К 100-летию со дня рождения К Симонова.
классный час по литературе (6 класс) на тему

Симоненко Надежда Евгеньевна

Выразительное чтение и театрализация сделают  чтение стихов К. Симонова личностно-значимыми для учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_k_100_letiyu_simonova_k.m_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция открывается музыкальным фрагментом (Музыка: М.Блантер Слова: К.Симонов 1942г)  «Жди меня»

1 ведущий: Говорят: «Наутро он проснулся знаменитым». У Константина Симонова так и случилось. 14 января 1942 г. в газете «Правда» было напечатано стихотворение «Жди меня», написанное еще полгода назад. И на следующий день Симонов стал обладателем громкого литературного имени. Автор рассказывает о том, как было написано это стихотворение, поначалу бывшее лишь письмом в стихотворной форме. Перед началом стихотворения стоят 2 буквы: В.С. – это инициалы Валентины Серовой – актрисы, той кому написано это очень личное стихотворение.

( На экране фотография К. Симонова и В. Серовой на войне.)

2 ведущий: Каковы же были нравственные истоки формирования личности будущего писателя? Армия и поэзия уже с раннего детства определили интересы будущего писателя. С 5 летнего возраста Константина воспитывал отчим Иванищев, который, по красноречивым словам поэта, был для него «добрым гением».Отчим сумел передать Кириллу (это настоящее имя Константина Симонова) своё отношение к жизни : суровые нравственные требования и твёрдую убеждённость , что настоящий солдат -  непременно хороший человек. Душевные качества солдата, которые стремился сформировать отчим в Константине, - храбрость и трудолюбие, душевную прямоту и обязательность, непримиримость к лени, лжи и трусости.

 3 ведущий: Мать К. Симонова, Александра Леонидовна Иванищева-Симонова, безгранично любила поэзию. Она читала наизусть Пушкина, Лермонтова, Тютчева, а впоследствии очень хорошо знала стихи сына. Эта рано поседевшая женщина не боялась трудного быта, к мужу и сыну относилась с заботливой нежностью. Она отличалась исключительной духовной энергией. Не трудно представить, что в детстве Константин получил наглядные уроки не  только солдатской доброты, но и любви и безграничной преданности русской литературе.

1 ведущий: Мальчик вырос в военных городках. Детские впечатления, как известно, оставляют след навсегда. Симонов позднее пишет в автобиографии «Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части… навеки породила во мне привязанность к армии и  вообще ко всему военному, привязанность, соединённую с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь». Условия, в которых рос Симонов, воспитали в нём не только привязанность к армии, но и редкостное трудолюбие. Симонов вспоминает : «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Всё делалось по часам… в доме существовало разделение труда. Лет с 6-7 на меня были наложены посильные, постепенно разраставшиеся обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала – ходил за хлебом и молоком».

2 ведущий: Родился К. Симонов в предреволюционном Петрограде, детство и юность прошли в Рязани и Саратове. Саратов, город своей юности, Симонов вспоминает вместе с героем пьесы «Парень из нашего города» Сергеем Лукониным, который родился и вырос в Саратове. Симонов вспоминает и улицу Сакко и Ванцетти в стихотворении с таким же названием, и  школу, в которой учился.

(звучит стихотворение «Сакко и Ванцетти»)

3 ведущий: Многие считают Симонова баловнем судьбы, ведь так легко и просто ему писалось. Но так ли это? Вспоминает мама поэта Александра Леонидовна: «…очень важно любить свою профессию, чтобы не просто зарабатывать на жизнь, а работать с увлечением… мой Кирилл не сразу нашёл своё призвание. В 1930 году мы жили в Саратове. Кирилл окончил 7 класс и вдруг заявляет, что в 8 не пойдёт, а решил пойти в фабзавуч и стать рабочим. Я очень переживала, а муж сказал: «Пусть поступает, как решил, ему жить». На следующий год мы переехали в Москву. Кирилл закончил этот свой фабзавуч, пошёл работать на авиационный завод, через несколько лет был уже токарем 7 разряда. И вот вроде бы определился, получил высокую квалификацию, на жизнь зарабатывал, но не давала ему покоя та самая искра Божья, которая делает человека писателем. Стал он писать стихи…»

