"Король времени". Литературный вечер, посвященный творчеству В. Хлебникова.
материал по литературе на тему

Матвеева Анастасия Юрьевна

Материал заинтересует учителей литературы, а также педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hlebnikov_stsenariy_dlya_zhurnala.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение

для обучающихся с девиантным поведением специальная

общеобразовательная школа № 2(открытого типа)

Санкт-Петербурга

Сценарий литературного вечера, посвященного 130-летию со дня рождения В. Хлебникова.

«Король времени»

Разработчик:

учитель русского языка

и литературы  Целищева А. Ю.

        

                                                     

Санкт-Петербург

2016

Сценарий литературного вечера, посвященного 130-летию Велимира Хлебникова.

«Король времени»

«Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…»
Осип Мандельштам

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

  • Формирование у школьников интереса к литературе Серебряного века.
  • Развитие памяти.
  • Развитие творческих способностей: умение декламировать поэтические тексты, обучение сценической речи  через участие в театральных постановках инсценировках.
  • Воспитание чувства коллективизма.
  • Пробуждение интереса к судьбе и творчеству В. Хлебникова.
  • Воспитание познавательной активности.

Ведущий 1  Добрый день, дорогие ребята, а также учителя и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном 130-летию со Дня рождения Велимира Хлебникова- фигуры противоречивой и до сих пор до конца не разгаданной. Он любил каламбур и беспорядок, так давайте же отметим его праздник так, если бы он был с нами.

Ведущий 2 На стыке двух веков 19 и 20го  родилась поэзия, которую наши современники назвали поэзией серебряного века. Серебряный век – это целое созвездие поэтов (Владимир Маяковский, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев), в число которых входит выдающийся поэт и мыслитель Велимир Владимирович Хлебников. Владимир (это настоящее имя поэта) родился в семье русских интеллигентов  9 ноября 1885 года в  Калмыкии.

   Его отец, Владимир Алексеевич Хлебников, – ученый-зоолог  брал маленького Витю с собой в калмыцкие степи, на озера.

  Он учился у отца понимать птичий язык, язык травы и ветра, но не стал зоологом. Он стал поэтом.

  Поэзия околдовала душу Виктора и тот мир, который очаровал его с детства, вошел в его стихи, полные волшебства и музыки.

Ведущий 1 В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю гимназию. Через пять лет  осенью 1903 года  он поступил на математическое отделение Казанского университета, но после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме. В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой. В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал вести богемную жизнь.

Славянская тема нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В числе действующих лиц оказывается множество выдуманных Хлебниковым языческих божеств. Одним из таких был Жар-Бог.

Давайте послушаем  первого выступающего. Он передаст настроение стихотворения Велимира Хлебникова раннего периода – «Жарбог».

Ведущий 2 В 1909 году осенью произошла перемена имени Хлебникова — он взял себе творческий псевдоним Велимир - имя, означающее «большой мир». К началу 1910 года Хлебников знакомится с Давидом Бурлюком и переезжает жить к его семье на квартиру.

Стихотворение «Заклятие смехом» (Ведущий кидает смятый лист на сцену) было написано в 1909 году и лишь по счастливой случайности дошло до наших дней.

Ведущий 1 Листок со стихами случайно обнаружил в комнате поэта его друг, Давид Бурлюк. Вероятнее всего, этому произведению уготована была участь отправиться в мусорное ведро, так как в тот день Велимир Хлебников паковал вещи, готовясь к переезду, и выбрасывал на пол ненужные ему черновики. Подобрав один из них, Давид Бурлюк был поражен не только формой, но и содержанием стихотворения «Заклятие смехом». Здесь обыграно всего лишь одно слово – СМЕХ, которое благодаря автору неожиданно обретает не только различные формы, но и кардинально меняет свой смысл.

Ведущий 2 Само понятие смеха в стихотворении возведено в абсолют. После публикации «Заклятия смехом» в 1910 году на Велимира Хлебникова обрушился шквал критики. Поэта обвиняли в безвкусице и создании никому не нужных слов, которые засоряют русский язык. Однако, обратите внимание, как с помощью только одного слова СМЕХ раскрывается лирическая тема.

Передать замысел стихотворения «Заклятие смехом» Велимира Хлебникова нам поможет следующий участник.

   Летом 1910 года Хлебников уехал вместе с семьей Бурлюка в Таврическую губернию, после этой поездки он много пишет, но его новые стихи уже не столь странные. Например:

«Слоны бились бивнями...»,которое нам прочтет третий конкурсант.

