План-конспект урока литературы. Тургенев. Певцы
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Цели:
- выявить художественную идею рассказа;
- выделить два типа искусства: завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя и призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;
- развить навыки выразительного чтения, работы с текстом, лексической работы;
- способствовать формированию нравственно-эстетических представлений учащихся;
- воспитывать чувство гордости за талантливость и глубину души русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_literatury._turgenev._pevtsy.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. И.С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Певцы». Тема талантливости русского народа.
Цели:
- выявить художественную идею рассказа;
- выделить два типа искусства: завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя и призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;
- развить навыки выразительного чтения, работы с текстом, лексической работы;
- способствовать формированию нравственно-эстетических представлений учащихся;
- воспитывать чувство гордости за талантливость и глубину души русского народа.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Приветствие. | Встают, приветствуют учителя. Записывают в рабочих тетрадях число, «Классная работа», тему урока. |
Обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку, записанный на доске: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни <…> ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!» (И.С. Тургенев) Вступительное слово учителя: С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений Тургенева. В письмах к Аксакову он писал (еще раз зачитывает эпиграф). Дома вы прочитали рассказ «Певцы». Давайте подумаем, как слова эпиграфа находят отражение в произведении, которое мы сегодня будем изучать? Где происходит действие? Что мы узнаём об этой деревне? Давайте вспомним из материалов прошлого урока, какой прием здесь использует автор? Через всю книгу «Записок охотника» Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. | Переписывают эпиграф к себе в тетрадь. Говорят о том, что главными действующими лицами являются певцы и сюжет построен на их состязании в таланте. В деревне Колотовке. Зачитывают описание деревни, говорят о « страшном овраге», «бедной деревушке», «невеселом виде». Вспоминают, что в рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев также описывает этот овраг. Предполагают, что автор пользуется приемом контраста в описании угнетающего вида деревушки и широты таланта его жителей. |
Я просила вас поработать к уроку со словарем или интернетом и найти значение неизвестных вам слов из текста. А сейчас вспомним сюжет рассказа. (Обращение к слайдам презентации – иллюстрации к рассказу.) | Проводят словарную работу со словами рядчик, целовальник, лотошить, фофан, осьмуха и др., если они вызвали у учащихся трудности. Недостающие толкования записывают в тетрадь, расставляя ударения. Кратко объясняют, какой фрагмент текста или персонаж изображен на той или иной иллюстрации. |
С кем встречается рассказчик в кабачке «Притынном»? Каковы первые впечатления о героях? На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач? А чья внешность имеет общие черты с описанием Калиныча? Как во внешности героя, в его поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка? Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет итог состязания? Давайте сравним выступления рядчика и Яшки Турка с разных сторон. Первый ряд ищет в тексте описание манеры исполнения певцов, второй ряд – реакцию слушателей, третий – оценку самого рассказчика. Песня «Не одна во поле дороженька пролегала», которую исполнял Яшка Турок, - это протяжная любовная песня, которая была очень популярна в 30-40-х гг. 19 века. Сейчас мы послушаем запись песни в исполнении выдающегося русского певца Сергея Лемешева, и вы поделись своим впечатлением. А почему слушатели не выражают эмоции так бурно, как после исполнения рядчика? Как характеризует Яшку замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас»? | Чтение фрагмента от слов «За стойкой, как водится…» до «…и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог». Герои очень разные, у каждого свои характер и судьба. (Рассказывают с опорой на текст о Николае Ивановиче, Обалдуе, Диком Барине, Моргаче.) В характере героев есть твердое, деловое начало, как и у Хоря. У них есть и внешнее сходство. Яшка Турок, «худой и стройный человек». Чтение фрагмента «Всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного…» Рядчик не испытывает глубокого волнения перед выступлением, он относится к предстоящему состязанию, как к привычному занятию. Учащиеся предполагают, что такая уверенность в себе может быть залогом победы. Работа с текстом. Особое внимание уделяется оценке рассказчика: ёмкости выражения «просто лез из кожи» в случае с рядчиком и словам «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» о Яшке. Слушают песню. Затем отмечают, что и у них она вызывает чувства, похожие на те, которые испытывают слушатели в кабачке. Душа их очень сильно тронута, внутри всё перевернулось, и они испытывают целую гамму чувств, которые трудно выразить словами. В таких случаях, когда человек взволнован до глубины души, люди предпочитают молчать. Он, как настоящий человек искусства, не думает о награде. Высшая награда для него – возможность творить, создавать прекрасное. |
Каков смысл противопоставления образов рядчика и Якова Турка? Комментарий учителя: В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя (рядчик), и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам (Яков Турок). Почему рассказ завершает «пьяная сцена»? | Показать разное отношение к искусству. Записывают этот вывод в тетрадь. Тургенев не хочет идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние оказывает на русский народ, со всей его широкой душой и талантами, власть «страшного оврага». |
Оценивание деятельности обучающихся. | |
| |
Учитель задает домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе «Нищий», вопросы и задания после текста (1 и 2 – в тетради письменно, остальные устно). | Слушают учителя, записывают задание в дневник. |
Литература: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. 7 класс. М., «Русское слово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...