Внеклассное чтение по русской литературе по рассказу «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цель: Познакомить с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается, создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям, учить выделять главное, делать выводы на основе логического мышления.
Оборудование: Словарь иностранных слов, Большой энциклопедический словарь, технологическая карта урока, наглядности.
Технология развивающего обучения, развитие речи по методике Н. Шапиро.
Тип урока: Изучение нового материала.
Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов, имеющих представление о религиозных верованиях, знания по истории, умеющих выделять и собирать материал в тексте, делать вывода, опираясь на факты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie_po_russkoy_literature_ispolnenie_zhelaniy.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение по русской литературе
Тема: Рассказ «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова
Цель: Познакомить с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается, создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям, учить выделять главное, делать выводы на основе логического мышления.
Оборудование: Словарь иностранных слов, Большой энциклопедический словарь, технологическая карта урока, наглядности.
Технология развивающего обучения, развитие речи по методике Н. Шапиро.
Тип урока: Изучение нового материала.
Структура урока | Ход урока | Действия учащихся | Формы/методы |
Орг.момент | -Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с рассказом современных писателей, попытаемся понять, для чего дана человеку жизнь. В течение урока мы будем обращаться к словарям: иностранных слов и Большому энциклопедическому. | Слушают | Фронтальная/ |
Подготовка к восприятию текста | -Перед вами лежат тексты, по которым мы будем работать, технологические карты урока, которым мы будем следовать. Познакомьтесь с ними. -Что вы узнали об авторах рассказа? -Кто они по образованию? -Каков их возраст? | Знакомятся с текстами и т. картами Отвечают | Фронтальная/ Репродуктивный Индивидуальная/ репродуктивный |
Новая тема. Проверка усвоения | -Прочитайте первую часть рассказа. -Кто такой идальго? По словарю. (Мелкопоместный рыцарь, дворянин в средневековой Испании. Словарь иностранных слов) -Каким вы представляете героя? -Чего он хочет? -Зачем ему нужна свеча? -Запишите характеристику героя по ключевым фразам первой части рассказа. Наглядность 1 (Идальго, бесшабашный, владеет клинком, ранен индийской стрелой, много странствовал) -Прочитайте вторую часть рассказа. -Кто такой Дьявол? -Что вы о нем знаете? (Дьявол – злой дух или глава злых духов, противостоящих богу, властелин ада. Энциклопедический словарь) -Прочитайте третью часть рассказа. -Кто такие софисты, конкистадоры, еретики, капеллан? (Софисты – -древнегреческие учителя философии и красноречия. ЭС. -в Др. Греции платный учитель философии, математики, ораторского искусства Словарь иностранных слов Конкистадоры – -испанские авантюристы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия. ЭС. -участники испанских грабительных завоевательных походов в Ц. и Ю. Америку, с неслыханной жесткостью истреблявшие и порабощавшие коренное население. СИС. Еретики – -отклоняющийся от верований официальной церкви. ЭС. -представители социального протеста против феодального гнета, освященного церковью. СИС. Капеллан – -священник в армии. ЭС. -священник в некоторых зарубежных армиях. СИС.) -Каким вы видите Дьявола в нашем рассказе? Наглядность 2 (Мудрое и суровое лицо, сочетает черты философа, короля, цирюльника, честен с Альмейдой, видит в нем положительные черты, советует отказаться от договора, т.к. он мудрее человека, лукав, сбивает Альмейду, когда тот торгуется ) -Как Дьявол относится к человечеству? -Как он относится к Альмейде? -Что нового вы узнали о герое? Наглядность 3 (Догадлив, преуспел в войне, воевал в Африке, в Европе, в Новом свете, жаждет славы и власти) -Чего хочет Альмейда? Наглядность 4 (собрать возле себя богатых и знатных, вершить их судьбы, быть единым в трех лицах) -Как вы думаете, кем сделает Дьявол Альмейду? -Что он заберет взамен? -Прочитайте последнюю часть рассказа. -Попробуйте предположить, кем станет Альмейда. Наглядность 5 (Он стал игральными костями) | Работают со словарем, отвечают на ? по тексту Записывают в тетрадь Отвечают Отвечают Находят в тексте Находят в тексте Предлагают свои версии Предлагают свои версии | Индивидуальная/ Частично-поисковый В парах/ Репродуктивный Фронтальная/ Продуктивный Фронтальная/ Репродуктивный Индивидуальная/ Репродуктивный Коллективная/ Исследовательский Коллективная/ Исследовательский Коллективная/ Исследовательский |
Итог урока | -Смог ли Альмейда обмануть Дьявола? -Вспомните литературные произведения или народные поверья, связанные с нашей темой. (Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала») -Бывает ли в жизни так, чтобы блага доставались человеку ни за что? -Оценки за урок… | Отвечают Вспоминают Рассуждают | Коллективная/ Продуктивный Коллективная/ Продуктивный Коллективная/ Продуктивный |
Задание на дом | Напишите сочинение о том, кем бы вы хотели быть в жизни и что для этого нужно. |
Исполнение желаний (рассказ)
Игорь Петрович Подколодный родился в 1960 году во Владивостоке. Специалист по компьютерам.