Ведущий 1 Ранние стихи Велимира Хлебникова – это попытки найти свой путь в поэзии, желание выразить мысли так, чтобы они действительно запали в душу человеку. Велимир Хлебников успел побывать и философом и романтиком. Пример тому – стихотворение «Когда над полем зеленеет…», написанное в 1912 году. В первых строчках автор создает красивый пейзаж. Картина дополнена догорающим костром, а его дым напоминает вход «в звездное кладбИще».  И именно эти «врата» являются входом в иной мир для существ. Вдруг летит мотылек и гибель его  неизбежна – он сгорает в пламени костра. А ведь и люди, как мотыльки, нередко сгорают, соприкоснувшись с тем, что может их уничтожить. Но смерть человека – это трагедия, а гибель мотылька проходит незамеченной, и лишь поэт обратит внимание на то, что через ворота, открытые в небесное царство, прошла еще одна душа.

Давайте попросим нашего следующего участника прочитать нам это замечательное раннее стихотворение.

Ведущий 2 Летом 1911 года Хлебников был уже исключён из университета за неуплату, чем вызвал гнев со стороны родителей. Через год Бурлюк познакомит его с Владимиром Маяковским и они организуют кружок футуристов.         Футуризм  возник   в  Италии. Как любое новое течение он отказывался от старых норм и традиций. Он хотел построить искусство будущего, отрицая все прошедшее. Футуризм изменяет построение текста — разрушает синтаксис уничтожает прилагательные, знаки препинания, чтобы создать  живой стиль.

Ведущий 1 Они хотят максимум беспорядка. Слова футуристических произведений свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы  письма. Их стихи строились лесенкой и по кругу, в виде звезды, треугольника, какой-то  буквы.....

  Представьте, что мы с вами находимся на литературном вечере в кафе, где звучит фортепианная музыка Чайковского, где в мягком свете приглушенных ламп расположилась благопристойная, интеллигентная публика. Все внимательно слушают стихотворения поэтов, провожая их со сцены аплодисментами.

И вдруг конферансье с запинкой объявляет: «А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой футуристов, желают познакомить нас со своей литературной программой»

                                                        СЦЕНКА «ФУТУРИСТЫ».

 (На сцену выходят трое учащихся, переодетых в Маяковского, Хлебникова и Бурлюка, с характерными предметами гардероба и нарисованными на лицах собакой, петухом и деревом.)

Бурлюк  Душа- кабак,

               А небо-рвань.

               Поэзия-истрепанная девка.

               А красота – кощунственная дрянь.

Маяковский. Мы хотим воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, смертельный прыжок, удар кулаком  и пощечину.

Хлебников. Футуризм пытается втиснуть в ваше зажиревшее ухо наше нежное слово.  Мы умные. Пишите так же, как мы. Мы - поэзия будущего! Мы диктуем России наши законы поэзии и вам У НАС следует учиться!

 Маяковский: Мы Уничтожим «чистый, ясный,  звучный русский язык», уничтожим устаревшее движение мысли, уничтожим беззубый здравый смысл и логику, дадим миру новых людей и новое слово! 

Бурлюк: Мы должны разрушить прошлое! Мы хотим воспеть любовь к опасности, красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром.

Хлебников: Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих  с парохода современности. Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Максимами Горькими, Куприными, Блоками, Буниным и проч. и проч. Им нужна лишь дача на реке. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..

Голоса из зала:

-Бурлюк! Зачем вы раскрашиваете себя, как индейцы?

Бурлюк:  Наша раскраска не вздорная выдумка, она неразрывно связана она со складом нашей жизни и нашего ремесла.

Мы связали искусство с жизнью.

 -Хлебников! Что означают ваши рисунки на лице?

Хлебников : Раскраска лица — начало вторжения. Оттого так колотятся наши сердца.. Мы украшаем жизнь — поэтому мы раскрашиваемся.

- Маяковский, так сделайте себе татуировку!!

 Маяковский: Татуировка не занимает нас. Татуируются раз навсегда. Мы раскрашиваемся на час и можем поменять рисунок по настроению.

Бурлюк: Мы раскрашиваемся — ибо чистое лицо противно, как чистые и понятные всем стихи Пушкина.

Ведущий 2 У вас, наверняка, возникли вопросы : Почему футуристы отвергают великих писателей прошлого и настоящего?  Все просто, они ищут новое в искусстве.

Их намеренный эпатаж был всего-навсего попыткой привлечь к себе внимание, вызвать интерес к себе.  Действительно, творчество футуристов было необычайно по содержанию и совершенно непривычным по форме. Равнодушными они не оставляли никого. Но непременно любое их выступление сопровождалось  скандалом и заканчивались криками и дракой. В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали одинаковыми.

Примером футуристических веяний может послужить стихотворение Хлебникова» О, достоевскиймо бегущей тучи» , которое прочтет нам ………

Ведущий 1 Предметом созерцания здесь является не литература, не мир слова, а мир природы. И Достоевский, и Пушкин, и Тютчев взяты для описания “сумерек”, “полдня”, “ночи”.

