«Интеллектуальное казино» по русскому языку и литературе (внеклассное мероприятие)
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Рахимова Гульзия Закарьяновна

 

Цель: развивать интерес к изучению русского языка и литературы при помощи занимательных вопросов; активизировать и обогащать словарный запас учащихся; дать возможность принять участие в игре всем желающим проверить свои знания; развивать любознательность; воспитывать дружеское отношение к соперникам, учить  достойно проигрывать.

В игре принимают участие команды по 5-6 человек.

Валюта интеллектуального казино : 1 УМ

Заработанные во время игры Умы подлежат обмену на оценки по русскому языку и литературе (по усмотрению учителя)

 

 

Участники: ученики 6- 8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazino.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Интеллектуальное казино» по русскому языку и литературе

(внеклассное мероприятие)

Цель: развивать интерес к изучению русского языка и литературы при помощи занимательных вопросов; активизировать и обогащать словарный запас учащихся; дать возможность принять участие в игре всем желающим проверить свои знания; развивать любознательность; воспитывать дружеское отношение к соперникам, учить  достойно проигрывать.

В игре принимают участие команды по 5-6 человек.

Валюта интеллектуального казино : 1 УМ

Заработанные во время игры Умы подлежат обмену на оценки по русскому языку и литературе (по усмотрению учителя)

Участники: ученики 6- 8 классов

1 конкурс –разминка «Дальше, дальше…»

Вопросы для команды № 1

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (подлежащее)
  2. Назовите вопросы дательного падежа     (кому?чему?)
  3. Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы ГДЕ?КОГДА?КУДА?  (наречие)
  4. Как называется предложение, в котором содержится вопрос?   (вопросительное)
  5. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов? (нераспространенное)
  6. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи    (морфология)
  7. Изменяются ли существительные по родам?     (нет)
  8. Отгадайте загадку:

                Ела, ела дуб, дуб,

                Поломала зуб,зуб.      (пила)

  1. Отгадайте загадку:

                 Прыгает ловко, любит морковку     (заяц)

  1. Отгадайте загадку:

                 Из куста шипуля, за ногу тяпуля    (змея)

  1. Отгадайте загадку:

                    Глазищи, усищи,хвостище, когтищи, а моется всех чище   (кошка)

  1. Отгадайте загадку:

                   Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец  ищет                                  (волк)

  1. Отгадайте загадку:

                  Вот так дом: одно окно, каждый день в окне – кино    (телевизор)

  1. Книга для обучения   (учебник)
  2. Тот, кто учится в средней школе    (ученик)
  3. Отступ вправо в начале строки   (абзац)
  4. Промежуток времени в сто лет   (век)
  5. Учреждение, собирающее и хранящее книги   (библиотека)
  6. Буквы, расположенные в определённом порядке   (алфавит)
  7. Что находится посередине Волги?    (Буква Л)
  8. Детёныш лисы - …     (лисёнок)

1 конкурс –разминка «Дальше, дальше…»

Вопросы для команды № 2

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «что делает?», «каков он?» (сказуемое)
  2. Назовите вопросы родительного падежа (кого,чего)
  3. Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?, чей?, который?» (прилагательное)
  4. Как называется предложение, которое содержит просьбу, приказ, совет? (побудительное)
  5. Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены (распространённые)
  6. Назовите раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания. (синтаксис)
  7. Изменяются ли существительные по числам? (да)
  8. Отгадайте загадку:

                    Кто ходит ночь, и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)

  1. Отгадайте загадку:

                      Без рук, без топорёнка построена избёнка (дупло)

  1.  Отгадайте загадку:

             Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)

  1. Отгадайте загадку:

                Не по рыбам, а сети расставляет (паук)

  1. Отгадайте загадку:

       Под берегом сидит Тарас, кричать горазд (лягушка)

  1. Отгадайте загадку:

      Хвост крючком, нос пятачком (поросёнок)

  1. Как называется точно установленный распорядок дня? (режим)
  2. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель)
  3. Как называется длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал)
  4. Как называется искусственный водоём, сооружённый для плавания? (бассейн)
  5. Как называется аппарат для разговора, сигналы которого передаются по проводам? (телефон)
  6. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (словарь)
  7. Чем кончается день и ночь? (зарёй)
  8. Как называется детёныш волчицы? (волчонок)

2 конкурс : «Какого рода род?»

Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется. Исключения бывают очень редко. Итак, ваше задание: определить род существительных.

Для команды №1

Маэстро (         ), бюро(           ), тюль (          ), пони(         ), какао (           ), фамилия (           ), кенгуру(             ), платье (            ), лошадь (             ), шампунь (           ), такси (              ), леди (              ).

Для команды №2

Маэстро (         ), бюро(           ), тюль (          ), пони(         ), какао (           ), фамилия (           ), кенгуру(             ), платье (            ), лошадь (             ), шампунь (           ), такси (              ), леди (              ).

Маэстро (   м.р. ), бюро (ср.р.), тюль (   м.р.), пони(м.р. ), какао (   ср.р.), фамилия (  ж.р.), кенгуру(   м.р. ), платье (ср.р.), лошадь (ж.р. ), шампунь (м.р. ), такси (  ср.р. ), леди (   ж.р. ).

Для болельщиков: подобрать пары по образцу

«Он-козёл, она- коза»

Он- бобёр, она…-бобёр

Он- осёл, она…-ослица

Он- оса, она….-оса

Он- стрекоза, она… –стрекоза

Он- лев, она…-львица

Он – медведь, она…-медведица

3 конкурс: «Блиц»  (общие задания для двух команд)

1. Назовите три слова, в которых по сто согласных ( Стол, стог, стой)

2. Что мы говорим в начале урока? (звук У)

3. В каком слове сорок гласных ? (сорока)

4. Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек в маленькую мышь?  (переставить слоги-КА-МЫШ- МЫШ-КА)

5. В каком слове, состоящем из 5 букв, пять О? (Опять)

6. Какие два местоимения портят дорогу? (Я-МЫ)

7. В каком слове из четырёх букв есть три одинаковые буквы? (ТРИО)

8. Чья речь состоит только из двух союзов? (речь осла «ИА!»)

9. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква Ц)

10. Чем кончается всё? (буквой Ё)

4 конкурс: «В гостях у прилагательных»

В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений

Для команды № 1

А.Погорельский «Чёрная  курица».

В.Гауф «Маленький Мук».

А.Линдгрен «Пеппи длинный  чулок».

А.М.Волков «Семь подземных королей».

А.М.Волков « Жёлтый туман».

М.М.Пришвин « Золотой луг».

Х.К.Андерсен « Снежная  королева».

Х.К.Андерсен « Гадкий утёнок».

А.И.Куприн «  Белый пудель».

Г.Губарев « Королевство кривых зеркал».

А.Н.Толстой « Золотой  ключик, или Приключения Буратино».

Н.С.Лесков « Старый  гений».

А.С.Пушкин « Капитанская  дочка».

Для болельщиков: вспомнить названия телевизионных передач, включающих прилагательные ( «Утренняя почта», «Русское лото», «Спокойной ночи, малыши!», «Армейский магазин» и т.д.)

4 конкурс: «В гостях у прилагательных»

В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений

Для команды № 1

А.Погорельский «…………………… курица».

В.Гауф «…………………….Мук».

А.Линдгрен «Пеппи …………………. чулок».

А.М.Волков «Семь ……………………… королей».

А.М.Волков « ……………….. туман».

М.М.Пришвин «…………………..луг».

Х.К.Андерсен « ……………………….. королева».

Х.К.Андерсен «…………………………утёнок».

А.И.Куприн « …………………… пудель».

Г.Губарев « Королевство………………………..зеркал».

А.Н.Толстой « …………………….. ключик, или Приключения Буратино».

Н.С.Лесков «………………….. гений».

А.С.Пушкин «…………………….. дочка».

4 конкурс: «В гостях у прилагательных»

В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений

Для команды № 2

А.Погорельский «…………………… курица».

