требования ФГОС к результатам обучения учащихся по географии в 5-ом классе.
статья по географии (5 класс) на тему

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПО ГЕОГРАФИИ В 5-М КЛАССЕ

Морозова Галина Александровна,

учитель географии МБОУ Крюковской СОШ

Чеховского муниципального района Московской области

География – очень разноплановый школьный предмет. Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Без географических знаний трудно представить современного образованного человека.

Изучение географии в основной школе должно обеспечить:

•        формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

•        формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

•        понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

•        понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

•        осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

•        приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

•        формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

На основании требований ФГОС содержание курса географии должно формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

    По ФГОС изучение географии начинается в 5-м классе, а не как ранее в шестом. На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Продолжение начального курса географии происходит в 6 классе, а далее география изучается уже по 2 часа в неделю, 68 часов за год, с 7-го по 9 класс, а в старшей школе в зависимости от профиля от 1 часа (базовый уровень) до 3 часов (профильный уровень).

Есть несколько УМК и учебников по начальному курсу географии, но все они требуют общих целей, задач и результатов.

Основная цель курса географии в 5-м классе - формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и  их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

        Основные задачи курса:

  1. формирование  системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  2. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства;
  3. выработка понимания общественной потребности в географических знаниях;
  4. формирование экологически безопасного поведения в природе.

Планируемые результаты обучения:

В 5-м классе закладываются основы географического образования и  первые шаги в достижении общих результатов обучения географии в основной школе:

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

        Среди всех важнейших личностных результатов обучения географии, в 5-м классе следует выделить следующие:  (подчеркнуто)

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

          Согласно идей ФГОС метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии, над которыми можно и нужно работать в 5-м класс (подчеркнуто)среди требований ко всем курсам - это:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются (предметные результаты 5-го класса подчеркнуты, в последующих курсах они расширяются и углубляются):

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В результате изучения начального курса географии в 5-м классе ученик  должен:

Знать/понимать:

1.        Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.

2.        Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий.

3.        Основные источники географической информации.

4.        Методы изучения Земли.

5.        Географические следствия осевого и орбитального вращения Земли.

6.        Различия между планом местности, картой и глобусом.

7.        Современные способы создания карт.

8.         Как происходило освоение Земли.

9.         Состав и строение оболочек Земли.

10.        Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.

11.        Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.

Уметь:

1.        Показывать по картам и глобусу географические объекты.

2.        Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.

3.        Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.

4.        Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов.

5.        Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.

6.        Составлять простейшие схемы и планы.

7.        Определять географические координаты.

8.        Ориентироваться на местности.

9.        Применять простейшие географические приборы.

10.        Представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах.

11.        Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

12.        Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПО ГЕОГРАФИИ В 5-М КЛАССЕ

Морозова Галина Александровна,

учитель географии МБОУ Крюковской СОШ

Чеховского муниципального района Московской области

География – очень разноплановый школьный предмет. Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Без географических знаний трудно представить современного образованного человека.

Изучение географии в основной школе должно обеспечить:

•        формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

•        формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

•        понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

•        понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

•        осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

•        приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

•        формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

На основании требований ФГОС содержание курса географии должно формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

    По ФГОС изучение географии начинается в 5-м классе, а не как ранее в шестом. На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Продолжение начального курса географии происходит в 6 классе, а далее география изучается уже по 2 часа в неделю, 68 часов за год, с 7-го по 9 класс, а в старшей школе в зависимости от профиля от 1 часа (базовый уровень) до 3 часов (профильный уровень).

Есть несколько УМК и учебников по начальному курсу географии, но все они требуют общих целей, задач и результатов.

Основная цель курса географии в 5-м классе - формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и  их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

        Основные задачи курса:

  1. формирование  системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  2. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства;
  3. выработка понимания общественной потребности в географических знаниях;
  4. формирование экологически безопасного поведения в природе.

Планируемые результаты обучения:

В 5-м классе закладываются основы географического образования и  первые шаги в достижении общих результатов обучения географии в основной школе:

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

        Среди всех важнейших личностных результатов обучения географии, в 5-м классе следует выделить следующие:  (подчеркнуто)

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

          Согласно идей ФГОС метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии, над которыми можно и нужно работать в 5-м класс (подчеркнуто)среди требований ко всем курсам - это:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются (предметные результаты 5-го класса подчеркнуты, в последующих курсах они расширяются и углубляются):

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В результате изучения начального курса географии в 5-м классе ученик  должен:

Знать/понимать:

1.        Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.

2.        Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий.

3.        Основные источники географической информации.

4.        Методы изучения Земли.

5.        Географические следствия осевого и орбитального вращения Земли.

6.        Различия между планом местности, картой и глобусом.

7.        Современные способы создания карт.

8.         Как происходило освоение Земли.

9.         Состав и строение оболочек Земли.

10.        Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.

11.        Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.

Уметь:

1.        Показывать по картам и глобусу географические объекты.

2.        Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.

3.        Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.

4.        Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов.

5.        Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.

6.        Составлять простейшие схемы и планы.

7.        Определять географические координаты.

8.        Ориентироваться на местности.

9.        Применять простейшие географические приборы.

10.        Представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах.

11.        Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

12.        Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Реализации требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные корни"

Планирование обучения теме "Квадратные корни" с расписыванием УУД и основных требований к знаниям и умениям...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса по теме: «Метод координат в 9 классе по учебнику «Геометрия 7 – 9» (Л.С. Атанасян и др.)»

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса  по теме:  «Метод координат в 9 классе по учебнику  «Геометрия 7 – 9» (Л.С. Атанасян и др.)»...

Исследовательская деятельность на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения

В статье представлены некоторые примеры организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы в свете требований ФГОС к результатам обучения....