"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Презентация раскрывает содержание и особенности поэмы Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку : “Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность”. В.Белинский
Поэма рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта.
Историческая справка Опри́чник — телохранитель человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году «Опричный » — «отдельный, выделенный, особый». Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми». Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны»
Структурный основной элемент, как и во многих романтических поэмах, – поединок.
Главный конфликт в произведении – власть и человек. Вокруг Ивана Васильевича много таких как Кирибеевич . Таких, как купец Калашников, нет. Лермонтов уже в заглавии называет два имени и не называет Кирибеевича , только «молодой опричник» Главный конфликт в поэме – между царем –тираном и свободным человеком – купцом Калашниковым
М.Ю.Лермонтов ставит проблемы: Чести и достоинства ; Власти и личности ; Ответственности человека за свои поступки ; Ответственность мужа за честь семьи.
Калашников отстаивает свою честь Кирибеевич борется за свою любовь. Поэма “Песня про…” – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции.
Фольклорные традиции прослеживаются в манере повествования. Ведут рассказ гусляры, которые на Руси всегда являлись хранителями преданий, носителями народного сознания. А также есть запев в поэме: Ох, ты гой еси , царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы…
Какова главная проблема поэмы? Для чего поэт обращается к ней? Почему М.Лермонтов выбирает форму песни, близкой к былине? Докажите близость произведения М.Лермонтова к фольклору. Как понимает защиту чести каждый из героев? Чьи представления о чести и нравственности близки нам сегодня? Какие уроки для понимания подлинно человеческих отношений мы извлекаем из лермонтовской поэмы7 Назовите тему “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Вспомните сюжет “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Художественное своеобразие поэмы, проблематика .
Герои поэмы Раскройте образ Калашникова, ответив на вспомогательные вопросы. Как Лермонтов описывает Калашникова? Как ведёт себя Калашников в семье? Почему он просит братьев “помолиться за его душу грешную” В чём его “грех”? Почему “Песня…” заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова? Какое значение имеют картины XVI века для раскрытия характера Калашникова? Какими качествами должен обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться защищать свою честь перед всем народом?
Охарактеризуйте героя поэмы Кирибеевича . Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы? Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему? С каким чувством описана смерть Кирибеевича ? Сколько в поэме положительных героев? (Доказать текстуально.) Почему в заглавии не указано имя героини? Дайте свою оценку этому герою поэмы. Как характеризуется в поэме царь Иван Васильевич? (Почему не Иван Грозный?) Кто из героев оказался в исключительной ситуации и как он из неё вышел?
Домашнее задание: Написать сочинение на тему: “ Над чем меня заставила задуматься “Песня про купца Калашникова…”.?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Урок литературы в 7 классе...
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...
Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...