Конспект урока по теме: «К 100 - летию со дня рождения Константина Симонова. Военный очерк «Свеча»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: «К 100 - летию со дня рождения Константина Симонова. Военный очерк «Свеча»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_urok_k_simonov.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический урок: «К 100 - летию со дня рождения Константина Симонова. Военный очерк «Свеча»
Форма: урок аналитического чтения.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся, воспитание гражданской позиции, патриотизма, интернационализма, уважения к истории Отечества.
Задачи:
-познакомить с жизнью и творчеством К. Симонова
- привлечь внимание учащихся к событиям Второй мировой войны;
- содействовать формированию таких качеств личности, как человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание;
- раскрыть гуманистическую суть очерка К.М.Симонова;
- формировать умение анализировать текст и делать выводы;
- формировать личностное отношение к прочитанному;
- содействовать пониманию учащимися роли советских воинов в освобождении Европы от фашизма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал – распечатанный очерк «Свеча»
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш тематический урок посвящен 100 – летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова;
1. Краткая биография К.Симонова.
Презентация о Симонове. (жизнь и творчество)
Учитель: Всю жизнь и после войны К.Симонов помнил войну и писал о ней.
В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал: «Люди, которые хотят, чтобы
Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».
44-й... До Белграда версты...
И памятным осенним днем
Им было, верьте, так непросто
Подняться под сплошным огнем.
Пылал Белград, дымилась Сава,
Дождем рыдало небо,
побледнев...
И шла, как мать, к солдатам
Слава,
От гибели спасти всех не сумев...
Учитель: О чем мы сегодня поговорим на уроке?
Ответы детей.
Учитель: Прежде чем мы перейдем к анализу текста, предлагаю вам вернуться в 1944 год, посмотреть на тех, кто освобождал от фашистов Европу (демонстрация слайдов). Какие чувства вызывают у вас эти мгновения войны, запечатленные в кадрах военной хроники?
Ответы детей.
Учитель:.
Рассказы, написанные Симоновым во время войны, созданы по живым впечатлениям. Позднее К.Симонов так писал о военном времени и переживаниях, связанных с ними:
« …как бы ни были высоки наши побуждения, война всё равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого до своего последнего дня, и в дни поражений, и в дни побед. Она всё равно оставалась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего человеческий облик».
После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».
Вопрос:
Как вы думаете, в чем важность пребывания на фронте писателей и журналистов?
Ответы детей.
Рассказы, написанные ими во время войны, созданы по живым впечатлениям.
Учитель: Излюбленным жанром публицистов военных лет был военный очерк.
Что такое очерк?
Ответы детей.
Очерк- небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.
Это короткий рассказ на военную тему, написанный с натуры.
Учитель:
Давайте прочитаем небольшой очерк Константина Симонова, который называется «Свеча».
Чтение очерка. ( учителем)
БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ ОЧЕРКА
Вопросы:
1.Кто является героем очерка «Свеча»? ( югославская женщина Мария Джокич )
2. О чем рассказывает нам Симонов?
Попробуйте пересказать очерк 2 предложениями. (формулирование фабулы):
Ответы детей:
Одна старая жительница Белграда решила похоронить убитого русского солдата. Она, рискуя жизнью, предает его земле и на могиле бойца зажигает свою венчальную свечу.
Учитель: Все верно.
Скажите, где больше затронуты читательские чувства: в тексте, что лежат перед вами, или же в одном предложении?
Ответы детей.
Учитель: В чем же сила художественного слова? Писатель рассказывает нам о поступке Марии Джокич так, что никто из нас не остается равнодушным. Как он это делает?
Исследовательская работа.
Учитель: Давайте посмотрим на средства создания художественности документального очерка.
Пейзаж.
Обстановка.
Портрет героини.
Задание 1. Выберите из текста слова, позволяющие воссоздать пейзаж. (Зачитываем вслух.) Посмотрите, какое наследие оставили фашисты жителям Белграда. Какие слова делают пейзаж страшным?
- Голый сквер.
- Железная решетка, которая искалечена пулями.
- Изуродованное железо.
- Мертвое дерево. стр-2
- Воронки от снарядов (изувеченная земля). стр 2
Какое изобразительно-выразительное средство использует Симонов?
О чем мы задумываемся, глядя на такое описание города?
Ответы детей.
Задание 2. Выберите из текста слова, изображающие обстановку в тот день. Подумайте: какие слова повторяются и зачем?
- «...по ним стали стрелять немцы, как кругом разорвалось много мин...»
- «А одна разорвалась возле развалины...»
- «Немцы стреляли, и в скверике продолжали взрываться мины».
- «Немцы продолжали стрелять...»
- «А немцы все стреляли...»
- «Когда мины рвались далеко, пламя только колыхалось, но несколько раз, когда они разрывались ближе, свеча гасла».
Ответы детей.
Симонов не случайно применяет повтор слов и словосочетаний.
Это ключевые обороты, характеризующие военные действия.
(Могильный холм, чёрная земля, мёртвое дерево, изуродованное железо – вот что осталось после разрушительного миномётного огня.
Война уничтожила всё: погиб совсем молодой солдат, сломлено дерево. Искорёженное железо, когда-то из него было что-то сделано руками человека и предназначалось для
мирной жизни, изуродовано войной.
Задание 3. Главной героиней своего очерка Симонов сделал женщину. Почему? Как жилось женщинам во время войны?
Давайте посмотрим, какой мы видим героиню. Представьте ее внешне, опираясь на текст.
Внешний портрет:
- старая женщина;
- старушечий, неторопливый шаг;
- вдовий платок;
- немощная женщина.
