«Интеллектуальное казино» по русскому языку и литературе (внеклассное мероприятие)
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему
Цель: развивать интерес к изучению русского языка и литературы при помощи занимательных вопросов; активизировать и обогащать словарный запас учащихся; дать возможность принять участие в игре всем желающим проверить свои знания; развивать любознательность; воспитывать дружеское отношение к соперникам, учить достойно проигрывать.
В игре принимают участие команды по 5-6 человек.
Валюта интеллектуального казино : 1 УМ
Заработанные во время игры Умы подлежат обмену на оценки по русскому языку и литературе (по усмотрению учителя)
Участники: ученики 6- 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazino.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Интеллектуальное казино» по русскому языку и литературе
(внеклассное мероприятие)
Цель: развивать интерес к изучению русского языка и литературы при помощи занимательных вопросов; активизировать и обогащать словарный запас учащихся; дать возможность принять участие в игре всем желающим проверить свои знания; развивать любознательность; воспитывать дружеское отношение к соперникам, учить достойно проигрывать.
В игре принимают участие команды по 5-6 человек.
Валюта интеллектуального казино : 1 УМ
Заработанные во время игры Умы подлежат обмену на оценки по русскому языку и литературе (по усмотрению учителя)
Участники: ученики 6- 8 классов
1 конкурс –разминка «Дальше, дальше…»
Вопросы для команды № 1
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (подлежащее)
- Назовите вопросы дательного падежа (кому?чему?)
- Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы ГДЕ?КОГДА?КУДА? (наречие)
- Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (вопросительное)
- Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов? (нераспространенное)
- Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (морфология)
- Изменяются ли существительные по родам? (нет)
- Отгадайте загадку:
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб,зуб. (пила)
- Отгадайте загадку:
Прыгает ловко, любит морковку (заяц)
- Отгадайте загадку:
Из куста шипуля, за ногу тяпуля (змея)
- Отгадайте загадку:
Глазищи, усищи,хвостище, когтищи, а моется всех чище (кошка)
- Отгадайте загадку:
Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет (волк)
- Отгадайте загадку:
Вот так дом: одно окно, каждый день в окне – кино (телевизор)
- Книга для обучения (учебник)
- Тот, кто учится в средней школе (ученик)
- Отступ вправо в начале строки (абзац)
- Промежуток времени в сто лет (век)
- Учреждение, собирающее и хранящее книги (библиотека)
- Буквы, расположенные в определённом порядке (алфавит)
- Что находится посередине Волги? (Буква Л)
- Детёныш лисы - … (лисёнок)
1 конкурс –разминка «Дальше, дальше…»
Вопросы для команды № 2
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «что делает?», «каков он?» (сказуемое)
- Назовите вопросы родительного падежа (кого,чего)
- Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?, чей?, который?» (прилагательное)
- Как называется предложение, которое содержит просьбу, приказ, совет? (побудительное)
- Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены (распространённые)
- Назовите раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания. (синтаксис)
- Изменяются ли существительные по числам? (да)
- Отгадайте загадку:
Кто ходит ночь, и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
- Отгадайте загадку:
Без рук, без топорёнка построена избёнка (дупло)
- Отгадайте загадку:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)
- Отгадайте загадку:
Не по рыбам, а сети расставляет (паук)
- Отгадайте загадку:
Под берегом сидит Тарас, кричать горазд (лягушка)
- Отгадайте загадку:
Хвост крючком, нос пятачком (поросёнок)
- Как называется точно установленный распорядок дня? (режим)
- Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель)
- Как называется длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал)
- Как называется искусственный водоём, сооружённый для плавания? (бассейн)
- Как называется аппарат для разговора, сигналы которого передаются по проводам? (телефон)
- Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (словарь)
- Чем кончается день и ночь? (зарёй)
- Как называется детёныш волчицы? (волчонок)
2 конкурс : «Какого рода род?»
Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется. Исключения бывают очень редко. Итак, ваше задание: определить род существительных.
Для команды №1
Маэстро ( ), бюро( ), тюль ( ), пони( ), какао ( ), фамилия ( ), кенгуру( ), платье ( ), лошадь ( ), шампунь ( ), такси ( ), леди ( ).
Для команды №2
Маэстро ( ), бюро( ), тюль ( ), пони( ), какао ( ), фамилия ( ), кенгуру( ), платье ( ), лошадь ( ), шампунь ( ), такси ( ), леди ( ).
Маэстро ( м.р. ), бюро (ср.р.), тюль ( м.р.), пони(м.р. ), какао ( ср.р.), фамилия ( ж.р.), кенгуру( м.р. ), платье (ср.р.), лошадь (ж.р. ), шампунь (м.р. ), такси ( ср.р. ), леди ( ж.р. ).