Сергей Владимирович Стрельченко родился в Волгограде в 1960 году. По образованию историк. Переводит с английского и испанского, автор научно-популярных статей по мифологии фантастических рассказов.
* * *
Альмейда шел по ночной улице и был настроен изменить судьбу.
«Сейчас или никогда», - думал идальго, сжимая дьявольский амулет, подарок Родригеса. Последние 25 золотых он бесшабашно истратил вчера, и шелковый кошелек с монограммой был пуст, а на толедском клинке появилось много зазубрин.
Холодный ветер с градом заставил прибавить шагу. Заныла рана от индейской стрелы, и захотелось глотнуть горячего красного вина с медом.
Альмейда нашел в темноте нужный дом и постучал кулаком в дверь так, как велел Родригес: шесть, шесть и еще раз шесть раз с двумя долгими паузами.
Прислушался. За дверью послышалась возня. Он понял, что хозяин подзывает собак и шепчет заклинания. Зажатый в руке амулет дернулся, словно ожил. Лязгнул тяжелый засов. Вслед за полосою желтого света вышел на холод сам чернокнижник: щуплый, лысый, немолодой, не внушающий почтения, похожий скорее на приказчика в маленькой лавке старьевщика.
Он говорил на испанском с легким акцентом. Альмейда так и не понял, чей это акцент, хотя много странствовал.
-Что хочет от меня благородный идальго?
-Черную свечу.
-Что?!
Альмейда не понял – напуган тот или обрадован.
-Сколько стоит свеча?
-Я отдам ее бесплатно, иначе она потеряет силу.
* * *
Вернувшись к себе, Альмейда сразу же начертил мелом круг и зажег свечу огнивом. Дьявол не заставил себя ждать. Свеча не сгорела даже на треть.
* * *
Пришелец из преисподней выглядел именно так, как представлял Альмейда, и не был похож на чудовище в виде двуногой свиньи со стальной щетиной и с рогом во лбу, как говорил Родригес.
-Мой видимый облик связан со вкусами и характером тех, к кому я являюсь, - пояснил Дьявол.
Альмейда внимательно вглядывался в его лицо – мудрое и суровое. В нем сочетались черты философа, короля, цирюльника и наемного убийцы с мадридского рынка, и было что-то от старого берберского колдуна, которого встретил когда-то Альмейда в горах Атласа.
-А истинный облик? – спросил идальго.
-Нельзя показать то, что не могут увидеть. Как объяснить слепому от рождения, что изумруд зеленый? Зачем ты меня вызвал?
-Не думал, что так просто.
-Все ритуалы – условность. Ты искренне звал – я пришел. Ты не боялся встречи со мной.
-Мы все равно скоро встретимся.
-Разумно. Чего ты хочешь? Только не требуй сделать тебя властелином Вселенной, бессмертным и прочее в том же роде. Это возможно. Но души людек не стоят того. Вы – мелкий жемчуг, который собирают горстями. Я запускаю пальцы в песок всего человечества. Прочти договор, - он протянул Альмейде пергамент с запахом серы.
Тот сразу сам развернулся, и по нему побежали горящие буквы с такой скоростью, чтобы удобно было читать.
-Ты зря ищешь двусмысленности в договоре, - сказал Дьявол. – Все четко и ясно, без разночтений. Я никогда не нарушаю своих обещаний и не мщу за проигрыш. Но люди плохо представляют то, чего хотят получить. Один царь попросил, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. И золотыми стали его еда и одежда. Кто виноват в его страшном конце? Я выполнил обещание. Раб, который вызвал меня, попросил только год сытой жизни и без работы.
-И стал свиньей?
-Ты догадлив.
-Могу я подумать, перед тем, как попросить?
-Да.
-Как долго?
