Внеклассное чтение по русской литературе по рассказу «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Юричка Марина Юрьевна

Цель: Познакомить с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается, создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям, учить выделять главное, делать выводы на основе логического мышления.

 

Оборудование: Словарь иностранных слов, Большой энциклопедический словарь, технологическая карта урока, наглядности.

 

Технология развивающего обучения, развитие речи по методике Н. Шапиро.

 

Тип урока: Изучение нового материала.

 

Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов, имеющих представление о религиозных верованиях, знания по истории, умеющих выделять и собирать материал в тексте, делать вывода, опираясь на факты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение по русской литературе

Тема: Рассказ «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова

Цель: Познакомить с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается, создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям, учить выделять главное, делать выводы на основе логического мышления.

Оборудование: Словарь иностранных слов, Большой энциклопедический словарь, технологическая карта урока, наглядности.

Технология развивающего обучения, развитие речи по методике Н. Шапиро.

Тип урока: Изучение нового материала.

Структура урока

Ход  урока

Действия учащихся

Формы/методы

Орг.момент

-Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с рассказом современных писателей, попытаемся понять, для чего дана человеку жизнь. В течение урока мы будем обращаться к словарям: иностранных слов и Большому энциклопедическому.

Слушают

Фронтальная/

Подготовка к восприятию текста

-Перед вами лежат тексты, по которым мы будем работать, технологические карты урока, которым мы будем следовать. Познакомьтесь с ними.

-Что вы узнали об авторах рассказа?

-Кто они по образованию?

-Каков их возраст?

Знакомятся с текстами и

 т. картами

Отвечают

Фронтальная/

Репродуктивный

Индивидуальная/

репродуктивный

Новая тема.

Проверка усвоения

-Прочитайте первую часть рассказа.

-Кто такой идальго? По словарю.

(Мелкопоместный рыцарь, дворянин в средневековой Испании. Словарь иностранных слов)

-Каким вы представляете героя?

-Чего он хочет?

-Зачем ему нужна свеча?

-Запишите характеристику героя по ключевым фразам первой части рассказа.

Наглядность 1

(Идальго, бесшабашный, владеет клинком, ранен индийской стрелой, много странствовал)

-Прочитайте вторую часть рассказа.

-Кто такой Дьявол?

-Что вы о нем знаете?

(Дьявол – злой дух или глава злых духов, противостоящих богу, властелин ада. Энциклопедический словарь)

-Прочитайте третью  часть рассказа.

-Кто такие софисты, конкистадоры, еретики, капеллан?

(Софисты –

-древнегреческие учителя философии и красноречия. ЭС.

-в Др. Греции платный учитель философии, математики, ораторского искусства Словарь иностранных слов

Конкистадоры –

-испанские авантюристы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия. ЭС.

-участники испанских грабительных завоевательных походов в Ц. и Ю. Америку, с неслыханной жесткостью истреблявшие и порабощавшие коренное население. СИС.

Еретики –

-отклоняющийся от верований официальной церкви. ЭС.

-представители социального протеста против феодального гнета, освященного церковью. СИС.

Капеллан –

-священник в армии. ЭС.

-священник в некоторых зарубежных армиях. СИС.)

-Каким вы видите Дьявола в нашем рассказе?

Наглядность 2

(Мудрое и суровое лицо, сочетает черты философа, короля, цирюльника, честен с Альмейдой, видит в нем положительные черты, советует отказаться от договора, т.к. он мудрее человека, лукав, сбивает Альмейду, когда тот торгуется )

-Как Дьявол относится к человечеству?

-Как он относится к Альмейде?

-Что нового вы узнали о герое?

Наглядность 3

(Догадлив, преуспел в войне, воевал в Африке, в Европе, в Новом свете, жаждет славы и власти)

-Чего хочет Альмейда?

Наглядность 4

 (собрать возле себя богатых и знатных, вершить их судьбы, быть единым в трех лицах)

-Как вы думаете, кем сделает Дьявол Альмейду?

-Что он заберет взамен?

-Прочитайте последнюю часть рассказа.

-Попробуйте предположить, кем станет Альмейда.

Наглядность 5

(Он стал игральными костями)

Работают со словарем, отвечают на ? по тексту

Записывают в тетрадь

Отвечают

Отвечают

Находят в тексте

Находят в тексте

Предлагают свои версии

Предлагают свои версии

Индивидуальная/

Частично-поисковый

В парах/

Репродуктивный

Фронтальная/

Продуктивный

Фронтальная/

Репродуктивный

Индивидуальная/

Репродуктивный

Коллективная/

Исследовательский

Коллективная/

Исследовательский

Коллективная/

Исследовательский

Итог урока

-Смог ли Альмейда обмануть Дьявола?