1 ведущий: Писал он после работы и поначалу не придавал значения своим стихам и лишь по совету друзей отнёс их в литконсультацию. Стихи отвергли, сказали, что над ними надо ещё поработать. Симонов пишет: Всю весну и начало лета каждый день, приходя с работы, я допоздна сидел и корпел над фрагментами». На это ушло более 3 лет. И, поступив в Вечерний рабочий литературный университет, Симонов продолжал работать токарем. Как рассказывает поэт, «вечерами бегал на лекции, а по ночам продолжал писать и переписывать,… времени на сон практически не оставалось, а тут ещё выяснилось, что я гораздо меньше начитан, чем мне это казалось раньше. Пришлось, в срочном порядке, громадными порциями глотать литературу». – Нет, он не был баловнем судьбы!

2 ведущий. 1939г.- Симонов в качестве военного корреспондента в Монголии. Там, на Халкин–Голе, он принял первое боевое крещение во время «малой войны» с японцами. Затем с осени 1940 по июнь 1941 учился на курсах военных корреспондентов при Военно–политической академии.

Когда разразилась Великая Отечественная война, Симонов работал сначала во фронтовых газетах, затем военкором газеты «Красная звезда». За четыре тяжких года войны где только не довелось побывать фронтовому корреспонденту: в Белоруссии, в осаждённой Одессе, в пылающем Сталинграде, на Кольском полуострове в тылу врага с диверсионным отрядом моряков-разедчиков, участвовал в походе подводной лодки, летал к югославским партизанам, видел только что освобождённый лагерь смерти Майданек, присутствовал при подписании безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Симонов гордился силой духа русского народа, отстоявшего родные города. Поэт написал стихотворение «Песня о Ленинграде», посвящённое его героическим защитникам.

(Хор исполняет «Песню о Ленинграде»,  муз. М. Блантера)

3 ведущий: С первых дней войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Более 400 литераторов не вернулось с полей сражения. Немало писателей прославили свои имена воинскими подвигами. Всем, кто прошёл «сквозь огонь и стужу», Симонов посвятил стихотворение «Корреспондентская застольная».

(Звучит стих. «Корреспондентская застольная»)

1 ведущий: В трагическом 1941 было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвящённые поэту Алексею Суркову. В горьких строках об отступающей армии чувствуется острая печаль, но стихотворение пронизано верой в Победу нашего народа.

(Звучит стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»)

2 ведущий: В годы войны чувство Родины стало глубже и многостороннее. Тихой музыкой звучит щемящая сыновняя нежность к своей «малой родине», к «клочку земли, припавшему к трём берёзам».

(Звучит стихотворение «Родина», на экране – малая родина поэта)

К таким же маленьким шедеврам симоновской лирики относится и стихотворение «Убей его». Если в только что прозвучавших стихотворениях главное – любовь, пламенное чувство патриотизма, то стихотворение «Убей его» главное – страстная ненависть к врагу.

(Звучит стихотворение «Если дорог тебе твой дом»)

3 ведущий: Константин Симонов, обращаясь к читателям, говорил: «Молодёжь надо воспитывать на правде о войне, а не на приподнятой романтике. И сегодня, как и раньше, Зоя – значит для нас бесстрашие, Матросов - самопожертвование, панфиловцы – стойкость. Но как бы ни были бесконечно дороги нам эти имена, есть ещё одно, не менее всех их славное имя – имя Неизвестного солдата. Им мог оказаться каждый. У нас, у живых, есть много человеческих прав. У нас есть право трудиться во имя Родины, соединённое с обязанностью стоять за неё в бою. У нас есть право на любовь, и есть право на дружбу, и есть право на счастье. Но одного права у нас, живых , нет и никогда не будет. У нас нет права забывать о том, что сделали наши мёртвые товарищи во имя Победы, во имя Родины, во имя жизни на земле!»

