План-конспект урока литературы. Гоголь. Шинель
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Чекалева Кристина Андреевна

Тема. Н.В. Гоголь. Творческая история повести «Шинель». Жизнь «маленького человека». «Внешний» и «внутренний» человек в образе А.А. Башмачкина.

Цели:

-       проследить традицию изображения «маленького» человека в русской литературе;

-       формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала;

-       выявление «внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича;

-       привить навыки передачи личностного восприятия;

-       развить умения выделять главное;

-       развитие навыков работы с иллюстрациями;

-       формировать умения выразительного и осмысленного чтения;

-       воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы;

-       воспитывать нравственные начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_literatury._gogol._shinel.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Н.В. Гоголь. Творческая история повести «Шинель». Жизнь «маленького человека». «Внешний» и «внутренний» человек в образе А.А. Башмачкина.

Цели: 

  • проследить традицию изображения «маленького» человека в русской литературе;
  • формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала;
  • выявление «внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича;
  • привить навыки передачи личностного восприятия;
  • развить умения выделять главное;
  • развитие навыков работы с иллюстрациями;
  • формировать умения выразительного и осмысленного чтения;
  • воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы;
  • воспитывать нравственные начала.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент:

Приветствие.

Встают, приветствуют учителя.

Записывают в рабочих тетрадях число, «Классная работа», тему урока.

  1.     Постановка темы и целей урока:

Сегодня мы начнём работать над повестью Н.В. Гоголя «Шинель» и познакомимся с главным действующим лицом повести. Давайте вспомним, какие произведения Гоголя вы уже изучили.

Вспоминают «Вечера на хуторе…» и «Тараса Бульбу».

 

  1. Проверка домашнего задания:

Расскажите, какие впечатления детства и юности повлияли на творчество Гоголя.

Комментарий учителя:

Первые годы жизни в Петербурге – путь от безвестности к славе. Но в стремительности этого пути была и оборотная сторона: слишком быстро утвердилась за молодым автором слава юмориста, и читатели с трудом воспринимали следующие книги Гоголя, не находя в них беспечного юмора «Вечеров…».

В повести «Шинель», которую Гоголь писал более двух лет, главным образом за границей, рассказывается о превратностях судьбы мелкого чиновника.

Что вы знаете о творческой истории этой повести?

Как вы думаете, только ли анекдот, услышанный Гоголем в свете, послужил основанием для написания повести?

Комментарий учителя:

Сам писатель одну из первых зим в Петербурге «отхватил» в летней шинели. Он знал, что значило для бедняка чиновника сшить новую шинель. В 1829 году Гоголь писал матери из Петербурга: «Я переменил прежнюю свою квартиру... Я сильно нуждался в это время, но, впрочем, это всё пустое. Что за беда –  посидеть какую-нибудь неделю без хлеба?.. Вы не поверите, как много в Петербурге издерживается денег. Несмотря на то, что я отказываюсь почти от всех удовольствий, что уже не франчу платьем, как было дома, имею только пару чистого платья для праздника или для выхода и халат для будня, что я тоже обедаю и питаюсь не слишком роскошно, и, несмотря на это всё, по расчёту менее 120 рублей никогда мне не обходится в месяц».

А сейчас по иллюстрациям вспомним сюжет повести. (Обращение к слайдам презентации.) Но в то же время задумайтесь: таким ли вы представляли себе Акакия Акакиевича, каким его изобразили художники?

Пересказ биографической справки из учебника (с.183-186).

Пересказ статьи «О творческой истории повести Н.В. Гоголя “Шинель”» (с. 186-187 учебника).

Гоголь испытывал сострадание к беззащитному, униженному человеку.

Кратко объясняют, какой фрагмент текста или персонаж изображен на той или иной иллюстрации.

Соглашаются или не соглашаются с художественной интерпретацией образа, свои мнения подтверждают описательными фрагментами из текста.

  1.   Изучение нового материала:

Какие чувства вызывает у вас главный герой повести?

Смотрим фрагмент фильма «Шинель» о шутках чиновников над Акакием Акакиевичем.

Встречается ли такое отношение к людям в нашей жизни? Может, вы и сами, шутя, обижали кого-то, кто не мог вам ответить на это? А можно ли так относиться к людям?

Работа со слайдом презентации «Маленький человек».

Смотрим фрагмент фильма «Шинель» о выборе имени новорожденному.

Какие ассоциации вызывает имя и фамилия героя?

Акакий – греч. «невинный», «беззлобный», «не делающий зла». (ср.: Моккий – «насмешник», Варух – «благословенный», Соссий – «здоровый, невредимый», Павсикасий – «унимающий зло», Трифилий – трилистник, клевер).

Акакий в русских святцах – «смиренный».

Удваивание имени в отчестве указывает на переизбыток свойства, усиление значения слова, на его крайнюю степень.

Фамилия Башмачкин подчеркивает внешнюю невзрачность облика Акакия Акакиевича, привыкшего ощущать себя на месте в самом низу социальной иерархической лестницы. Башмак – метафора бренного материального мира.

В чем заключается смысл жизни для Башмачкина?

В Башмачкине соединились «внешний» – видимый нам – и «внутренний» человек. Каков «внешний» человек в Башмачкине? Каким мы узнаем его по описаниям в тексте?

Но как может характеризовать героя его пренебрежение материальными благами (не предается развлечениям, не замечает вкуса еды) и полное сосредоточенность на своей работе, которая является смыслом его жизни?

Жалость, сострадание; к нему относятся несправедливо, но он молча всё терпит.

Такое бывает. Но это неправильно. Даже самый маленький и незначительный человек – это человек, поэтому относиться к нему нужно по-человечески.

Переписывают определение в тетрадь.

Высказывают предположения.

Для Акакия Акакиевича переписывание составляет и смысл жизни, и даже внешние события он воспринимает как продолжение переписывания. Ничего иного вокруг он не замечает: ни вкуса еды, ни событий окружающего мира.

Это косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже переменить глаголы из первого лица в третье, покорно терпящий издевательства своих сослуживцев.

(Чтение фрагментов текста.)

Это самоограничение похоже на образ жизни монаха, отшельника, подвижника. Равнодушие к материальной стороне жизни. А на переписывание он смотрит как на служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра». А издевающимся над ним чиновникам он взглядом как будто говорит: «Я брат твой».

  1. Закрепление изученного (первичное закрепление):

«Внешний» человек в Башмачкине – маленький, ничтожный, жалкий. «Внутренний» – подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личностного спасения.

Записывают вывод.

  1. Подведение итогов урока:

Оценивание деятельности обучающихся.

  1. Рефлексия.

  1. Информация о домашнем задании:

Учитель задает домашнее задание: перечитать фрагменты повести, связанные с сюжетной линией Акакия Акакиевича и «значительного лица». Найти общие черты у этих героев.

Заполнить таблицу:

А.А. в период капота

А.А. после приобретения новой шинели

Отношение к переписыванию бумаг

Отношение к развлечениям

Внешний мир в сознании А.А.

Отношение к шинели окружающих

Отношение к переменам в жизни

Слушают учителя, записывают задание в дневник, перечерчивают таблицу с доски в тетрадь.

Литература: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.  Литература. 7 класс. М., «Русское слово».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...