Какой вывод делаем?
Вывод: физически слабая.
А какова Мария внутренне?
Внутренний портрет:
- Не боится смерти - храбрая. Пошла к убитому под пулями.
- Не боится трудностей – выносливая (в чем ее сила?)
Война бесчеловечна, так как она рушит всё, губит людей, заставляет страдать матерей, жён, детей, сестёр, лишает людей крова. Мария Джокич, старая немощная женщина, вынуждена жить в подвале: верхние этажи её дома разрушены. («А между тем под развалинами, в подвале, куда вела чёрная, наполовину заваленная кирпичами дыра, жила старуха Мария Джокич. У неё раньше была комната на втором этаже, оставшаяся после покойного мужа…Когда разбило второй этаж, она перебралась в комнату первого этажа.
Когда разбило первый этаж, она перешла в подвал. Девятнадцатого был уже четвёртый день, как она сидела в подвале».)
- Терпеливая, настойчивая (в чем ее настойчивость?) зажигает свечу несколько раз
- Щедрая (в чем ее щедрость?) - дарит Венчальная свечу, которую хранила 45 лет.
Вывод: мужественная, сильная духом.
Вспомните, в каких случаях зажигают свечи?
Во- первых, свеча – символ надежды и веры (горят свечи в церкви);
во-вторых, символ памяти (горят поминальные свечи на местах погибших, не гаснет Вечный огонь на могиле Неизвестного Солдата);
в-третьих, символ любви (венчальная свеча как символ надежды на счастье);
в-четвёртых, символ радости, надежды (свеча - свет, тепло).
вывод: Свеча- этот предмет – образ-символ.
Учитель: Почему Мария дарит солдату венчальную свечу?
Ответ:
На могиле русского солдата старая вдова зажигает свечу, не даёт погаснуть огню, бережёт его, закрывает куском кровельного железа, взамен истлевшей свечи ставит новую.
Всё это в знак памяти о погибшем русском солдате - освободителе, а также в надежде на то, что эта война будет последней, что небо не будет вспыхивать зарницами от разорвавшихся снарядов, что матери никогда не будут оплакивать своих безвременно ушедших сыновей.
Учитель
Венчальная свеча – вдовье достояние – вот какой приговор выносит войне К.Симонов. Вдова хранила свечу всю жизнь, а теперь ставит её на могиле молодого бойца, словно утверждая, что нет ничего бесценней жизни человека, а война беспощадна, потому что губит людей.
Дочитаем рассказ: «И огонь её не гас и казался вечным, как вечны
материнские слёзы и сыновнее мужество».
Учитель: Мы видим старуху Марию только со стороны. И она молчит. Но ведь она не просто молча сидит рядом с убитым, а потом рядом с его могилой.
Творческое задание
Подумайте: Что Мария могла бы сказать, обращаясь к убитому солдату?
Что Мария могла бы сказать, обращаясь к живому солдату?
Учитель: Действие очерка происходит в Сербии, а не в России. Что общего между югославскими женщинами и русскими?
Ответ ( любовь к своим детям )
Ведь так же хоронили наших солдат и русские женщины в России.
Учитель: Материнская любовь не знает ни национальностей, ни границ. Югославская женщина хоронит русского солдата. Делает так, как сделала бы родная мать: провожает в последний путь, долго сидит на могиле погибшего воина. Кроме того, эта женщина, несмотря на старческую немощь, предаёт тело мёртвого земле, как следует по православной традиции.
Учитель: Что хотел донести до людей К.Симонов своим очерком?
Ответы детей. Симонов своим очерком хотел донести до людей очень важную мысль. У беды и горя нет национальностей, перед трагедией войны все люди равны. Тысячи русских солдат, которые понимали, что надо освободить от фашизма не только Советский Союз, но и всю Европу, остались лежать в сербской земле. Своим благородным поступком Мария Джокич утверждает вечные ценности: все люди - сыны человеческие.
Свеча Андрей Скрябин
И яркий свет свечи могильной,
Вдруг засияет в тишине.
Он, рассекая мрак чернильный,
Тебе напомнит обо мне.
Пусть мы с тобою не знакомы,
Рыдает обо мне свеча.
Ее слеза мутна, но все же.
Как боль на сердца, горяча.
Ты мать белградского народа,
Но все ж горюешь обо мне.
Пусть над моей могилой вечно
Огонь танцует в тишине.
Посвящение рассказу К.Симонова «Свеча»
Учитель
Тысячи русских солдат, которые понимали, что надо освободить от фашизма не только Советский Союз, но и всю Европу, остались лежать в сербской земле. Прошу вас почтить их память минутой молчания. ( Минута молчания).
Вывод: К. Симонов – один из многих писателей-гуманистов, показавший, какие беды несёт война. Гуманистический протест против любых военных действий выражен и в рассказе «Свеча».
На этом наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "К 100-летию со дня рождения К. Симонова "
Материалы для классного часа...
Внеклассное занятие на тему "К 100-летию со дня рождения Константина Симонова" 5-7 классы
Пособие содержит биографию писателя, анализ стихотворений К.Симонова о войне...
К 100-летию со дня рождения К Симонова.
Выразительное чтение и театрализация сделают чтение стихов К. Симонова личностно-значимыми для учащегося...
Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова
Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова...
13. К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для старшеклассников
Сценарий внеклассного мероприятия "К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для ...
Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»
Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»...
Тематический урок, посвященный 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
18 апреля в МБОУ "Дарьевская СОШ" был проведен тематический урок, посвященный 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, учителем английского языка Зоричевой Ю. А.3 ма...