Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 класс
олимпиадные задания по литературе по теме
-комплексный анализ стихотворения
-комплексный анализ эпического произведения
-критерии оценивания лирического произведения
-критерии оценивания прозаического произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7-8_klassy._lirika_kriterii.doc | 59.5 КБ |
5-11_klass._proza_kriterii.doc | 58 КБ |
7-8_kl._shk._etap_po_lit.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
код работы:_____________________________
Имя, отчество, фамилия эксперта: 1.____________________________________________
2. ____________________________________________Итог_____
Председатель жюри:________________________________________________________________
Критерии оценки олимпиадных работ по литературе
Комплексный анализ лирического произведения
7–8 классы
1. | Понимание произведения | 1 эксперт | 2 эксперт | Максимальный балл: 15 |
1.1. | На уровне настроения, преобладающего в тексте | На каждый пункт 0-3 балла: 0 баллов — не понято; 1 балл — понято частично; 2 балла — понято; 3 балла — понято и проанализировано с примерами и комментариями. | ||
1.2. | На уровне основных мотивов, движения лирического образа (ключевые образы, образы-символы) | |||
1.3. | На уровне композиционной структуры художественного произведения | |||
1.4. | На уровне оценки особенностей поэтического мира автора | |||
1.5. | На уровне жанровой специфики стихотворения | |||
2. | Интерпретация произведения | Максимальный балл: 6 | ||
2.1. | Дана в контексте культурно-исторической эпохи | На каждый пункт 0-2 балла: 0 баллов: не дана; 1 балл: дана кратко, без осмысления; 2 балла: дана подробно, осмысленно. | ||
2.2. | Дана в контексте литературной традиции. | |||
2.3 | Дана в контексте творчества писателя. | |||
3. | Анализ элементов художественной формы | Максимальный балл: 10 | ||
3.1. | На уровне лексического строя текста | На каждый пункт 0-2 балла: 0 баллов: не используются; 1 балла: используются с примерами; 2 балла: используются с примерами и комментариями. | ||
3.2. | На уровне поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия) | |||
3.3. | На уровне изобразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, символ) | |||
3.4. | На уровне приемов звукописи | |||
3.5. | На уровне строфики, рифмы, стихотворного размера | |||
4. | Композиция работы | Максимальный балл: 2 | ||
0 баллов: не выстроена; 1 балл: выстроена, но есть отдельные недочеты, отклонения от выбранной композиции; 2 балла: выстроена четко и аргументированно | ||||
5. | Привлечение текста произведения | Максимальный балл: 2 | ||
0 баллов: текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются; 1 балл: текст привлекается, но не комментируется; 2 балла: текст привлекается обоснованно. | ||||
6. | Речевое оформление | Максимальный балл: 6 | ||
6.1. | Стилевое единство работы. | На каждый пункт 0–2 балла: 0 баллов: не наблюдается / более 3-х речевых ошибок. 1 балл: частично / 2–3 речевые ошибки. 2 балла: на высоком уровне / 0–1 речевая ошибка | ||
6.2. | Точность формулировок и словоупотребления. | |||
6.3. | Речевая грамотность. | |||
7. | Продуктивность мышления | Максимальный балл: 9 | ||
7.1. | Нестандартность идей. | На каждый пункт максимум 3 балла | ||
7.2. | Глубина ассоциативных рядов. | |||
7.3. | Широта эрудиции. | |||
ИТОГО: | 50 баллов |
Предварительный просмотр:
код работы:_____________________________
Имя, отчество, фамилия эксперта: 1.____________________________________________
2. ____________________________________________Итог____
Председатель жюри:________________________________________________________________
Критерии оценки олимпиадных работ по литературе
Комплексный анализ эпического произведения
5–11 классы
1. | Понимание произведения | 1 эксперт | 2 эксперт | Максимальный балл: 15 |
1.1. | На уровне родо-жанровой специфики | На каждый пункт 0-3 балла: 0 баллов — не понято; 1 балл — понято частично; 2 балла — понято ; 3 балла — понято и проанализировано. | ||
