"И милость к падшим призывал..."
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Учащиеся 9х классов участвовали в  проекте  «И милость к падшим призывал…» Началась работа в проекте с размышлений о милосердии и построении собственных высказываний учащимися на эту тему, а также с создания одноименного журнала, фрагменты которого публикуются. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_milost_k_padshim_prizyval.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

                 «И милость к падшим призывал…»

В нашем журнале мы расскажем о том, как родился проект «И милость к падшим призывал…» и об одной из составляющих проекта - акции «Воспитываем милосердие».

Уроки литературы  помогают ученику вписаться в мир,  бытовой и бытийный, продолжить традиции высокой культуры, определить своё отношение к нашему непростому времени.

На уроках литературы  мы размышляли о том, что наше общество разъедает страшная болезнь – равнодушие. Равнодушие к природе родной страны, её национальным богатствам, её культуре… Равнодушие к человеку.

Мы прочитали статью Даниила Гранина  «О милосердии», в которой он рассказал о печальной истории, с ним приключившейся. И мы  задумались, что же случилось с сообществом людей, с нашим сообществом, в котором не протягивают руку слабому, а могут слабого толкнуть и перешагнуть через него, когда он упадёт?

Человек идёт по улице, весь в крови, явно нуждается в помощи, и ни один из проходящих мимо людей эту помощь ему не предлагает. Обычная ситуация для нашего времени. Необычной она становится только, если эта проблема коснётся каждого из нас лично. Вот и Гранин задумался об этой проблеме, когда она коснулась его лично.

Размышляя над проблемой «убыли милосердия», Даниил Гранин не исключает себя из числа людей, поражённых этой же болезнью. Он говорит с обществом на «мы». «Нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, свойств, понятий»,- утверждает писатель. Действительно, мы больше исходим на разговоры о милосердных поступках. А вот чтобы дело делать, с этим у нас туго.

Но дело всё-таки не так безнадёжно, как может показаться на первый взгляд.

Даниил Гранин убеждён, что «человек рождается со способностью откликаться на чужую боль». Чувство милосердия, по мнению писателя, встроено в душу человека при рождении. Нужно только это чувство культивировать, «упражнять».Только разработанное сердце способно откликнуться на просьбу о помощи. Только разработанная душа может предложить помощь без всякой просьбы.

Мы с ребятами решили, что нам всем нужно начинать с себя решать проблему «убыли милосердия».

С этой целью мы начали проект «И милость к падшим призывал», и расскажем в журнале о проведённой нами акции «Воспитываем милосердие».

           Учитель литературы Байдарова Валентина Юрьевна

 

 I Работа за кадром

«Самые главные вещи на свете – это не вещи…»

Наша акция  «Воспитываем милосердие» началась с того, что мы читали на уроках статьи Е.Лайковой и Д. Гранина о проблеме «убыли милосердия» в нашем обществе и писали сочинение– размышление на эту тему. Мы размышляли о значении слова жалость и слова сочувствие, слов со-страдание и со-радование. И почему из нашей речи ушло слово милосердие.

Главное дело в жизни учеников - увидеть перед собой «самую прекрасную перспективу на свете – перспективу человеческой личности». Но личность нуждается в том, чтобы её наполнили содержанием, дали опору на лучшие традиции нашего общества. А лучшей традицией у нас всегда была традиция - жить миром и селить в своём сердце сочувствие, милосердие.

Сочувствию нужно учиться, его нужно культивировать в себе. Это чувство делает нас людьми. И это одна из главных тем наших размышлений на  уроках.

Фрагменты письменных размышлений наших учеников предлагаем вашему вниманию.

Что такое жалость? Что такое сочувствие? Чем отличается жалость от сочувствия? Что такое любовь? Чем отличается любовь от сочувствия? Что такое милосердие?

Мисюк Елизавета

Жалость – это чувство, которое  сжимает сердце при виде какой-то большой проблемы у человека или животного.

