Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Послушай, вспомни обо мне"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок в 9 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова. Разбираются стихотворения "Ангел", "Эпитафия", "К Л."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.poslushay_vspomni_obo_mne.doc | 15.5 КБ |
lermontov._poslushay_vspomni_obo_mne.ppt | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс. 3-й урок в теме «Творчество М.Ю. Лермонтова». 1 урок — Анализ стихотворения «Смерть поэта», 2 урок — Биография М.Ю. Лермонтова, тема поэта и поэзии в его творчестве. 3 урок. Тема урока: «Послушай, вспомни обо мне». В презентации использованы фотографии со специального сайта музея М.Ю. Лермонтова «Тарханы».
Цель урока: Закрепить изученные факты из биографии поэта, познакомиться с его стихами, прививать интерес к творчеству и биографии поэта.
Ход урока: 1. У М.Ю. Лермонтова была тяжёлая жизнь, полная потерь. Расскажите о матери поэта, марии Михайловне Лермонтовой. Слайд 1.
- Всё, что осталось,- это память. Слайд 2
- Читаем стихотворение «Ангел». Сравните 1,2 строфы с 3-ей. Какой приём? (Антитеза) Почему? В последней строфе найдите эпитеты. Что они доказывают? Какое событие из жизни Лермонтова легло в основу стихотворения? (Песня матери, мелодию которой он не мог вспомнить и которая ему снилась). Слайд 3
- Какие ещё потери? (Разлука с отцом)
- «Эпитафия». Стихотворение посвящено отцу. Слайд 4. Что такое эпитафия?
- Обратите внимание на 5 строчку. Что узнали о лирическом герое? О каких 2 жертвах идёт речь? Почему? Кто «тот один»? Почему о нём в 3 лице? Объясните 2 последние строчки. Каковы чувства лирического героя? Почему поэт написал эпитафию?
- Ещё одно стихотворение. «К Л.». Посвящено Вареньке Лопухиной. Она жила по соседству с Лермонтовым в Москве на Малой Молчановке. Композиция ст-я? Почему одинаковая концовка строф? В этом стихотворении тоже есть память? О чём? Что чувствует лирический герой?
- Стихотворение, которое дало название нашему уроку. Обратите внимание на начало. Какие предложения? (Определённо-личные, повелительное наклонение). Когда так говорят? (Хотят привлечь внимание). К кому обращается лирический герой? Как определите жанр стихотворения? Найдите выразительные средства. (Эпитеты, метафора). Какую роль они играют в стихотворении?
- Стихотворение «Завещание». Почему так называется? В каком году написано? Почему так разбито на строфы? Как относится лирический герой к соседке? Найдите в тексте. Что он чувствует? Почему просит рассказать именно ей? Есть ли надежда у лирического героя? Что для него важно? Слайд 5
- Итак, давайте подведём итог. Какое стихотворение понравилось сегодня больше всего и почему? Как связаны стихотворения? Какое чувство лирического героя из объединяет?
- Дома прочитать стихотворения «Нищий», «В альбом», «К***» (Я не унижусь пред тобою), «Молитва»(Я, матерь божия,..), «Расстались мы, но твой портрет...», «М.А. Щербатовой», «Есть речи — значенье...». Индивидуальные сообщения о н. Ивановой, В.Лопухиной, М. Щербатовой. Один ученик наизусть прочитает ст-е А.С. Пушкина «Я вас любил...»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гостиная в доме Е.А. Арсеньевой в Тарханах
Бальный платок матери Лермонтова
Юрий Петрович Лермонтов Неизвестный художник М.Ю. Лермонтов
Стол М. Ю. Лермонтова в Тарханах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...
Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...
Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...
Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"
Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...
А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта
В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"
quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...