Творчество М. Ю. Лермонтова.
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:
"Здесь Пушкина изгнанье началось,
И Лермонтова кончилось изгнанье..." А. А. Ахматова. 1964 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_lermontova._2.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мать умерла рано, Миша рос в разлуке с отцом. Бабушка делала всё для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров . Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Село Тарханы П ензенской губернии. Имение бабушки М. Ю. Лермонтова Е. А. Арсеньевой.
1827 год. Бабушка привозит внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением.
Поэзия – его призвание… В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
1830 – 31-ые годы - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряжённо всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
А . А. Ахматова "Ему было подвластно всё" Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему . Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы.
А. А. Ахматова "Ему было подвластно всё" Слова, сказанные им о влюблённости , не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно: Есть речи – значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
А. А. Ахматова "Ему было подвластно всё" Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
А. А. Ахматова "Ему было подвластно всё" До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нём . Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: Здесь Пушкина изгнанье началось, И Лермонтова кончилось изгнанье... 1964
Ссылки на Кавказ Во время кавказской ссылки Лермонтов познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А . Одоевским даже подружился. Почти всё, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова - одарённого живописца.
Картины М. Ю. Лермонтова
Картины М. Ю. Лермонтова
Дуэль. Гибель М. Ю. Лермонтова Лермонтов погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного повода . Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» «Михаил Лермонтов не только первым оплакал поэта, но и первым осмелился кинуть «железный стих» в лицо тем, кто радостно потирал руки и глумился над свершившейся трагедией. «Король умер – да здравствует король!» - именно так можно было бы обозначить общественный резонанс по поводу великой мистерии истории, связанной с гибелью Александра Пушкина и тем, что «Погиб поэт» ( стихотворение Лермонтова) выдвинуло его в число первых литераторов России». Критик Дружинин.
Духовный Учитель… Д уховным Учителем и Наставником Лермонтов считает Пушкина. Потому с такой болью, как о потере личной, он пишет: «Погиб поэт …», узнав о роковой дуэли, смертельном ранении, а затем и кончине Пушкина.
«Солнце русской поэзии закатилось » Н ачало февраля 1837 года потрясло Петербург, Москву, а затем и всю Россию двумя событиями, пожалуй, равной значимости. Первое – о том, что «Солнце русской поэзии закатилось», что Пушкин умер. А второе – распространившееся в списках и заучиваемое наизусть, молнией облетевшее северную столицу, произведение «Смерть поэта».
«И на устах его печать…». Стихотворение Лермонтова, стало обвинительным приговором светской черни и возвестило о том, что на поэтический престол взошёл новый, некоронованный король. Работать над произведением Лермонтов начал, как только до него дошли слухи о роковом поединке и ранении. Первая редакция датируется 9 февраля (28 января), когда ещё теплилась надежда, что Пушкин выживет. Хотя, предчувствуя трагическую развязку, Михаил Юрьевич заканчивает фразой «И на устах его печать…».
«И на устах его печать…». «Смерть поэта» дополняется следующими 16 строками 10 февраля, когда становится известно, что Пушкина больше нет. Именно тогда стихотворение Лермонтова стало переписываться десятки тысяч раз, заучиваться наизусть.
«Поэт в России – больше, чем поэт !» Популярность стихотворения достигла такого уровня, что о нём было донесено «величайшим особам». Реакция императора последовала незамедлительно – арест домашний, а затем очередная ссылка в «горячие точки», на Кавказ. За что столь жестокая немилость? За принципиальную человеческую и общественно-политическую позицию.
Жанр стихотворения «Смерть поэта» - одновременно торжественная ода и жесткая сатира. Стихотворение содержит, с одной стороны, восторженные отзывы о личности великого Пушкина. С другой - гневную и нелицеприятную критику в адрес его недоброжелателей, светского общества во главе с императором и ближайшими сановниками, шефом полиции Бенкендорфом , сонмом критиков и цензоров, не желавших, чтобы живые и искренние, свободолюбивые и мудрые, гуманные и просветительские мысли и идеалы проникали в общество
Воззвание к революции Император Николай никогда не забывал о событиях 14 декабря 1825 года, когда пошатнулся трон российских государей. Недаром «Смерть поэта» он оценил однозначно, как воззвание к революции. Одические строки написаны торжественным, «высоким» стилем и содержат соответствующую лексику. Сатирические тоже выдержаны в строгих эстетических канонах. Таким образом, Лермонтов добился удивительно гармоничного единства при жанровом разнообразии.
Композиция стихотворения «Смерть поэта» - стихотворение с достаточно сложной и в то же время чёткой, тщательно продуманной и организованной композицией. По содержанию в нём явственно выделяются несколько фрагментов. Каждый логически закончен, отличается своей стилистикой, присущим ему пафосом и идеей, но все они являются единым целым и подчинены общему смыслу произведения.
Тема, идея, проблематика Первая часть состоит из 33 строчек , энергичных, гневных, подчёркивающих, что смерть поэта - целенаправленное и преднамеренное убийство человека, одиноко восставшего против мнения «света». Смерть – возмездие за попытку Поэта Пушкина быть самим собой, остаться верным своему таланту и кодексу чести. Лермонтов лаконичен и точен. За конкретным бездушным убийцей с «холодным сердцем» стоит сама Судьба. В этом Михаил Юрьевич видит смысл трагедии: «надменные потомки» прославленных подлостью родов не прощают обличительных речей в свой адрес. Они свято чтят традиции самодержавия и крепостничества, ведь они – основа благополучия их прошлого, настоящего и будущего. И каждый, кто осмелится покуситься на них, должен быть уничтожен!
Тема, идея, проблематика Вторая часть стихотворения (23 строчки) приравнивается к лирическому отступлению. Михаил Юрьевич не сдерживает душевной боли своей, рисуя глубоко личный и дорогой ему образ Пушкина. Стихи насыщены поэтическими фигурами: антитезами, риторическими вопросами, восклицаниями и т. д. Последняя же часть (16 строк) – вновь сатира, грозное предупреждение о Высшем, Божественном суде, суде Времени и Истории, который накажет преступников и оправдает невинных. Строки пророческие, ибо так всё и случилось.
Погиб поэт! — невольник чести- Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь... — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?.. Издалёка, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что́ он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный , как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом насмешливых невежд , И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. —
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь ! (72 строки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина...
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова
Тесты охватывают большой материал...
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)
Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)
Данную игру я рекомендую проводить в 10 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова Цель: обобщить знания по изу...