуждение «Мой путь в будущее».
ЛИТЕРАТУРА
1. Лапаев Н.Б. Сквозная тема в разделах курса «История русской литературы».- М,: Просвещение, 1985
2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.- М.: Просвещение, 1988
3. Бугров Б.С. Русская литература 19-20 веков.- М.: Аспект-Пресс, 2000
4. Манн Ю. Постигая Гоголя. – М.: Аспект-Пресс, 2005
5. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».- Ленинград :Просвещение, 1983
6. Манн Ю.М. Смелость изобретения .- М.: Детская литература, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)
При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Презентация "Судьба России в XX веке. Русская литература XX века"
Материал к вводному уроку литературы в 11 классе. Содержит периодизацию русской литературы в XX веке с краткой характеристикой...