   Хлебников заменял слово «футуристы» (лат. futurum — будущее)  словом «будетляне» (от глагола будет). В 1913 году  футуристы - будетляне  издали манифест и листовку с тем же названием («Пощёчина общественному вкусу»), где Хлебников был назван гением и великим поэтом современности.

    Петербургские же  метры считали Хлебникова сумасшедшим. Говорили, что его новые слова никому не нужны.  Хлебников экспериментировал не только с рифмой и слогом, но и с формами  слова. Для выражения своих мыслей и чувств совсем необязательно использовать все богатство и разнообразие русского языка.

Стихотворение «Вечер. Тени.» с использованием неологизмов прочтет нам следующий участник.

 Ведущий 2 Хлебников пытался передать суть вещей и собственные ощущения не с помощью привычных слов, а благодаря набору определенных звуков,  он заставлял каждого читателя добираться до глубокого смысла того, что он вкладывал в каждую написанную строчку. Создавать такие произведения было большим трудом. Автор находил слова, которые открывали в душах читателей заветные двери. Стихотворение «Бобэоби пелись губы…» - это всего семь емких строк, в которых поэт повествует о своем восприятии увиденного портрета, который жил на полотне своей собственной жизнью. Но при этом каждая из частей лица вытворяла на холсте все, что ей вздумается.

 

Двайте послушаем выступление ученика ….

Ведущий 1 Велимир Хлебников был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Поэтому он прослыл чудаком, так как в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался благодаря необычному сочетанию звуков. Это был тот яркий пример, когда Форма могла стать гораздо более важной, чем Содержание. Некоторые свои стихи Хлебников переписывал десятки раз, пытаясь добиться идеальной гармонии. Это относится и к небольшому произведению под названием «Кузнечик», 1909 года. Его первая часть посвящена обычному кузнечику. Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является Зинзивер – крупная синица, которую также именуют кузнечиком. Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира.

                                       

……………(имя ученика) прочтет нам это на первый взгляд странное стихотворение.

Ведущий 2  «Вымученный бред бездарных людей», так сказали о сборнике стихотворений  Хлебникова, но книга была раскуплена довольно быстро. Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике и звукописи. Слова теряют смысл, но приобретают звуковое значение.

Давайте убедимся в этом, прослушав стихотворение «Времыши- камыши», которое прочтет нам ……..

Ведущий 1 Хлебников, мечтал о том, чтобы все люди на земле были равноправны. Поэтому для лучшего понимания смысла некоторых стихов о свободе он даже отказался от своих экспериментов со словами. Перед ним стояла другая цель – донести до людей, насколько важны революционные идеи.

   В 1918 году Велимир Хлебников публикует стихотворение под названием «Воля всем», в котором призывает людей к новым свершениям и открытиям,  Тех, кто стоит у истоков революции в России, автор именует «люди с крылом лебединым», указывая на то, что они окрылены высокими идеями. Автор призывает людей объединиться и вступить в борьбу за собственную свободу.

На сцену приглашается ученик … класса ………

Ведущий 2 Есть у Хлебникова стихотворение, которое переведено на множество языков. Это своеобразный поэтический реквием - заупокойное песнопение -  всему прекрасному, но обреченному на гибель. Это короткое размышление над смыслом жизни написано в  1912 году. Поэт пытался понять, почему  жизнь рано или поздно у всех заканчивается. И что именно происходит в тот момент, когда она обрывается.

«Когда умирают кони…» Его прочтет нам…….

  Учащенное дыхание лошади говорит о том, что ее часы сочтены. Травы попросту засыхают, а солнца гаснут, неся смерть всему живому. Однако Хлебников искренне удивляется тому, что «когда умирают люди – поют песни»-заупокойные молитвы.

Ведущий 1 В 1915 году Владимир Маяковский в статье «Капля дёгтя» признал, что «футуризм умер как особенная группа». И Хлебников увлекается нумерологией.

   Например, он вычислил закономерность, согласно которой все значимые события в жизни Пушкина происходили с промежутком в 317 дней. А еще он предсказал революцию 1917  года.

   20 декабря 1915 года Хлебников был избран друзьями виртуальным «Королём Времени»

Ведущий 2 Хлебников создал огромное количество новых слов, многие из которых успешно прижились разговорном языке. Он считал, что для написания стихов совсем необязательно обладать литературным даром – достаточно лишь иметь богатое воображение. 

Одним из примеров является стихотворение «Облакини», которое прочтет нам ……….(имя ученика).

Ведущий 1 В начале 20 века это казалось настолько необычными, что читатели произведений Велимира Хлебникова разделились на несколько противоборствующих лагерей. Кто-то искренне считал поэта гением, другие восхищались его умением придумывать новые слова, но при этом считали стихи автора лишенными всякого смысла. Были и те, кто открыто называл Хлебникова шарлатаном, весьма далеким от поэзии. Однако, наши современники считают, что его стихи актуальны и по сей день.

