Пейзаж - живой язык в литературе, музыке, живописи
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Цель: развитие у учащихся навыков эксплицитного и имплицитного анализа текста на основе культурологического подхода4 духовно-нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh-zhivoy_yazyk_v_literature_muzyke_zhivopisi.doc | 220 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кожухова Галина Николаевна
Управление образования
Муниципального образования «Холмский городской округ»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
Конспект №2
Урок литературы в 7 классе.
Тема: «Пейзаж – живой язык в литературе, музыке, живописи»
Кожухова Г.Н., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г. Холмска.
2012
Урок литературы, 6 класс
Тема: Пейзаж – живой язык в литературе, музыке, живописи
Тип: развивающий.
Вид: исследовательский.
Цель: развитие у учащихся навыков эксплицитного и имплицитного анализа текста на основе культурологического подхода; духовно-нравственное воспитание (через урок, через текст художественного произведения, живопись, музыку привести ученика к осознанию своих чувств, переживаний).
Задачи:
- Образовательные:
- продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока: поиск и выделение необходимой информации, умение работать на основе заданного алгоритма деятельности;
- совершенствовать умения выражать свои впечатления в форме высказывания, рисунка, схемы
2. Воспитательные:
- обеспечить закрепление следующих духовно-нравственных понятий: патриотизм,
гражданственность, преданность, гуманизм, правила и законы взаимодействия с окружающей природой, миром.
3. Развивающие
- продолжить работу по развитию УУД (личностные, метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), самостоятельности, инициативы, ответственности,
- совершенствовать умения анализировать, обобщать информацию, строить гипотезы, формулировать выводы, работать на основе методов эксплицитного и имплицитного анализа текста, строить продуктивное взаимодействие;
- обеспечить ситуацию открытия нового знания.
Материал: презентация; эпиграф к уроку; карты «Работа с текстом» (приложение №1);
текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»; репродукции картин художников И.Левитана, Остроухова, А.Куинджи, И.Шишкина; музыкальный фрагмент Вивальди «Зима»,
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
1. Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
2. Вопросы:
О чем говорит автор этих строк?
А почему он говорит об этом?
3. Тема урока по программе : «Пейзаж в живописи, литературе, музыке».
Как можно по-другому назвать тему нашего урока? (предложения детей. Например: «Пейзаж – живой язык в музыке, живописи, литературе»)
Запишите тему урока: ________________________________________________
4. Определяем цели урока.
Доказать, действительно ли изображение природы в музыке, живописи, литературе может создать нужную эмоциональную атмосферу, своеобразный язык?
(удается ли художнику, поэту, композитору с помощью художественных средств передать настроение, мысли, идею задуманной темы)
II. Исследование.
Предлагаю начать наше исследование на основе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Работа с текстом
1. Причитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»
2. Все понятно в тексте?
Работа с незнакомыми словами
Нега-?
Аврора-?
Мгла -?
Мрачный -?
Озарить -?
Кобылка -?
Вечор -?
3. Нарисуйте картинку о прочитанном.
4. Удалось ли увидеть текст?
Чего недостает?
О чем это стихотворение?
5. Работа с текстом на основе универсальной схемы:
Шаги | Алгоритм | Слова из текста и контекста | Ключевое слово |
1 | время | ||
2 | пространство | ||
3 | образ | ||
4 | предмет (объект) | ||
5 | событие |
6. Что самое главное в тексте: время, пространство, образ, предмет, событие? Почему?
Что происходит с текстом после разбора, осознания незнакомых слов, событий?
Что происходит с лирическим героем? Что он чувствует?
Что происходит с вами, что вы чувствуете?
А дальше…?
Так что же самое главное в стихотворении? О чем оно?
Самое главное слово в тексте: ______________________
Ассоциации к нему:
7. А теперь нарисуйте схему (уточняю, чем отличается схема от рисунка).
Как вы думаете, зачем это нужно? (чтобы найти и понять в тексте главную мысль, скрытую информацию)
- Какое настроение создает стихотворение…?
- Основной прием, используемый автором, - антитеза. (информация на слайде)
- Находим примеры антитезы.
- Изобразительно-выразительные средства -?
Дети находят примеры эпитетов, олицетворения, сравнения… (информация на слайде)
- Какие чувства описаны в произведении?
Какие чувства вызывает у вас это произведение?
Вывод: удалось ли поэту с помощью художественных средств передать настроение, мысли, идею задуманной темы?
III. Закрепление изученного материала.
Неудивительно, что все наши ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, мелодии. В поэзии, живописи, музыке издавна лето, весна, осень, зима означали нечто большее, чем времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроением грусти и радости, печали и веселья.
Показ репродукций картин на слайдах.
1.Творческое задание.
А теперь представьте, что вы художники, музыканты, поэты.
Опишите, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая музыкальный фрагмент «Зима» А.Вивальди.
Работа с текстом на основе универсальной схемы:
Шаги | Алгоритм | Слова из текста и контекста | Ключевое слово |
1 | время | ||
2 | пространство | ||
3 | образ | ||
4 | предмет (объект) | ||
5 | событие |
Что же самое главное в музыкальном фрагменте? О чем оно?
Самое главное «слово» в музыкальном тексте: _______________________
Вывод: удалось ли композитору с помощью художественных средств передать настроение, мысли, идею задуманной темы?
IV. Заключение:
Вывод по теме урока (от эпиграфа).
Рефлексия - Продолжите предложение: «Главное для меня на уроке…..»
Оценки за инициативу, активность, самостоятельность на уроке.
Домашнее задание трёхуровневое:
1 уровень: выразительное чтение стихотворения.
2 уровень: выразительное чтение стихотворения наизусть.
3 уровень: выразительное чтение стихотворения наизусть + сочинение или авторские стихи на тему: «Сахалинская зима»
Приложение №1
Карта «Работа с текстом»
Ф.И. ученика____________________________________класс_______________
Работа с текстом
1. Причитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»
2. Работа с незнакомыми словами
Нега-
Аврора-
Мгла -
Мрачный -
Озарить -
Кобылка -
Вечор -
3. Нарисуйте картинку о прочитанном (на обратной стороне листа)
4. Работа с текстом на основе универсальной схемы:
Шаги | Алгоритм | Слова из текста и контекста | Ключевое слово |
1 | Время | ||
2 | Пространство | ||
3 | Образ | ||
4 | предмет (объект) | ||
5 | Событие |
5. Так что же самое главное в стихотворении? О чем оно?
Самое главное слово в тексте: _______________________
Ассоциации к нему:
6. А теперь нарисуйте схему (на обратной стороне листа)
7. Продолжите предложение: «Главное для меня на уроке…..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Пейзаж в литературе, музыке, живописи
Пейзаж в литературе, музыке, живописи...
Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)
Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...
Пейзаж - живой язык в литературе, музыке, живописи
Презентация к уроку литературы в 7 классе "пейзаж-живой язык в литературе, музыке, живописи"...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
Интегрированный урок литературы, музыки, живописи "Зарисовки осени" (5 класс)
На уроке обучающиеся знакомятся с изображением осени мастерами разных видов искусства. У обучающихся в процессе работы на уроке формируются навыки восприятия,...