1.2. | На уровне темы, проблемы, идеи | |||
1.3. | На уровне авторской позиции | |||
1.4. | На уровне сюжетно-композиционной структуры художественного произведения | |||
1.5. | На уровне отдельных образов, деталей | |||
2. | Интерпретация произведения | Максимальный балл: 6 | ||
2.1. | Дана в контексте культурно-исторической эпохи. | На каждый пункт 0-2 балла: 0 баллов: не дана; 1 балл: дана кратко, без осмысления; 2 балла: дана подробно, осмысленно. | ||
2.2. | Дана в контексте литературной традиции. | |||
2.3 | Дана в контексте творчества писателя. | |||
3 | Использование литературоведческих терминов | Максимальный балл: 9 | ||
3.1. | Используются ключевые термины анализа литературного произведения (композиция, образ, мотив, сюжет, контекст и т.п.). | На каждый пункт 0-3 балла: 0 баллов: не используются; 1 балл: используются без осмысления; 2 балла: используются с примерами; 3 балла: используются с примерами и комментариями. | ||
3.2. | Используются названия тропов, стилистических фигур. | |||
3.3. | Используются названия художественных методов, литературных школ. | |||
4. | Композиция работы | Максимальный балл: 2 | ||
0 баллов: не выстроена; 1 балл: выстроена, но есть отдельные композиционные нарушения; 2 балла: целостна, последовательна. | ||||
5. | Привлечение текста произведения | Максимальный балл: 3 | ||
0 баллов: текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются; 1 балл: текст привлекается, но не комментируется; 2 балла: текст привлекается, но не всегда целесообразно; 3 балла: текст привлекается обоснованно. | ||||
6. | Речевое оформление | Максимальный балл: 6 | ||
6.1. | Стилевое единство работы. | На каждый пункт 0-2 балла: 0 баллов: не наблюдается / более 3-х речевых ошибок. 1 балл: частично / 2-3 речевые ошибки. 2 балла: на высоком уровне / 0-1 речевая ошибка | ||
6.2. | Точность формулировок и словоупотребления. | |||
6.3. | Речевая грамотность. | |||
7. | Продуктивность мышления | Максимальный балл: 9 | ||
7.1. | Нестандартность идей. | На каждый пункт 3 балла | ||
7.2. | Глубина ассоциативных рядов. | |||
7.3. | Широта эрудиции. | |||
ИТОГО: | 50 баллов |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
2009 – 2010 уч.г.
7 - 8 класс
ВЫПОЛНИТЕ ОДНО ИЗ ДВУХ ЗАДАНИЙ
- Произведите комплексный анализ стихотворения
Из детства Д. Самойлов Я – маленький, горло в ангине. За окнами падает снег. И папа поет мне: “Как ныне Сбирается вещий Олег…” Я слушаю песню и плачу, Рыданье в подушке душу, И слезы постыдные прячу, И дальше, и дальше прошу. Осеннею мухой квартира Дремотно жужжит за стеной. И плачу над бренностью мира Я, маленький, глупый, больной. 1956 г. |
II. Произведите комплексный анализ эпического произведения
Скворцы В. Белов
В субботу мать вымыла пол и застелила его чистыми полосатыми половиками. А еще она взяла мелкого песочку, положила его на мокрую тряпку и долго терла медный самовар, потом переставила кровать вместе с Павлуней на новое место, поближе к окну.
— Лежи, Павлуня, лежи, голубчик,— она подоткнула под Павлунины бока теплое одеяло и вскоре ушла на колхозную работу. Павлуне хотелось поглядеть на самовар, как он светится, но самовар стоял в шкафу, а встать Павлуня не мог. Всю зиму у Павлуни болели ноги, и он лежал все время в кровати. «Наверно,— думает Павлуня,— наверно, сейчас в шкафу светло от самовара, только ведь как узнаешь? Если откроешь дверку, то свет из избы сразу в шкаф напускается, а ежели не откроешь, то не видно, темно в шкафу или светло. Наверно, светло, потому что уж очень самовар блестит после того, как его мама начистила». Еще Павлуне хочется поглядеть свои валенки. Но об этом тоже нечего было и мечтать, потому что, во-первых, не встать с кровати, а во-вторых, валенки были заперты в чулане, вместе с отцовым новым пиджаком. Павлуня помнит, как отец купил ему валенки и принес домой. Но Павлуня уже тогда болел и в школу не ходил, а валенки тоже всю зиму зря пролежали.