В.Гауф «…………………….Мук».

А.Линдгрен «Пеппи …………………. чулок».

А.М.Волков «Семь ……………………… королей».

А.М.Волков « ……………….. туман».

М.М.Пришвин «…………………..луг».

Х.К.Андерсен « ……………………….. королева».

Х.К.Андерсен «…………………………утёнок».

А.И.Куприн « …………………… пудель».

Г.Губарев « Королевство………………………..зеркал».

А.Н.Толстой « …………………….. ключик, или Приключения Буратино».

Н.С.Лесков «………………….. гений».

А.С.Пушкин «…………………….. дочка».

5 конкурс: «Грамматическая арифметика»

Ох, нелёгкую задачу предстоит сейчас решать,

Вам придётся потрудиться,

 Слово новое создать.

Например :

Гроза + ров =? (беседа) Ответ: «разговор»

1. Весна + рок=? (русский поэт) Ответ:

2. Лик + пена = ? (птица) Ответ:

3. Том + вата =? (оружие) Ответ:

4. Бар + соки =? (фрукт) Ответ:

5. Липа + нота = ? (животное) Ответ:

6. Боб + уста =? (день недели) Ответ:

Ответы:

1. Некрасов

2. Пеликан

3. Автомат

4. Абрикос

5. Антилопа

6. Суббота

Для команды № 1

5 конкурс: «Грамматическая арифметика»

Ох, нелёгкую задачу предстоит сейчас решать,

Вам придётся потрудиться,

 Слово новое создать.

Например :

Гроза + ров =? (беседа) Ответ: «разговор»

1. Весна + рок=? (русский поэт) Ответ:

2. Лик + пена = ? (птица) Ответ:

3. Том + вата =? (оружие) Ответ:

4. Бар + соки =? (фрукт) Ответ:

5. Липа + нота = ? (животное) Ответ:

6. Боб + уста =? (день недели) Ответ:

Для команды №2

5 конкурс: «Грамматическая арифметика»

Ох, нелёгкую задачу предстоит сейчас решать,

Вам придётся потрудиться,

 Слово новое создать.

Например :

Гроза + ров =? (беседа) Ответ: «разговор»

1. Весна + рок=? (русский поэт) Ответ:

2. Лик + пена = ? (птица) Ответ:

3. Том + вата =? (оружие) Ответ:

4. Бар + соки =? (фрукт) Ответ:

5. Липа + нота = ? (животное) Ответ:

6. Боб + уста =? (день недели) Ответ:

6 конкурс :« 15 КВА»

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

Всегда в себе содержат «к-в-а».

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд…

Вы слова не раз встречали,

Пусть они заговорят!

1. _ _ква_ _.

Этот ква научит квакать.

2. к_ва_ _ _ _ _.

Этот – стремительно атаковать.

3. ква_.

Этот жажду в жару утоляет.

4. к_ _ _ва_.

Этот в пустыне степенно шагает.

5. _ _ _к_ва.

Без этого конь лихой спотыкается.

6. _ква_ _ _ _.

Плавает в этом рыбка-красавица.

7. к_ _ _ _ _ва.

Этот- фигура в умной игре.

8. к_ _ _в_ _ _а.

На этом Колумб отплыл на заре.

9. _ _ква.

Этот, звук означая, молчит.

10. к_ _ _ва.

Этот даёт молоко и мычит.

11. ква_ _ _ _.

Этот не раз вы чертили в тетрадке.

12._ _ _ква.

13._ _ква.

Эти растут в огороде на грядке.

14. ква_ _ _ _ _ _ _ _ _.

Трудится кто, тот её получает.

15. к_ _ _ _в_а.

Этот орехи впрок запасает.

Букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, королева, каравелла, буква, корова, квадрат, брюква, тыква, квалификация, кедровка.

Для команды №1

« 15 КВА»

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

Всегда в себе содержат «к-в-а».

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд…

Вы слова не раз встречали,

Пусть они заговорят!

1. _ _ква_ _.

Этот ква научит квакать.

2. к_ва_ _ _ _ _.

Этот – стремительно атаковать.

