Календарно - обрядовый фольклор
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Федотова Ирина Юрьевна

К уроку литературы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnye_pesni.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Презентацию выполнила ученица 8 класса Федотова Дарья.

Слайд 2

Календарно-обрядовые песни – один из древнейших видов народного творчества Календарный обряд - неотъемлемая часть народного быта, установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни - такая же обязательная составная часть обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Слайд 3

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Слайд 4

Колядование Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа . Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Слайд 5

К. Трутовский «Колядки в Малороссии»

Слайд 6

Песенки-колядки Ой, коляда-коляда, Мы тащимся-волочимся, Прям хозяину на двор. Мы не сами идём — Мы козу ведём. Где коза хóдит — там жито рóдит , Где коза хвостом — там жито кустом, Где коза нoгою — там жито кoпною , Где коза рогóм — там жито стогóм . — А нашей козе то много надо? — Решето овса, На обед колбаса , Три куска сала, Чтоб не упала! Хозяюшка-мужичок, Давай пятачок, Давай грошик, Колядуй, хороший!

Слайд 7

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши , среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Слайд 8

Б. Кустодиев « Масленица »

Слайд 9

А. Адамчук « Сжигание масленицы »

Слайд 10

Масленичные песни Как на Масляной неделе тройки по снегу летели. Санки с горочки неслись, а у всех блины пеклись! Ой , блины, мои блины, блины масленые! Как на Масляной неделе мы у тёщи блины ели, припев А у тёщи две сестрицы, петь блиночки мастерицы Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах. Напекли они поесть, сотен пять, наверно, есть. С пылу с жару из печи, все румяны, горячи. Вот мы сели все за стол, дали душеньке простор. У нас дядюшка Тарас слопал дюжину зараз. А сынок его Федот блин в запазуху кладёт. Ну, а дедушка Пахом на блине сидит верхом. За рекой огонь горит, у семьи живот болит, За рекой огонь потух, у семьи живот распух...

Слайд 11

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки , в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму. Встреча весны. Ой, жаворонки, жаворонушки , Прилетите к нам, Принесите нам Лето теплое, Унесите от нас зиму холодную, Надоела зима, наскучила, Метелями нас замучила.

Слайд 13

Веснянки. Веснянки — старинные обрядовые песни, распространённые у украинцев, белорусов, русских народов. К веснянкам относятся « заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов.

Слайд 14

Троица. Что касается троицкого цикла, то в центре его – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Девушки украшали березу лентами, лоскутками разноцветной материи и совершали обряд кумления : разбившись на пары, под пение песни целовались через венок и на всю жизнь считались кумами. Водили вокруг березки хороводы. Кукушечка , любушечка , Принимайте меня во зеленый сад одное . Кумитеся * , любитеся , Принимайте меня во зеленый сад одное . Вы пойдете во зелёный сад, Принимайте меня во зеленый сад одное . * Кумиться – (кума, кум) становиться кумовьями

Слайд 15

П. Сухоподольский « Троицын день » (фрагмент)

Слайд 16

Летние песни Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла… Некому берёзу заломати , Некому кудряву заломати , Люли, люли заломати …

Слайд 17

Жатва, сенокос В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни .

Слайд 18

Б. Кустодиев « Сенокос »

Слайд 19

Л. Плахов « Отдых на сенокосе »

Слайд 20

К. Маковский « Девушка со снопом » (фрагмент)

Слайд 21

Осенние песни Жали мы, жали, Жали- пожинали,- Жнеи молодые, Серпы золотые, Нива долговая, Постать широкая; По месяцу жали, Серпы поломали, В краю не бывали, Людей не видали.

Слайд 22

Б. Кустодиев « Осенний сельский праздник »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор»....

Внеклассное мероприятие (литература) Тема «Календарно-обрядовый фольклор. Обряды жатвы» (6 класс)

Данное мероприятие проводиилось как итог работы учащихя по проекту...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...

Урок в 6 классе "Календарно-обрядовый фольклор"

Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора  в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв.Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении ...

Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...