-Вспомните литературные произведения или народные поверья, связанные с нашей темой.

(Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»)

-Бывает ли в жизни так, чтобы блага доставались человеку ни за что?

-Оценки за урок…

Отвечают

Вспоминают

Рассуждают

Коллективная/

Продуктивный

Коллективная/

Продуктивный

Коллективная/

Продуктивный

Задание на дом

Напишите сочинение о том, кем бы вы хотели быть в жизни и что для этого нужно.

Исполнение желаний  (рассказ)

Игорь Петрович Подколодный родился в 1960 году во Владивостоке. Специалист по компьютерам.

Сергей Владимирович Стрельченко родился в Волгограде в 1960 году. По образованию историк. Переводит с английского и испанского, автор научно-популярных статей по мифологии фантастических рассказов.

* * *

Альмейда шел по ночной улице и был настроен изменить судьбу.

«Сейчас или никогда», - думал идальго, сжимая дьявольский амулет, подарок Родригеса. Последние 25 золотых он бесшабашно истратил вчера, и шелковый кошелек с монограммой был пуст, а на толедском клинке появилось много зазубрин.

Холодный ветер с градом заставил прибавить шагу. Заныла рана от индейской стрелы, и захотелось глотнуть горячего красного вина с медом.

 Альмейда нашел в темноте нужный дом и постучал кулаком в дверь так, как велел Родригес: шесть, шесть и еще раз шесть раз с двумя долгими паузами.

Прислушался. За дверью послышалась возня. Он понял, что хозяин подзывает собак и шепчет заклинания. Зажатый в руке амулет дернулся, словно ожил. Лязгнул тяжелый засов. Вслед за полосою желтого света вышел на холод сам чернокнижник: щуплый, лысый, немолодой, не внушающий почтения, похожий скорее на приказчика в маленькой лавке старьевщика.

Он говорил на испанском с легким акцентом. Альмейда так и не понял, чей это акцент, хотя много странствовал.

-Что хочет от меня благородный идальго?

-Черную свечу.

-Что?!

Альмейда не понял – напуган тот или обрадован.

-Сколько стоит свеча?

-Я отдам ее бесплатно, иначе она потеряет силу.

* * *

        Вернувшись к себе, Альмейда сразу же начертил мелом круг и зажег свечу огнивом. Дьявол не заставил себя ждать. Свеча не сгорела даже на треть.

* * *

        

Пришелец из преисподней выглядел именно так, как представлял Альмейда, и не был похож на чудовище в виде двуногой свиньи со стальной щетиной и с рогом во лбу, как говорил Родригес.

        -Мой видимый облик связан со вкусами и характером тех, к кому я являюсь, - пояснил Дьявол.

        Альмейда внимательно вглядывался в его лицо – мудрое и суровое. В нем сочетались черты философа, короля, цирюльника и наемного убийцы с мадридского рынка, и было что-то от старого берберского колдуна, которого встретил когда-то Альмейда в горах Атласа.

        -А истинный облик? – спросил идальго.

        -Нельзя показать то, что не могут увидеть. Как объяснить слепому от рождения, что изумруд зеленый?  Зачем ты меня вызвал?

        -Не думал, что так просто.

        -Все ритуалы – условность. Ты искренне звал – я пришел. Ты не боялся встречи со мной.

        -Мы все равно скоро встретимся.

        -Разумно. Чего ты хочешь? Только не требуй сделать тебя властелином Вселенной, бессмертным и прочее в том же роде. Это возможно. Но души людек не стоят того. Вы – мелкий жемчуг, который собирают горстями. Я запускаю пальцы в песок всего человечества. Прочти договор,  - он протянул Альмейде пергамент с запахом серы.

        Тот сразу сам развернулся, и по нему побежали горящие буквы с такой скоростью, чтобы удобно было читать.

        -Ты зря ищешь двусмысленности в договоре, - сказал Дьявол. – Все четко и ясно, без разночтений. Я никогда не нарушаю своих обещаний и не мщу за проигрыш. Но люди плохо представляют то, чего хотят получить. Один царь попросил, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. И золотыми стали его еда и одежда. Кто виноват в его страшном конце? Я выполнил обещание. Раб, который вызвал меня, попросил только год сытой жизни и без работы.

        -И стал свиньей?

        -Ты догадлив.

        -Могу я подумать, перед тем, как попросить?

        -Да.

        -Как долго?

