Урок-исследование "Тема пути в русской литературе XIX века"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Пономарева Инна Михайловна

Материал будет интересен пр поведении уроков по сквозным темам русской литературы 19 века в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tema_puti.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

"Тема пути  

в русской литературе XIX века"

  Предметный результат

  1. Личностные:  

- воспитание уважительного отношения к русской литературе;

- воспитание толерантности;

- использование различных источников информации.            

            2. Метапредметные:  

             - подбирать  аргументы для подтверждения собственной позиции;

             - развивать умение структурировать материал;

             - работать с разными источниками информации.

          3. Предметные:

               - понимать  тему;

               - уметь анализировать литературные произведения;

               - владеть литературной терминологией;

              -   понимание связи литературного произведения с эпохой.

Тип урока: исследование.

 Виды деятельности.

Поисковая: самостоятельный  поиск ответа на  проблемный вопрос;

репродуктивная:  групповые сообщения учащихся по теме;

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста;

исследовательская:  анализ  и сравнение произведений.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя;

                            эпиграф ( слова английского поэта Джэфри Чосера);

                           роман «Евгений Онегин»;

                           поэма «Мертвые души»;

                           иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII- XIX веков.

                         

ХОД УРОКА

I. Организационный этап урока

Цели:

  • Определить тему, регламент работы, форму урока, формы работы.
  • Установить психологический контакт между всеми участниками урока.

Приемы: организация внимания.

Слово учителя: 

На старом поле каждый год
Родится новая пшеница;
Из старых книг, как срок придёт,
Познанье новое родится.

      Эти слова замечательного английского поэта  Джэфри  Чосера как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к нашему уроку: «Тема пути  в русской литературе XIX века».
        Знания можно получить в готовом виде, почерпнуть из учебника, а можно добыть собственным трудом в результате исследования. Думаю, что самый интересный путь – исследование. Именно поэтому работать мы будем в режиме научно-исследовательского отдела. Общее руководство и ответственность за результат я беру на себя, руководители рабочих групп (
назначенные или выбранные зависит от уровня развития класса) распределяют  работу в группе, координируют  действия участников группы.
Руководители групп называют тот материал, с которым группа работала в ходе выполнения домашнего задания:

1.  Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. . Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».


Экспертная группа в составе: (
 экспертная группа составляется из числа специально подготовленных учащихся) оценит нашу работу.

II. Установочный этап (коллективная работа,  беседа)

Цели:

  • Определить объём исследования, цель, актуальность темы.
  • Проверить понимание понятия «ключевые слова»  
  • Расширять кругозор учащихся, формировать образное представление о прочитанном посредством творческой словарной работы

Приёмы:

  • Организация коллективной деятельности
  • Формирование  зрительных образов.
  • Анализ.              
  • Нахождение смысловых опорных пунктов.
  • Формулирование суждений.

Учитель: Для того чтобы работа носила целенаправленный характер, нам необходимо определить объём исследования, поставить цели, уточнить ориентиры.

Вопросы для беседы:

– Каковы ключевые слова темы? (Тема, образ ,  путь).
– В  каком значении мы будем употреблять эти слова? Определим лексическое значение каждого понятия.

Тема

1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
2. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Образ – зримое представление, зримый облик человека, предмета, явления, процесса, возникающий у читателя под влиянием литературного описания.
1. Вид, облик.
2. Живое, наглядное представление о чём-либо, о ком-либо.

Путь –

1. То же, что и дорога. Широкий путь; жизненный путь (перен.); стоять поперёк пути.
2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение.
Воздушные пути, водные пути.
3. Железнодорожная колея, линия.
4. Направление, маршрут.
5. Путешествие, поездка.
6. Направление деятельности, развития чего-нибудь.
7. Польза, толк.
В этом парне пути не будет.

Коллективная работа (организация полилога)

– Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?

1. Необходимость  изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений других людей и т.д.)

– В  чём вы видите  актуальность  предложенной темы?