Размышляя обо всем этом, Павлуня чуть не забыл, что кровать переставлена ближе к окну. Он повернул голову и сразу увидел синее небо. Там же висела большая прозрачная сосулька: она намерзла на карнизе и была похожа на штык. Павлуня увидел, как на ее остром кончике копилась капля золотистой воды, копилась, копилась, стала тяжелее себя и полетела вниз. Павлуне стало весело. Снег в огороде был белый, белый, небо вверху такое синее, как обложка на тетрадочке, которую только-только выдали и на которой не поставлено еще ни одной буковки, а не то что фамилии.
Дальше за огородом, под горой, была река. Она еще вся заметена снегом, снег и на крышах, на грядках, и на лужке тоже не было еще ни одной проталины. Павлуня увидел, как дрожит от ветра торчащий из снега стебель прошлогоднего репейника, и догадался, что на улице еще холодно, хотя и капает с застрехов.
«Снегу наворотило, — думает Павлуня, — столько снегу не скоро растает. На одной нашей крыше, наверно, пудов двенадцать, а то, может, и больше». На этом месте Павлуня вспомнил, как прошлой весной отец скидывал снег с крыши. Деревянной лопатой он нарезал большущие глыбы. Такая глыба сперва тихо трогалась с места, а потом шумно ползла по крыше и — бух! Когда на крыше осталась одна такая глыба, отец сбросил вниз лопату, а сам сел верхом на последнюю глыбу и поехал с крыши. Павлуня увидел, как отец шлепнулся в снег почти по шейку. Тогда они долго вместе с отцом хохотали, и Павлуня решил твердо, что на будущую зиму сам будет скидывать снег и тоже прокатится на последней глыбе. Но теперь было ясно, что это дело не сбудется. Если Павлуня и выздоровеет к теплу, то либо уже снег растает, либо мать все равно не пустит на улицу. Недаром фельдшер Иван Яковлевич говорил, что надо греть ноги и все время сидеть в тепле. Еще он говорил о том, чтобы свозить Павлуню в областную больницу, да где там! Отцу с матерью и так все некогда, да и денег надо порядочно, чтобы ехать.
За такими мыслями Павлуня задремал и не слышал, как хлопнули ворота с улицы. В избу вошел отец и положил у дверей под кровать какую-то круглую штуковину.
— Папка, чего это ты принес? — спросил Павлуня.
— Лежи, лежи, это фильтр масляный,— сказал отец, снял свою блестящую фуфайку и начал мыться из рукомойника.— Это, брат, знаешь, вроде сита, масло сквозь него проходит и очищается от всяких примесей.
— А почему в масле примесь?
— Ну, брат, всяко бывает.
— Ох, папка, папка, – Павлуня хотел еще что-то сказать, но не сказал, а потрогал жесткие отцовы пальцы. От них пахло трактором и снегом.
— Всяко, брат Павлуня, бывает,— повторил отец,— в любой жидкости примеси есть.
Павлуня вздохнул, а отец пошабарошил у него на голове, как раз в том месте, где пониже макушки сходились и закручивались воронкой Павлунины волосята.
Вскоре пришла мать, и стали ужинать.
* * *
Павлуня не считал, сколько прошло дней. Однажды, взглянув на улицу, он увидел, что в одном месте на грядках снег стаял и от этого там зачернела земля. На реке, под горой, тоже зачернело что-то в двух местах. Через день проталина на грядках стала еще больше, темные места на реке слились в одно место, а мать выставила одну зимнюю раму. В избе стало больше места и запахло чем-то свежим. Пришел с работы отец, как всегда, вымылся и после ужина, когда стемнелось, зажег большую десятилинейную лампу.