(Звучит стихотворение «Слава»)

1 ведущий: Писать правду войны Симонов не перестал и в послевоенные десятилетия. Он называл себя «военным писателем». С 1955 по 1971 г.г. Симонов создаёт трилогию «Живые и мёртвые». Это главная книга писателя, монументальное произведение, где автор не скрывает трудностей войны. В самом названии романа лежит мысль о справедливости: «Победу одни живые не делают, её пополам делают живые и мёртвые». Послушайте отрывок из романа «Живые и мёртвые», в котором показано трагическое начало войны, отступление советских войск.

(Звучит  отрывок из романа, затем стихотворение «Не той, что из сказок»)

2 ведущий: С любовью писал Симонов о «всё снёсшей, всё вынесшей русской женщине», о её высокой душе, которая умела ждать, как никто другой. И с каким презрением, негодованием он говорит о той, которая «за женщину, жену себя так долго выдавала», о той, что «так равнодушно вдруг чуму на фронт отправила в конверте».

(Звучит стихотворение «Открытое письмо»)

3 ведущий: В 1943 году Константин Симонов написал «Старую солдатскую песню».

(Под аккомпанемент гитары звучит  «Старая солдатская песня»)

1 ведущий: Всё дальше отодвигаются от нас трагические и героические годы Великой Отечественной войны. Гордость своим народом, Родиной и любовь к ней выраженной в стихотворении послевоенного времени «Любовь», которое звучит как завет, завещание всем нам.

(Звучит стихотворение «Любовь»)

2 ведущий: Творчество Константина Симонова всегда было интернационалистским по духу. В 30 е годы его волновала борьба испанского народа против фашизма, в годы Великой Отечественной войны он пережил горе вместе со своим народом и народами других стран, которые были захвачены гитлеровцами. После войны не было ни одной народной беды или радости, на какую бы он не откликнулся. «Чужого горя не бывает» -  так назвал Симонов поэму о борьбе героического вьетнамского народа против американских агрессоров. Послушайте отрывки из поэмы.

( Звучат отрывки из поэмы)

3 ведущий: Любимым словом К.М. Симонова было слово «серьёзно», и всё, что он делал в жизни и в литературе, было серьёзно. В его серьёзность творчества вливалась лиричность и грусть о невозвратимой поре детства, как в стихотворении «Плюшевые волки».

(Звучит стихотворение)

1 ведущий: Почти в таком же лирическом плане звучит стихотворении «Кукушка», музыку к нему написал М. Блантер.

(Сольное исполнение песни «Кукушка» звучит под аккомпанемент фортепиано)

2ведущий: В стихах поэта привлекателен и юмор, с которым он рассказывает о чемодане и его владельце.

(Звучит стихотворение «Чемодан»)

3 ведущий: О Константине Симонове вспоминает бывший военный фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей: «Он был по - настоящему красивым человеком. Не только внешне – душой. И при всей своей мягкости, интеллигентности, доброте, Константин Михайлович не мог мириться с проявлением зависти, нечестности, подлости. Как на фронте, он всегда предъявлял поступкам людей самый строгий счёт». Таким он и останется в нашей памяти.

(Звучит песня «Жди меня»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие на тему "К 100-летию со дня рождения Константина Симонова" 5-7 классы

Пособие содержит биографию писателя, анализ стихотворений К.Симонова о войне...

Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова

Классный час в 9 классе, посвященный 100-летию со дня рождения К.Симонова...

Конспект урока по теме: «К 100 - летию со дня рождения Константина Симонова. Военный очерк «Свеча»

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: «К 100 - летию со дня рождения Константина Симонова. Военный очерк  «Свеча»...

13. К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для старшеклассников

Сценарий внеклассного мероприятия "К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для ...