  Ученик читает стихотворение «Из мешка на пол рассыпались вещи…»

  А теперь послушаем это же стихотворение, но изложенное в современном стиле.(Ученик читает рэп).

Ведущий 2 Весной 1920 года в Харькове Хлебников знакомится с Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом.  По инициативе Есенина была проведена публичная церемония «коронования» Хлебникова как Председателя Земного шара.

Ведущий 1 В апреле 1920 года на севере Ирана вспыхнуло восстание.  В начале 1921 года советская Россия сформировала  Персидскую красную армию, которая была направлена в Персию. Хлебников был приписан к армии в качестве лектора. Там он устроился на службу к местному хану в качестве воспитателя его детей и вернулся в Россию только через полгода. Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова.

Давайте послушаем одно из стихотворений Велимира Владимировича этого периода в исполнении …..(имя ученика)

Ведущий 2 Хлебников был вне времени и политики.  По недоразумению попав в царскую армию, Хлебников выступал против военных действий. В итоге он объявил себя сумасшедшим и вскоре был отозван с фронта. Поэт оценил масштабы бедствия, причиненного революцией, после чего в 1921году написал стихотворение «Голод». Он очень ярко  рисует картину сельской жизни, когда единственным кормильцем  становится лес, исхоженный сотнями ног голодных людей. В пищу идет абсолютно все — осиновая кора, березовые листья, и даже гусеницы с пауками. Все это создает устрашающую картину конца света, когда человеческая жизнь теряет всякую ценность.

Следующий конкурсант прочтет нам это мрачное стихотворение.

Ведущий 1 После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал. И вот уже он заканчивает свой трактат о «законах времени», названный «Доски судьбы», но печатать его никто не хочет....

   Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки Пётр Митурич  предложил в мае две-три недели побыть в  посёлке Крестцы, на свежем воздухе. Вскоре после приезда туда Хлебников заболел параличом. Поселковый врач сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не сто́ит. Уже через две недели было очевидно, что это не так — окончательно отнялись ноги, развилась гангрена. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.

Ведущий 2  Значительную часть в творчестве Хлебникова занимала идея о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут « Он связал время с пространством».Велимир Хлебников был похоронен  в деревне Ручьи. На его могильной плите было его стихотворение – эпитафия. 

Ученик ………. прочтет нам его.

Ведущий 1  В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве. Его могильный холм украшает каменная статуя, подобная  идолам,  связанным с религией предков. Им  приносились в жертву животных , а иногда совершались и человеческие жертвоприношения.У Хлебникова есть поэма – «Каменная баба», где повествуется о  бескорыстии и умении любить жизнь и наслаждаться ее красотой. Советский археолог, работающий в Киргизии, на берегу горного озера обследовал один из находящихся там курганов и обнаружил редчайшую находку, сделанную в 6  веке нашей эры. Теперь эта старинная статуя достойно украшает могилу Короля времени..

Давайте послушием четверостишие из поэмы «Каменная баба», которая отражает настроение поэта в последние месяцы его жизни. Его прочтет нам …..

Ведущий 2   Хлебников прожил недолгую жизнь, всего 37 лет (1885–1922 гг.) — возраст фатальный для многих выдающихся русских поэтов.(Пушкин, Рубцов, Маяковский,Хармс)После Хлебникова поэзия никогда уже не вернулась в прежние границы.

Мне, бабочке, залетевшей
В комнату человеческой жизни,
Оставить почерк моей пыли
По суровым окнам, подписью узника,
На строгих стеклах рока.
Так скучны и серы
Обои из человеческой жизни!

Ведущий 1 Наш литературный вечер подошел к концу, Мы попросим жюри подвести итоги.  Я думаю,  имениннику понравился бы сегодняшний праздник, он, действительно, получился в духе Велимира Хлебникова... с абсолютным беспорядком и яркими выступлениями. Благодарю всех, кто помогал нам в организации.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина

Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Шекспира.

Необходимо было донести до наших современных детей, увлеченных японским аниме, заполонившими телеэфир Симпсонами и другими сомнительными героями, казалось, такого далекого и несовременного Шекспира. Х...

Литературный вечер, посвященный творчеству Эдуарда Асадова. (90- летие) «Уроки нравственности Эдуарда Асадова».

Цель: мотивировать на изучение творчества Эдуарда Асадова  через создание атмосферы «погружения» в творчество поэта.Задачи:- познакомить с основными вехами жизни Эдуарда Асадова, определить...

Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского

Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....

Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой

Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой...

"Горька судьба поэта всех времен...."Литературный вечер, посвященный творчеству С. Есенина и М. Цветаевой.

Материал заинтересует учителей литературы, а также педагогов дополнительного образования....