— Ты, Павлуня, как думаешь, сегодня начнем или еще погодим немножко?
— Давай уж, папка, начнем!
— Ну, ладно, только ты не вставай, а гляди с кровати, не велел тебе вставать Иван Яковлевич.
— Все не велел, не велел...
Отец принес в избу широкую доску, топор, ножовку с рубанком и долото с молотком. Сначала он выстрогал доску добела с обеих сторон, потом карандашом расчертил ее и перепилил по черточкам. Получились четыре продолговатые доски, одна маленькая квадратная и одна длиннее всех. Как раз в это время вскипел самовар. Мать велела прикончить стукоток и стала выставлять из шкафа чашки и блюдца. Отец сложил выстроганные дощечки, собрал инструмент.
— Придется, Павлуня, до завтрева отложить! Давай, брат, спать пока.
Павлуня стал спать, он натянул одеяло так, чтобы закрыть ухо, потому что никогда не уснешь, если ухо торчит на воле.
В эту ночь Павлуня спал крепче и счастливее. Он еле дождался того времени, когда отец вновь пришел с работы и вымылся. Не дожидаясь ужина, отец взялся опять за дело. Павлуня видел, как он химическим карандашом нарисовал на одной доске кружок и начал его выдалбливать. Так-так — стучал два раза молоток, и каждый раз отец выламывал кусочек дерева. Так-так! Наконец дырка в доске была продолблена, отец ножиком зачистил ее края и начал сколачивать скворечник. Последнюю квадратную дощечку он использовал для дна, а самую длинную — для крыши.
— Мы уж, Павлуня, на один скат будем делать.
— На один.
Отец приколотил крышу и под самую дырку приделал небольшую дощечку, чтобы скворцам было где сидеть.
— Больно, папка, мало места на этой дощечке. Свалится скворец с верхотуры.
— Думаешь? Может, и маловато. Ну, мы еще что-нибудь придумаем.
И отец пошел на улицу и вернулся с большой черемуховой веткой в руках.
— Во, Павлуня. Приколотим.
Павлуня, конечно, согласился:
— Ты, папка, молодец, здорово ты, папка, выдумал!
...Скворечник вышел хороший. Очень даже хороший. От него пахло смолой и черемуховой веткой, щелей не было: проверяли даже на свет. Отец тут же пошел в огород. Павлуня видел, как он нашел самую длинную жердь и приколотил к ней скворечник с веткой. Как раз напротив Павлуниного окошка, на той стороне грядок, был сруб старой картофельной ямы. Отец поддолбил обухом топора лед под углом сруба, уткнул туда один конец жерди и начал с натугой поднимать жердь и ставить ее на попа. Скворечник с веткой закачался так высоко, что Павлуня тоже только головой покачал. Он с тревогой наблюдал, как отец осторожно поворачивает жердь так, чтобы скворечник стал крыльцом в южную сторону. Потом отец плотно прикрутил жердь проволокой к зауголку ямы и потом еще вбил три длинных гвоздя для надежности. Павлуня глядел на новый скворечник, раскрыв рот.
Скворечник покачивался в синем небе, а небо за ним было бесконечным, чистым и, наверное, теплым, потому что уж очень весело барабанила с крыши золотая от солнца вода. В это время у Павлуни закружилась голова, и он от слабости положил голову на подушку. На улице, наверное, начиналась взаправдашняя весна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный этап олимпиады по литературе (5 класс)
Материал пригодится для проведения олимпиады по литературе в 5 классе....
Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.
Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (5 класс).
Олимпиада по литературе в 5 классе с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).
Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....
Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).
Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....
Школьный этап олимпиады по литературе для 6-х классов
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 6 класс. С ответами...
школьный этап олимпиады по литературе 7-8 классы
школьный этап олимпиады по литературе 7-8 классы 2019 г....