1.Тема важна, потому  что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.  
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен  для писателей XIX века и т.д.

  1. Поиск собственного места  в жизни

Учитель: Для того, чтобы расширить наши представления о веке XIX, обратим внимание на средства передвижения наших героев.

-Как можно передвигаться в жизни к намеченной цели?

Творческая словарная работа

Если в классе есть  учащиеся, которые хорошо рисуют, полезно дать им опережающее задание  узнать о средствах передвижения XIX века; изобразить эти средства и дать лексическое значение слов, обозначающих средства передвижения. В помощь учащимся можно рекомендовать Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII- XIX веков. Оренбургское  книжное издательство, 1998. Сост. Л.А.Глинкина; альтернативным заданием может быть компьютерная презентация «Средства передвижения на Руси»). 

1. Бричка – лёгкая дорожная  повозка с откидным верхом.

Высунувшись в окно, увидел он (Чичиков)  остановившуюся перед трактиром лёгонькую бричку, запряжённую тройкой добрых лошадок.

Гоголь. «Мёртвые души»

2. Дроги –

1. Длинная повозка без кузова  для перевозки  покойников.
2. Грубый, старомодный экипаж.

Сначала все к нему езжали,
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышит их домашние дроги,
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.

Пушкин. «Евгений Онегин»

4. Карета – большой крытый четырёхколёсный экипаж на рессорах 

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Пушкин

5. Колымага –    

1. Закрытый четырёхколёсный экипаж.
2. Тяжёлая, громоздкая, неуклюжая повозка. 

Колымага, сделавши несколько поворотов  из улицы в улицу, наконец поворотила в тёмный переулок мимо небольшой приходской церкви.

Гоголь. «Мёртвые души»

6. Пролётка – лёгкий четырёхколёсный экипаж.

7. Кибитка – крытая дорожная повозка.

Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.

Пушкин. «Евгений Онегин»

8. Коляска – рессорный экипаж на четырёх колёсах с поднимающимся верхом.

Ступай к каретошнику, чтоб поставил коляску на полозки, – сказал Чичиков.

Гоголь. «Мёртвые души»

9. Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.

Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Гоголь. «Мёртвые души»

III. Работа групп

– Как вы предлагаете  сформулировать проблему исследования?

 Вопросы:

1. Как изображён в произведениях русской литературы XIX века  путь отдельно взятого человека?  Только ли человек движется?

2. Куда  и как движется герой?

3.  Что даёт человеку это движение?

4. Что писатели говорят о пути России?)

5. Как вы думаете , изменилось изображение темы пути  в русской литературе с течением времени?

Цели:

  • Формирование навыков аналитической работы.
  • Формирование умения планировать работу в группе, взаимодействовать в ходе работы, находить компромиссные решения.
  • Воспитание толерантности.

Учитель: Итак, мы готовы вести предметный разговор по теме методом  исследования.

Сформулируем рабочую гипотезу:

Примерные формулировки:

  • Жизненный путь героя и его духовно-нравственный путь находятся в прямой связи с особенностями исторической эпохи.
  •  Путь отдельно взятого человека можно определить, анализируя время, в которое он живёт и параметры личностного развития.

Свои концепции темы пути представляют группы.

(Представление концепций может сопровождаться демонстрацией рисунков, графиков с соответствующими комментариями).

Герой

Путь

Вывод

Евгений Онегин.

Евгений – греч. благородный

1. Путь жизни (от рождения до зрелости)
2. Путь познания (от незнания – к  постижению разных наук: литературы, истории, экономики, права и, как следствие, – превращение петербургского
DENDI в философствующего затворника, а затем – в путешественника, познающего историю страны и мир людей)
3. Путь души (от неспособности любить, сопереживать, понимать чувства другого человека, от снобизма – к уважению человеческого в человеке и к способности любить и страдать).

