Исследовательская деятельность на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения
статья по литературе на тему

В статье представлены некоторые примеры организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Балдина М.И.

Исследовательская деятельность на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения

Балдина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И.Чиркина

 г. Калининска Саратовской области»

В статье представлены некоторые примеры организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;            

            метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;    

           предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

         Акцентируем  внимание на метапредметных результатах. Они  должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Для достижения этих результатов очень важно так организовать учебный процесс, чтобы он обеспечил развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем.  Одним из эффективных способов достижения этих результатов является применение исследовательского метода в образовании. Он способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, стремление к самостоятельному изучению окружающего. Очень важно донести до учащихся, что «исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»   (А. Сент-Дьердьи). Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:

  • видеть проблему;
  • выдвигать гипотезу;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  •  объяснять увиденное;
  • делать выводы;
  • строить умозаключения

Как это может происходить при изучении литературы? Попробую показать это на конкретном примере. Тема исследовательского проекта учащихся – «Проблема отцов и детей в русской литературе». Интерес к данной теме возник у учащихся после изучения романа Тургенева «Отцы и дети».

Чтобы увидеть проблему, предлагаю ребятам задания:

 Посмотрите на мир чужими глазами. Представьте себя жителями имения Одинцовых, Базаровых. Что вы видите, слышите, наблюдаете? Почему, на ваш взгляд, это происходит?

Напишите письмо от имени Базарова своим родителям или наоборот. Взгляд со стороны или изнутри помогает  увидеть проблему.

А вот примеры вопросов, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы:

Предположим, что в конфликте виновато старшее поколение…

Допустим, что провоцируют конфликт представители «детей»…

А может быть, причину  непонимания «отцов» и детей»  нужно искать в поведении обеих сторон?

При каких условиях возможно мирное решение конфликта?

Найдите возможную причину  ссор «отцов» и «детей».

При построении умозаключений в данном случае использую  индуктивный вид  (переход от частных суждений к общим).

Задание: «В чем каждый из вас видит решение проблемы?».  Фиксируем ответы, чем больше вариантов - тем лучше. При подведении итогов необходимо задать вопрос: кто же был прав?

Используем умозаключение по аналогии.  Делаем так:  сопоставляем  несколько произведений  («Домосторой», «Гроза» Островского,  «Отцы и дети» Тургенева, «Женский разговор» Распутина и др.), добавляем результаты социологического опроса детей и родителей    и в результате выясняем, в чем сходство путей решения проблемы.

Это лишь некоторые приемы, которые позволяют отыскивать истину. В результате такой работы, на мой взгляд, возможно достижение и метапредметных, и личностных, и предметных результатов.

В целом же исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Важно, чтобы при  использовании разных методов и  приемов была достигнута цель исследовательского обучения -  «формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры»  (Савенков А.Г.).

Использованная литература

  1. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского работы обучения младшего школьника.- Москва. -2006  .
  3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методики обучения на уроках литературы с учётом требований ФГОС.

В данной работе показано применение современных образовательных технологий на уроках литературы, показана обоснованность, уместность и результативность их применения. В статье приводятся компетентно-о...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...