Урок по творчеству А.Грина "Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить.."
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок знакомит учащихся с биографией А.Грина, создает условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений писателя, пробуждает у детей вопросы о смысле жизни и роли мечты в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
![]() | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Разобьется сердце на осколки,
если мы разучимся любить…
(урок по творчеству А.Грина)
Цели урока: познакомить учащихся с биографией Александра Грина; создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.
Ход урока
1.Организационный момент.
1) Вступительное слово учителя.
Зачитывается эпиграф к уроку(слова Е.Огоньковой):
…Он пришел на время, ненадолго,
Он пришел, чтоб нас предупредить –
Разобьется сердце на осколки,
Если мы разучимся любить…
Демонстрируются слайды с фотографиями писателя, на фоне которых звучат слова Кетлинской о Грине:
«Александр Грин – писатель солнечный и , несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой дружбы, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты…и каждый, почитавший его, становится чем-то богаче и чище.»
2)Постановка задачи урока.
Сегодня на уроке мы с вами откроем для себя удивительный мир Александра Грина – писателя Александра Степановича Гриневского. Грин – человек с тяжелой , мучительной жизнью- создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывали легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры. Александр Грин своим творчеством утверждал высокие нравственные идеалы: порядочность, благородство, уважение к личности человека, его праву на свое видение и понимание мира. Романтика Грина была проста, весела, блестяща.
2. Актуализация знаний.
1)Слово учителя.
В 1985 году Академия наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневия в честь А.Грина. Как вы думаете, он это заслужил?
2) Звучит рассказ о жизни и судьбе Грина - сообщение заранее подготовленного ученика
3. Основная часть урока.
1) Изучение повести-феерии «Алые паруса» предваряем кратким рассказом об истории ее создания (сообщение ученика). Знакомимся с историей создания произведения, говорим, что «Алые паруса» посвящены верному другу писателя – жене Нине Николаевне Грин .
Сообщение учащегося.
В этом произведении с большой силой сказались самостоятельность и оригинальность Грина. Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Замысел родился в 1916г. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.» (Слайд - иллюстрации к повести)
3) Вниманию учащихся предлагается инсценированный отрывок из повести - «Встреча с волшебником у ручья»
( муз. оформление «Звуки природы»)
4)Звучит стихотворение Н. Матвеевой в исполнении ученика:
Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.
Ты не верь земле, черствой и сухой,- верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правды в ней.
Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.
Это будет бриг из далеких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет.
И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,
Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.
Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!
Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,-
Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живет Ассоль?»
Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.
Верь моим словам. Чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.
5)На слайде зачитываются слова Паустовского о Грине:
«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить.»
6) Слово учителя: «Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир.»
7) Беседа по повести.(анализ сопровождается показом слайдов с иллюстрациями к повести)
- Что позволило Грину определить жанр этой повести как «феерия»? Словарная работа:
Слово «феерия» в словаре Ожегова имеет два значения: 1.Театральное или цирковое представление сказочного содержания,,, требующее пышной постановки и сценических эффектов.2.перен. Волшебное, сказочное зрелище. Ребята находят, что соответствует жанру и сюжету произведения второе значение слова «феерия» и аргументируют свое мнение.
- Пересказ истории Ассоль.
- Как складывались отношения Ассоль со сверстниками?
- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой? ( Отец Ассоль учил ее «уметь любить». Словарная работа:
значение слова «любовь» по словарю Ожегова (слайд со значениями слова предлагается вниманию учащихся)
- Почему Ассоль поверила в сказку старика Эгля?
- Как в Каперне относились к этой сказке? Как восприняли алые паруса «Секрета» в Каперне? Если бы вы очутились в той толпе, как бы вы повели себя?
- Пересказ истории Грея.
- Случайно ли встретились Ассоль и Грей? Что общего было в их детстве?
- Чему хотел научить свою команду Грей?
- Как Грей сумел воплотить мечту в действительность?
- Почему мечта Ассоль исполнилась?
- Что автор называет чудесами и почему?
- О чем может мечтать человек?
- Что нужно делать, чтобы реализовать свои мечты?
- Встречали ли вы людей, похожих на героев повести? Нужны ли в наше время такие мечтатели?
- Что же мы утратили и приобрели в области человеческих отношений, если сравнивать их с изображенными в «Алых парусах»?
8) Демонстрируется слайд со следующими словами о Грине:
« Пускай тот мир, нездешний и старинный,
От нашей современности далек;
Читаешь удивительного Грина –
И душу греет теплый огонек.»
9) Звучит песня «Алые паруса»
4.Итоги урока.
Слово учителя. «Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.
Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Нужна ли человеку сказка?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
...Он пришёл на время, ненадолго, Он пришёл, чтоб нас предупредить,- Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить...
«Александр Грин-писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой дружбы, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… и каждый, почитавший его, становится чем-то богаче и чище» В.Кетлинская
Феерия - 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 2) (переносное)Волшебное, сказочное зрелище.
Любовь 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 2.Склонность, пристрастие к чему-либо.
«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить» К.Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы все в эти годы любили...презентация к уроку по творчеству С. Есенина
Презентация к уроку литературы по теме: "Любовная лирика С. Есенина".....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253588-1368250826.jpg)
Урок-лекция_Большое и благородное сердце. И.С. Тургенев. Страницы жизни и творчества_10 класс
Матералы к уроку Литературного краеведения в 10 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-303366-1380525157.jpg)
Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."
Данный урок изучается в разделе «Серебряный век». Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-405689-1504635763.jpg)
Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)
В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....
Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)
Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/22/picture-69926.jpg)
Литературная гостиная "Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить"
Методическая разработка "Поэзия любви в творчестве Петрарки,Ф.Тютчева, В.Высоцкого" представляет собой сценарий литературной гостиной в рамках внеклассной работы по предмету. Собранный в раз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1040222-1578398319.jpg)
Презентация к уроку о творчестве М.М. Пришвина "Известный русский писатель-путешественник, горячо любивший природу и Родину"
Данная презентация посвящена творчеству М.М. Пришвина. Она предназначена для использования на уроках литературы, когда изучается творчество М. Пришвина и сказка-быль "Кладовая солнца"....