Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Послушай, вспомни обо мне"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Урок в 9 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова. Разбираются стихотворения "Ангел", "Эпитафия", "К Л."

Скачать:


Предварительный просмотр:

        9 класс. 3-й урок в теме «Творчество М.Ю. Лермонтова». 1 урок — Анализ стихотворения «Смерть поэта», 2 урок — Биография М.Ю. Лермонтова, тема поэта и поэзии в его творчестве. 3 урок. Тема урока: «Послушай, вспомни обо мне». В презентации использованы фотографии со специального сайта музея М.Ю. Лермонтова «Тарханы».

        Цель урока: Закрепить изученные факты из биографии поэта, познакомиться с его стихами, прививать интерес к творчеству и биографии поэта.

        Ход урока: 1. У М.Ю. Лермонтова была тяжёлая жизнь, полная потерь. Расскажите о матери поэта, марии Михайловне Лермонтовой. Слайд 1.

  1. Всё, что осталось,- это память. Слайд 2
  2. Читаем стихотворение «Ангел». Сравните 1,2 строфы с 3-ей. Какой приём? (Антитеза) Почему? В последней строфе найдите эпитеты. Что они доказывают? Какое событие из жизни Лермонтова легло в основу стихотворения? (Песня матери, мелодию которой он не мог вспомнить и которая ему снилась). Слайд 3
  3. Какие ещё потери? (Разлука с отцом)
  4. «Эпитафия». Стихотворение посвящено отцу. Слайд 4. Что такое эпитафия?
  5. Обратите внимание на 5 строчку. Что узнали о лирическом герое? О каких 2 жертвах идёт речь? Почему? Кто «тот один»? Почему о нём в 3 лице? Объясните 2 последние строчки. Каковы чувства лирического героя? Почему поэт написал эпитафию?
  6. Ещё одно стихотворение. «К Л.». Посвящено Вареньке Лопухиной. Она жила по соседству с Лермонтовым в Москве на Малой Молчановке. Композиция ст-я? Почему одинаковая концовка строф? В этом стихотворении тоже есть память? О чём? Что чувствует лирический герой?
  7. Стихотворение, которое дало название нашему уроку. Обратите внимание на начало. Какие предложения? (Определённо-личные, повелительное наклонение). Когда так говорят? (Хотят привлечь внимание). К кому обращается лирический герой? Как определите жанр стихотворения? Найдите выразительные средства. (Эпитеты, метафора). Какую роль они играют в стихотворении?
  8. Стихотворение «Завещание». Почему так называется? В каком году написано? Почему так разбито на строфы? Как относится лирический герой к соседке? Найдите в тексте. Что он чувствует?  Почему просит рассказать именно ей? Есть ли надежда у лирического героя? Что для него важно? Слайд 5
  9. Итак, давайте подведём итог. Какое стихотворение понравилось сегодня больше всего и почему? Как связаны стихотворения? Какое чувство лирического героя из объединяет?
  10. Дома прочитать стихотворения «Нищий», «В альбом», «К***» (Я не унижусь пред тобою), «Молитва»(Я, матерь божия,..), «Расстались мы, но твой портрет...», «М.А. Щербатовой», «Есть речи — значенье...». Индивидуальные сообщения о н. Ивановой, В.Лопухиной, М. Щербатовой. Один ученик наизусть прочитает ст-е А.С. Пушкина «Я вас любил...»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мария Михайловна

Слайд 2

Гостиная в доме Е.А. Арсеньевой в Тарханах

Слайд 3

Бальный платок матери Лермонтова

Слайд 4

Юрий Петрович Лермонтов Неизвестный художник М.Ю. Лермонтов

Слайд 5

Стол М. Ю. Лермонтова в Тарханах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"

Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...

А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"

quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...