3. ква_.

Этот жажду в жару утоляет.

4. к_ _ _ва_.

Этот в пустыне степенно шагает.

5. _ _ _к_ва.

Без этого конь лихой спотыкается.

6. _ква_ _ _ _.

Плавает в этом рыбка-красавица.

7. к_ _ _ _ _ва.

Этот- фигура в умной игре.

8. к_ _ _в_ _ _а.

На этом Колумб отплыл на заре.

9. _ _ква.

Этот, звук означая, молчит.

10. к_ _ _ва.

Этот даёт молоко и мычит.

11. ква_ _ _ _.

Этот не раз вы чертили в тетрадке.

12._ _ _ква.

13._ _ква.

Эти растут в огороде на грядке.

14. ква_ _ _ _ _ _ _ _ _.

Трудится кто, тот её получает.

15. к_ _ _ _в_а.

Этот орехи впрок запасает.

Для команды №2

« 15 КВА»

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

Всегда в себе содержат «к-в-а».

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд…

Вы слова не раз встречали,

Пусть они заговорят!

1. _ _ква_ _.

Этот ква научит квакать.

2. к_ва_ _ _ _ _.

Этот – стремительно атаковать.

3. ква_.

Этот жажду в жару утоляет.

4. к_ _ _ва_.

Этот в пустыне степенно шагает.

5. _ _ _к_ва.

Без этого конь лихой спотыкается.

6. _ква_ _ _ _.

Плавает в этом рыбка-красавица.

7. к_ _ _ _ _ва.

Этот- фигура в умной игре.

8. к_ _ _в_ _ _а.

На этом Колумб отплыл на заре.

9. _ _ква.

Этот, звук означая, молчит.

10. к_ _ _ва.

Этот даёт молоко и мычит.

11. ква_ _ _ _.

Этот не раз вы чертили в тетрадке.

12._ _ _ква.

13._ _ква.

Эти растут в огороде на грядке.

14. ква_ _ _ _ _ _ _ _ _.

Трудится кто, тот её получает.

15. к_ _ _ _в_а.

Этот орехи впрок запасает.

7 конкурс: «Ура Глаголу!»

Глагол – одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В словаре В.И.Даля читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». В современном русском языке с помощью только глагола можно сделать всё. Можно передавать разные виды информации. А можно писать шуточные рассказы. Вот, например, рассказ на тему «Один день»: « Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…Будит, сердится: «Опаздываешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь….». Ваша задача продолжить этот рассказ, используя только глаголы.

 

 Для болельщиков (исправить ошибки в детских высказываниях)

1. Нарисовай мне Барбоса.

2. Отскорлупай мне яйцо. (почисти)

3. Спей мне песню о глупом мышонке(спой)

4. Почесай меня (почеши)

5. Мама сердится. Но быстро удобряется (становится доброй)

6. Ох, какой пузырь выпузырился (надулся)

7. Расширокайтесь! Расширокайтесь!- кричала своим гостям четырёхлетняя девочка ( расступитесь)

8. Замолоточь этот гвоздик (забей)

9. Смотри, как налужил дождь (налил)

10. Часы часикают (тикают)

Для команды №1

Ваша задача продолжить этот рассказ, используя только глаголы.  

«Один день»

          Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…Будит, сердится: «Опаздываешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь….

Для команды №2

Ваша задача продолжить этот рассказ, используя только глаголы.  

«Один день»

          Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…Будит, сердится: «Опаздываешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе для 6-11 классов

Задания интеллектуального марафона могут быть использованы не только при проведении внеклассных мероприятий, но и на уроках русского языка и литературы при повторении материала...

Урок "Интеллектуальное казино" по русскому языку и литературе для 8 класса

Цель: дать учащимся возможность убедиться в том, насколько развиты их лингвистические способности и над чем им необходимо работать.Задачи: продемонстрировать учащимся уровень их лингвистических способ...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Знатоки родного языка»

Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся 6-7 классов. Она способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детск...

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Знатоки родного языка»

Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся 6-7 классов. Она способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детск...