        -Куда нам спешить? У тебя впереди целая жизнь, а у меня иные понятия о времени. Я знаю тебя, как всех людей мира – живших, живущих и тех, кто родится. При всех грехах ты великодушен. Хочу отплатить тебе тем же. Советую отказаться от договора. Еще никто из людей не смог перехитрить Дьявола. Такое бывает в баснях о купцах и мудрых софистах. Надеешься стать первым?

        «Что попросить?» - думал Альмейда. Его ремесло – война, и он преуспел в нем. Воевал в Европе, Африке, в Новом Свете. На суше и на море. Он и сейчас жаждал славы великого конкистадора и власти. «Стать первым фектовальщиком мира? Это возможно?»

        «Да», - подтвердили огненные буквы пергамента Дьявола.

        Альмейда вспомнил о Хосе Реарте… Непобедимый Хосе – лучший клинок Пиренеев и Франции был убит из арбалета при незначительной стычке с прованскими еретиками, стрела попала в висок. Такая смерть не могла принести славы.

        «Богатство?» - Бен-Гаам, богатый алжирский еврей-ростовщик, прибывший в Мадрид из Гааги, долго вершил судьбы знатных аристократов, давая или не отпуская деньги взаем. Простой пьяный солдат пробил ему голову рукояткой кинжала из-за двух золотых.

        Альмейда слышал о тайных обществах, которые вершат судьбы мира и существуют уже много тысячелетий, корни их уходят во времена фараонов и Атлантиды.

        «Что толку от власти, если тебя не видят?» - Альмейда не находил смысла быть властелином мира и уступать дорогу тем, кто одет лучше.

        «Я должен быть на виду», - решил Альмейда.

        -Хочу собрать вокруг себя знатных и богатейших. Иметь возможность открыто вершить их судьбы.

        -Ты можешь просить еще что-то. Придумай самое невероятное и нелепое, и это сбудется.

        -Хочу быть единым в трех лицах, - сказал идальго.

        -Богохульствуешь, сын мой! – усмехнулся Дьявол, приняв образ полкового капеллана.

        -Ты очень силен, но все же не всемогущ. И уподобить меня богу не можешь. – Альмейда был уверен в победе. В случае невыполнения Дьяволом любого из обещаний человек получал все и оставлял за собой душу.

        -Ставь подпись.

        Идальго скрепил договор кровью.

* * *

        Альмейда увидел огромную золотую арену и как он, кувыркаясь, летел на нее…

        Упал, перевернулся последний раз и замер, смотря вверх на людей восемнадцатью глазами. Его окружали знатнейшие и богатейшие люди страны, и он вершил их судьбы открыто, служа теперь Дьяволу.

???

1

Идальго, бесшабашный, владеет клинком, ранен индийской стрелой, много странствовал

2

Мудрое и суровое лицо,

сочетает черты философа, короля, цирюльника,

честен с Альмейдой,

видит в нем положительные черты,

советует отказаться от договора,

т.к. он мудрее человека,

лукав, сбивает Альмейду, когда тот торгуется

3

Догадлив, преуспел в войне, воевал в Африке, в Европе, в Новом свете, жаждет славы и власти

4

Собрать возле себя богатых и знатных, вершить их судьбы, быть единым в трех лицах

5

Он стал игральными костями!!!

  Технологическая карта урока внеклассного чтения

по рассказу «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова.

1. Прочитайте первую часть рассказа.

-Кто такой Идальго? (по словарю)

-Каким вы представляете героя?

-Чего он хочет?

-Зачем ему нужна свеча?

-Запишите характеристику героя по ключевым фразам первой части рассказа.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Прочитайте вторую часть рассказа.

-Кто такой Дьявол?

-Что вы о нем знаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Прочитайте третью  часть рассказа.

-Каким вы видите Дьявола в нашем рассказе?

-Кто такие софисты, конкистадоры, еретики, капеллан? (по словарю)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Как Дьявол относится к человечеству?

-Как он относится к Альмейде?

-Что нового вы узнали о герое?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Чего хочет Альмейда?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Как вы думаете, кем сделает Дьявол Альмейду?

-Что он заберет взамен?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Прочитайте последнюю часть рассказа.

-Попробуйте предположить, кем стал Альмейда.  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какую роль играет Дьявол в данном рассказе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения в 8 классе. Рассказ В. Г. Короленко "Сон Макара"

В конспекте дано подробное описание хода урока, включающее  викторину "Узнай героя по описанию", инсценирование эпизода "Суд у Тойона"....

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с р...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....

Технологическая карта урока литературы (урок внеклассного чтения) в 8 классе «Загадка исполнения желаний»

Учитывая тот факт, что  приоритетной целью современного российского образования является развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, ...