Для болельщиков: подобрать пары по образцу
«Он-козёл, она- коза»
Он- бобёр, она…-бобёр
Он- осёл, она…-ослица
Он- оса, она….-оса
Он- стрекоза, она… –стрекоза
Он- лев, она…-львица
Он – медведь, она…-медведица
3 конкурс: «Блиц» (общие задания для двух команд)
1. Назовите три слова, в которых по сто согласных ( Стол, стог, стой)
2. Что мы говорим в начале урока? (звук У)
3. В каком слове сорок гласных ? (сорока)
4. Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек в маленькую мышь? (переставить слоги-КА-МЫШ- МЫШ-КА)
5. В каком слове, состоящем из 5 букв, пять О? (Опять)
6. Какие два местоимения портят дорогу? (Я-МЫ)
7. В каком слове из четырёх букв есть три одинаковые буквы? (ТРИО)
8. Чья речь состоит только из двух союзов? (речь осла «ИА!»)
9. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква Ц)
10. Чем кончается всё? (буквой Ё)
4 конкурс: «В гостях у прилагательных»
В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».
Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений
Для команды № 1
А.Погорельский «Чёрная курица».
В.Гауф «Маленький Мук».
А.Линдгрен «Пеппи длинный чулок».
А.М.Волков «Семь подземных королей».
А.М.Волков « Жёлтый туман».
М.М.Пришвин « Золотой луг».
Х.К.Андерсен « Снежная королева».
Х.К.Андерсен « Гадкий утёнок».
А.И.Куприн « Белый пудель».
Г.Губарев « Королевство кривых зеркал».
А.Н.Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Н.С.Лесков « Старый гений».
А.С.Пушкин « Капитанская дочка».
Для болельщиков: вспомнить названия телевизионных передач, включающих прилагательные ( «Утренняя почта», «Русское лото», «Спокойной ночи, малыши!», «Армейский магазин» и т.д.)
4 конкурс: «В гостях у прилагательных»
В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».
Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений
Для команды № 1
А.Погорельский «…………………… курица».
В.Гауф «…………………….Мук».
А.Линдгрен «Пеппи …………………. чулок».
А.М.Волков «Семь ……………………… королей».
А.М.Волков « ……………….. туман».
М.М.Пришвин «…………………..луг».
Х.К.Андерсен « ……………………….. королева».
Х.К.Андерсен «…………………………утёнок».
А.И.Куприн « …………………… пудель».
Г.Губарев « Королевство………………………..зеркал».
А.Н.Толстой « …………………….. ключик, или Приключения Буратино».
Н.С.Лесков «………………….. гений».
А.С.Пушкин «…………………….. дочка».
4 конкурс: «В гостях у прилагательных»
В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».
Задание: вспомните, какие прилагательные включены в названия следующих произведений
Для команды № 2
А.Погорельский «…………………… курица».
В.Гауф «…………………….Мук».
А.Линдгрен «Пеппи …………………. чулок».
А.М.Волков «Семь ……………………… королей».
А.М.Волков « ……………….. туман».
М.М.Пришвин «…………………..луг».
Х.К.Андерсен « ……………………….. королева».
Х.К.Андерсен «…………………………утёнок».
А.И.Куприн « …………………… пудель».
Г.Губарев « Королевство………………………..зеркал».
А.Н.Толстой « …………………….. ключик, или Приключения Буратино».
Н.С.Лесков «………………….. гений».
А.С.Пушкин «…………………….. дочка».
5 конкурс: «Грамматическая арифметика»
Ох, нелёгкую задачу предстоит сейчас решать,
Вам придётся потрудиться,
Слово новое создать.
Например :
Гроза + ров =? (беседа) Ответ: «разговор»
1. Весна + рок=? (русский поэт) Ответ:
2. Лик + пена = ? (птица) Ответ:
3. Том + вата =? (оружие) Ответ:
4. Бар + соки =? (фрукт) Ответ:
5. Липа + нота = ? (животное) Ответ:
6. Боб + уста =? (день недели) Ответ:
Ответы:
1. Некрасов
2. Пеликан
3. Автомат
4. Абрикос
5. Антилопа
6. Суббота
Для команды № 1
5 конкурс: «Грамматическая арифметика»
Ох, нелёгкую задачу предстоит сейчас решать,
Вам придётся потрудиться,
Слово новое создать.
Например :
Гроза + ров =? (беседа) Ответ: «разговор»
1. Весна + рок=? (русский поэт) Ответ:
2. Лик + пена = ? (птица) Ответ:
3. Том + вата =? (оружие) Ответ:
4. Бар + соки =? (фрукт) Ответ:
5. Липа + нота = ? (животное) Ответ:
6. Боб + уста =? (день недели) Ответ:
Для команды №2
5 конкурс: «Грамматическая арифметика»
Ох, нелёгкую задачу предстоит сейчас решать,
Вам придётся потрудиться,
Слово новое создать.
Например :
Гроза + ров =? (беседа) Ответ: «разговор»
1. Весна + рок=? (русский поэт) Ответ:
2. Лик + пена = ? (птица) Ответ:
3. Том + вата =? (оружие) Ответ:
4. Бар + соки =? (фрукт) Ответ:
5. Липа + нота = ? (животное) Ответ:
6. Боб + уста =? (день недели) Ответ:
6 конкурс :« 15 КВА»
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «к-в-а».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
1. _ _ква_ _.
Этот ква научит квакать.
2. к_ва_ _ _ _ _.
Этот – стремительно атаковать.
3. ква_.