В 20-е годы  XIX века дорогой чести стала дорога декабристов.
А. С.Пушкин ведёт этой дорогой своего героя, показывая, как типичный молодой дворянин познает мир, радуясь, огорчаясь, ошибаясь, трагически заблуждаясь, осознавая собственные ошибки, познавая человека и  историю  страны. Итогом
этого пути   становится появление благородной (не только по происхождению, но и по сути) личности, способной уважать, ценить, любить людей; способной страдать, осознавая несовершенство мира.
На первый план в романе выходят не политические убеждения Онегина, а именно человеческая его сущность, благородство души, способность живо чувствовать.

Павел Иванович

Павел – лит. маленький
Иванович – благоволение божье.

 1. Движение во внешней среде – это  путь из губернского города в провинцию, перемещение от одного помещика к другому.
2. Внутренний  путь – деградация нравственности (от детства – к юности и зрелости)
3. Жизненный путь –  движение по служебной лестнице.

40-е годы. Скорость движения не даёт возможности увидеть истинное лицо героя. Создаётся ощущение вихря, кругового движения, при котором вздымается всё вокруг. Исторические перемены: зарождение в недрах феодального государства буржуазных отношений, рождение власти денег наводит ужас: куда? зачем всё несётся? Куда стремится герой времени и сама Русь?

IV. Подведение итогов 

Цели:

  • Обучение формулированию умозаключения.
  • Анализ проделанной работы..
  • Воспитание внимательного отношения к результатам деятельности другого человека..

Приёмы:

  • Обобщение на основе выделенных  в ходе анализа смысловых  понятий.
  • Анализ работы, самоанализ.

Учитель: На основе проведённой работы сделаем общий вывод по теме (сформулируем умозаключение)

Примерные формулировки: 

1. Путь лучших людей в литературе 19 века – это всегда путь поиска правды, своего места в жизни, путей переустройства самой жизни, как правило, это путь к любви и вере, путь к гармонии, т.е. путь духовного становления.

2. Путь героя 19 века – это движение во внешней среде – к появлению общественного деятеля; в духовной сфере – к формированию лучших человеческих качеств.

Многотрудные дороги литературных героев, порой трагические, порой драматические: от бездорожья – через осознание себя, своего мира – к осознанию общественных

  1. Духовно обогащенные личности, как Онегин , или духовно деградированные личности, как Чичиков, они определяют и путь народа, страны, всего общества. Движение общества или определенное , или еще туманное. Не случайно Гоголь вопрошает: «Русь, куда же ты несешься?» И не дает ответ. И только в 60-е годы в творчестве Чернышевского, Некрасова , Тургенева определится этот путь.

Учитель: Невольно встает вопрос, какую вы дорогу в жизни выберете?

V. Домашнее задание:

Цели:

  • Закрепление полученных знаний.
  • Закрепление навыков работы в группе.
  • Воспитание ответственного отношения к результатам собственного труда.

Приёмы:

  • Групповая работа.
  • Составление логической схемы материала.
  • Представить групповой отчёт о проделанной работе.
  1. Форма отчёта: ведомость на получение  отметки.

Ф.И.

Объем выполненной работы

Оценка

  1.  

                    

 

 

  1. Сочинение – рассуждение «Мой путь в будущее».

 ЛИТЕРАТУРА

1. Лапаев Н.Б. Сквозная тема в разделах курса «История русской литературы».- М,: Просвещение, 1985

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.- М.: Просвещение, 1988

3. Бугров Б.С. Русская литература 19-20 веков.- М.: Аспект-Пресс, 2000

4. Манн Ю. Постигая Гоголя. – М.: Аспект-Пресс, 2005

5.  Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».- Ленинград :Просвещение, 1983

 6. Манн  Ю.М.  Смелость изобретения .- М.: Детская литература, 1985

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Презентация "Судьба России в XX веке. Русская литература XX века"

Материал к вводному уроку литературы в 11 классе. Содержит периодизацию русской литературы в XX  веке с краткой характеристикой...