-Куда нам спешить? У тебя впереди целая жизнь, а у меня иные понятия о времени. Я знаю тебя, как всех людей мира – живших, живущих и тех, кто родится. При всех грехах ты великодушен. Хочу отплатить тебе тем же. Советую отказаться от договора. Еще никто из людей не смог перехитрить Дьявола. Такое бывает в баснях о купцах и мудрых софистах. Надеешься стать первым?
«Что попросить?» - думал Альмейда. Его ремесло – война, и он преуспел в нем. Воевал в Европе, Африке, в Новом Свете. На суше и на море. Он и сейчас жаждал славы великого конкистадора и власти. «Стать первым фектовальщиком мира? Это возможно?»
«Да», - подтвердили огненные буквы пергамента Дьявола.
Альмейда вспомнил о Хосе Реарте… Непобедимый Хосе – лучший клинок Пиренеев и Франции был убит из арбалета при незначительной стычке с прованскими еретиками, стрела попала в висок. Такая смерть не могла принести славы.
«Богатство?» - Бен-Гаам, богатый алжирский еврей-ростовщик, прибывший в Мадрид из Гааги, долго вершил судьбы знатных аристократов, давая или не отпуская деньги взаем. Простой пьяный солдат пробил ему голову рукояткой кинжала из-за двух золотых.
Альмейда слышал о тайных обществах, которые вершат судьбы мира и существуют уже много тысячелетий, корни их уходят во времена фараонов и Атлантиды.
«Что толку от власти, если тебя не видят?» - Альмейда не находил смысла быть властелином мира и уступать дорогу тем, кто одет лучше.
«Я должен быть на виду», - решил Альмейда.
-Хочу собрать вокруг себя знатных и богатейших. Иметь возможность открыто вершить их судьбы.
-Ты можешь просить еще что-то. Придумай самое невероятное и нелепое, и это сбудется.
-Хочу быть единым в трех лицах, - сказал идальго.
-Богохульствуешь, сын мой! – усмехнулся Дьявол, приняв образ полкового капеллана.
-Ты очень силен, но все же не всемогущ. И уподобить меня богу не можешь. – Альмейда был уверен в победе. В случае невыполнения Дьяволом любого из обещаний человек получал все и оставлял за собой душу.
-Ставь подпись.
Идальго скрепил договор кровью.
* * *
Альмейда увидел огромную золотую арену и как он, кувыркаясь, летел на нее…
Упал, перевернулся последний раз и замер, смотря вверх на людей восемнадцатью глазами. Его окружали знатнейшие и богатейшие люди страны, и он вершил их судьбы открыто, служа теперь Дьяволу.
???
1
Идальго, бесшабашный, владеет клинком, ранен индийской стрелой, много странствовал |
2
Мудрое и суровое лицо, сочетает черты философа, короля, цирюльника, честен с Альмейдой, видит в нем положительные черты, советует отказаться от договора, т.к. он мудрее человека, лукав, сбивает Альмейду, когда тот торгуется |
3
Догадлив, преуспел в войне, воевал в Африке, в Европе, в Новом свете, жаждет славы и власти |
4
Собрать возле себя богатых и знатных, вершить их судьбы, быть единым в трех лицах |
5
Он стал игральными костями!!! |
Технологическая карта урока внеклассного чтения
по рассказу «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова.
1. Прочитайте первую часть рассказа.
-Кто такой Идальго? (по словарю)
-Каким вы представляете героя?
-Чего он хочет?
-Зачем ему нужна свеча?
-Запишите характеристику героя по ключевым фразам первой части рассказа.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Прочитайте вторую часть рассказа.
-Кто такой Дьявол?
-Что вы о нем знаете?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Прочитайте третью часть рассказа.
-Каким вы видите Дьявола в нашем рассказе?
-Кто такие софисты, конкистадоры, еретики, капеллан? (по словарю)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Как Дьявол относится к человечеству?
-Как он относится к Альмейде?
-Что нового вы узнали о герое?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Чего хочет Альмейда?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Как вы думаете, кем сделает Дьявол Альмейду?
-Что он заберет взамен?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Прочитайте последнюю часть рассказа.
-Попробуйте предположить, кем стал Альмейда.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какую роль играет Дьявол в данном рассказе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"
Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Рассказ В. Г. Короленко "Сон Макара"
В конспекте дано подробное описание хода урока, включающее викторину "Узнай героя по описанию", инсценирование эпизода "Суд у Тойона"....
Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»
Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с р...
Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".
Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....
Технологическая карта урока литературы (урок внеклассного чтения) в 8 классе «Загадка исполнения желаний»
Учитывая тот факт, что приоритетной целью современного российского образования является развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, ...