Этот жажду в жару утоляет.
4. к_ _ _ва_.
Этот в пустыне степенно шагает.
5. _ _ _к_ва.
Без этого конь лихой спотыкается.
6. _ква_ _ _ _.
Плавает в этом рыбка-красавица.
7. к_ _ _ _ _ва.
Этот- фигура в умной игре.
8. к_ _ _в_ _ _а.
На этом Колумб отплыл на заре.
9. _ _ква.
Этот, звук означая, молчит.
10. к_ _ _ва.
Этот даёт молоко и мычит.
11. ква_ _ _ _.
Этот не раз вы чертили в тетрадке.
12._ _ _ква.
13._ _ква.
Эти растут в огороде на грядке.
14. ква_ _ _ _ _ _ _ _ _.
Трудится кто, тот её получает.
15. к_ _ _ _в_а.
Этот орехи впрок запасает.
Букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, королева, каравелла, буква, корова, квадрат, брюква, тыква, квалификация, кедровка.
Для команды №1
« 15 КВА»
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «к-в-а».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
1. _ _ква_ _.
Этот ква научит квакать.
2. к_ва_ _ _ _ _.
Этот – стремительно атаковать.
3. ква_.
Этот жажду в жару утоляет.
4. к_ _ _ва_.
Этот в пустыне степенно шагает.
5. _ _ _к_ва.
Без этого конь лихой спотыкается.
6. _ква_ _ _ _.
Плавает в этом рыбка-красавица.
7. к_ _ _ _ _ва.
Этот- фигура в умной игре.
8. к_ _ _в_ _ _а.
На этом Колумб отплыл на заре.
9. _ _ква.
Этот, звук означая, молчит.
10. к_ _ _ва.
Этот даёт молоко и мычит.
11. ква_ _ _ _.
Этот не раз вы чертили в тетрадке.
12._ _ _ква.
13._ _ква.
Эти растут в огороде на грядке.
14. ква_ _ _ _ _ _ _ _ _.
Трудится кто, тот её получает.
15. к_ _ _ _в_а.
Этот орехи впрок запасает.
Для команды №2
« 15 КВА»
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «к-в-а».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
1. _ _ква_ _.
Этот ква научит квакать.
2. к_ва_ _ _ _ _.
Этот – стремительно атаковать.
3. ква_.
Этот жажду в жару утоляет.
4. к_ _ _ва_.
Этот в пустыне степенно шагает.
5. _ _ _к_ва.
Без этого конь лихой спотыкается.
6. _ква_ _ _ _.
Плавает в этом рыбка-красавица.
7. к_ _ _ _ _ва.
Этот- фигура в умной игре.
8. к_ _ _в_ _ _а.
На этом Колумб отплыл на заре.
9. _ _ква.
Этот, звук означая, молчит.
10. к_ _ _ва.
Этот даёт молоко и мычит.
11. ква_ _ _ _.
Этот не раз вы чертили в тетрадке.
12._ _ _ква.
13._ _ква.
Эти растут в огороде на грядке.
14. ква_ _ _ _ _ _ _ _ _.
Трудится кто, тот её получает.
15. к_ _ _ _в_а.
Этот орехи впрок запасает.
7 конкурс: «Ура Глаголу!»
Глагол – одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В словаре В.И.Даля читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». В современном русском языке с помощью только глагола можно сделать всё. Можно передавать разные виды информации. А можно писать шуточные рассказы. Вот, например, рассказ на тему «Один день»: « Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…Будит, сердится: «Опаздываешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь….». Ваша задача продолжить этот рассказ, используя только глаголы.
Для болельщиков (исправить ошибки в детских высказываниях)
1. Нарисовай мне Барбоса.
2. Отскорлупай мне яйцо. (почисти)
3. Спей мне песню о глупом мышонке(спой)
4. Почесай меня (почеши)
5. Мама сердится. Но быстро удобряется (становится доброй)
6. Ох, какой пузырь выпузырился (надулся)
7. Расширокайтесь! Расширокайтесь!- кричала своим гостям четырёхлетняя девочка ( расступитесь)
8. Замолоточь этот гвоздик (забей)
9. Смотри, как налужил дождь (налил)
10. Часы часикают (тикают)
Для команды №1
Ваша задача продолжить этот рассказ, используя только глаголы.
«Один день»
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…Будит, сердится: «Опаздываешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь….
Для команды №2
Ваша задача продолжить этот рассказ, используя только глаголы.
«Один день»
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…Будит, сердится: «Опаздываешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс
"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе для пятиклассников. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...
В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.
Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе для 6-11 классов
Задания интеллектуального марафона могут быть использованы не только при проведении внеклассных мероприятий, но и на уроках русского языка и литературы при повторении материала...
Урок "Интеллектуальное казино" по русскому языку и литературе для 8 класса
Цель: дать учащимся возможность убедиться в том, насколько развиты их лингвистические способности и над чем им необходимо работать.Задачи: продемонстрировать учащимся уровень их лингвистических способ...
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Знатоки родного языка»
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся 6-7 классов. Она способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детск...
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Знатоки родного языка»
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся 6-7 классов. Она способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детск...