подготовка к школьному этапу олимпиады по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Предложенный материал систематизирует подготовку учеников к олимпиаде по литературе на школьном этапе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_olimpiade_liter.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1.Знать значение изученных терминов (см. словарики в учебнике), жанры и тд.
2.Знать даты жизни русских классиков (примерно, соотнося с эпохой) и основные периоды их творчества.
3.Уметь составить словарную статью: термин, его определение (значение), пример.
4.Уметь определить стихотворный размер (чередование ударных и безударных слогов):
Двусложные – хорей
ямб
Трехсложные – дактиль
амфибрахий
анапест
(для 9-11 классов – дополнительно, см. А. Блок, В. Маяковский)
Например: Мчатся тучи, вьются тучи... ( А. Пушкин )
/ v - / v - / v -/ v -/ - четырехстопный хорей (в строке четыре двусложных стопы).
5. Знать изобразительно – выразительные средства и уметь объяснить их роль в конкретном тексте.
6.При анализе художественного текста опираться на примерные вопросы.
Анализ рассказа: смысл названия; история создания и место в творчестве автора (если известны сведения); система персонажей, их краткая характеристика; особенности сюжета и композиции; роль наиболее значительных художественных особенностей (портрет, пейзаж, интерьер, деталь, речь персонажей, стилевые особенности, авторская позиция и т.д.); проблематика, идея текста (ради чего написано, что хотел сказать автор); место произведения в творчестве автора; восприятие и оценка.
Анализ эпизода: место в произведении (где расположен, после чего и перед чем); как можно озаглавить и почему; если этот фрагмент озаглавлен – смысл заглавия; персонажи, их поступки и мысли; сюжетная линия эпизода; основные художественные особенности и их роль; авторская позиция; роль эпизода в произведении; если фрагмент из драматического произведения – учитывать особенности.
Анализ стихотворения: место в творчестве автора, смысл названия; жанр (элегия, послание, баллада, сонет и т.д.); художественное своеобразие ( композиция , стихотворный размер, рифма, ритм и т.д.); роль художественных средств ( два – три наиболее характерных и важных для данного текста); образ лирического героя (персонажа), его мысли, чувства; лирический адресат ( если есть); лирический герой и автор стихотворения; настроение стихотворения ; идейное звучание; восприятие и оценка.
7. Обращать внимание на
- смысл названия произведения или его части, главы;
- посвящение и эпиграф (если они есть) ;
- роль пролога, эпилога, авторских отступлений, вставных эпизодов.
8. Примечание:
- порядок написания свободный, с учетом особенностей предложенного текста;
- брать для анализа не все аспекты, а наиболее значимые для данного текста;
- следить за логикой работы;
- помнить: важно не перечислить максимально художественные средства, а увидеть наиболее значимые и объяснить их роль в предложенном тексте;
- пользоваться вопросами к заданию, если они предложены; но писать связным текстом, а не ответами на вопросы.
9.Отвечать на каждый вопрос наиболее полно (читать всё задание, опираться на глаголы); можно выполнить часть задания: что знаете.
10.Понимать разницу между развернутым ответом ( 150-250 слов и более ) и сжатым ответом ограниченного объёма ( 70-90 слов).
11.Чётко оформлять работу, прописывать номера заданий; помечать, если есть продолжение или изменение; выделять абзацы.
12.Правильно сопоставлять ( сравнивать): находить сначала общее, а потом раздельное; если только одно ( общее или раздельное) - отметить в тезисе.
13.Любое связное высказывание строить по схеме:
тезис – доказательство – вывод;
или
вступление – основная часть – заключение.
14. Не пользоваться гаджетами.
СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ
знать, уметь дать определение, найти в тексте, объяснить роль(!) в тексте
Авторские неологизмы Бессоюзие – многосоюзие
Анафора Лексика ( особенности)
Антитеза Части речи
Гипербола Повтор; лексический повтор
Градация Обрамление
Гротеск Умолчание (…)
Инверсия Особенности пунктуации (авторская)
Иносказание ( аллегория) Звукопись (аллитерация, ассонанс)
Ирония Особенности речи героя
Литота Способы выражения авторского отношения
Метафора, развёрнутая метафора; Психологизм
Метонимия Лиризм прозы
Оксюморон Синонимы и антонимы ( контекстные)
Олицетворение Диалог, монолог, полилог; реплика
Парцелляция Ремарка
Перифраз (а) Реминисценция
Персонификация (олицетворение наоборот) Художественная деталь
Риторическое обращение, восклицание, вопрос
Сарказм Особенности стихосложения
Сатира Рифма
Синекдоха Стихотворные размеры
Сравнение Ритм
Фантастика, фантасмагория
Эпитет; метафорический эпитет Портрет
Эпифора Пейзаж
Юмор Интерьер
15. Просмотреть учебный материал за весь учебный год (см список для чтения):
- содержание произведений, история создания произведения и его место в творчестве автора и в литературном процессе; основные сведения об авторе;
- теория литературы: литературные направления, роды и виды литературы, жанры и тд.
- повторить материал прошлых лет; обратиться к читательскому дневнику.
16. Вспомнить или перечитать ключевые эпизоды (фрагменты) произведений.
17. Обратить внимание на написание имен героев произведений и другие имена собственные.
18. Повторить теорию литературы, основные термины.
19. Писать разборчивым почерком, исправления делать аккуратно.
20. Вести хронометраж (уложиться в отведенное время).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 класс
-комплексный анализ стихотворения-комплексный анализ эпического произведения-критерии оценивания лирического произведения-критерии оценивания прозаического произведения...
Школьный этап олимпиады по литературе (5 класс)
Материал пригодится для проведения олимпиады по литературе в 5 классе....
Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.
Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (5 класс).
Олимпиада по литературе в 5 классе с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).
Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).
Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....
Школьный этап олимпиады по литературе для 6-х классов
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 6 класс. С ответами...