В своей статье Д.Гранин говорит о таком чувстве, как милосердие. Он уверен, что человек рождается с этим чувством, что это чувство дано нам  «вместе с душой». «Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль».

Откликнуться на чужую боль можно, испытав разовую эмоцию. Например, если вы увидите бродячего пса, вы накормите его и погладите по голове? Если вы погладите его, он начнёт доверять вам и пойдёт за вами в надежде, что вы станете его хозяином. Лучше кинуть ему кусок булки – проявить жалость и пройти мимо. Сочувствием будет, когда вы заберёте его домой, а жалость, когда покормите. Псу нужен хозяин, а не разовая жалость.

А.С.Пушкин  завещал нам жить по закону милосердия, а это означает, что, если мы хотим соответствовать высокому званию ЧЕЛОВЕК, мы должны делать по отношению к другим добро и давать шанс тем, кто как-то себя уронил.

Грохолов Сергей

Жалость – это состояние совести. Она социально признана. Общество путаетсостояние жалости с милосердием.

Милосердие – это готовность простить кого-нибудь из сострадания.

Колязев Кирилл

Жалость – это когда нам жалко птенчика, упавшего из гнезда, и мы пытаемся ему помочь, чем можем.

Сочувствие – это когда мы сочувствуем другу, если у него беда. Например, кто-то у него умер, и мы соболезнуем, пытаемся поддержать его, как только можно.

Отличаются эти чувства тем, что вызывают в нас разные эмоции. И в жалости мы пытаемся помочь физически, а в сочувствии – морально. Ещё пример, когда ты видишь, что одного подростка избивают три – четыре подростка, и ты влезаешь в разборку – это жалость. А сочувствие – это когда кого-то обидели, он держит эту обиду в себе, пытается понять, что случилось, почему это произошло, и ты помогаешь ему в этом разобраться, морально поддерживаешь.

Жалость – это чувство, вложенное от природы, например, мать защищает своего ребёнка. А сочувствие – это воспитанное чувство. Я считаю, это чувство важно развивать в себе.

Любовь и сочувствие не одно и то же. Любовь дана нам от природы, и поэтому мы любим природу и всё, что в ней есть. А сочувствие надо развивать каждому из нас.

Милосердие – это то, что помогает нам оставаться хоть немного, но культурными людьми.

Елеев Руслан

Задайте себе вопрос, если вы увидите бездомного человека, что вы сделаете? Дадите ему денег или поможете найти работу, чтобы у него наладилась жизнь? Так вот  жалость – это чувство вызывается в нас, когда мы видим бездомного и даём ему денег, потому что нам его жаль. А сочувствие  - это когда нам жаль человека, и мы разделяем его боль. Пытаемся оказать долгую помощь в решении его проблем.

Жалость – чувство, вложенное от природы. Сочувствие – приобретённое чувство. Я считаю, что это чувство можно и нужно воспитывать.

Любовь и сочувствие не одно и то же. Когда мать любит своего ребёнка, она заботится о нём не потому, что ей его жаль, а потому что она испытывает к нему чувства матери, чувство любви. Она заботится о нём, растит его. И когда он уже вырастает, она всё равно заботится о нём и помогает ему не потому, что ему нужна помощь, а потому что она этого хочет. Разница между сочувствием и любовью в том, что сочувствие раскладывается на со-страдание и со-радование. А любя, можно сделать и больно.

Даниил Гранин оказался в очень непростой ситуации. Он вывихнул руку, разбил лицо в кровь из-за неудачного падения. Люди проходили мимо и ничем не помогли бедняге. Никто даже не спросил его, что случилось? Этим людям было безразлично его состояние, безразлична его беда. Они спешили по своим делам. Так вот, если наше общество останется таким же равнодушным, это ни к чему хорошему не приведёт. Именно поэтому надо начинать с себя, воспитывать в себе сочувствие. Ведь именно из сочувствия выходит милосердие – умение со-жалеть и со-радовать.

Лукьянов Дмитрий

Жалость и сочувствие отличаются характером действий. Жалость  - это первое движение души на уровне условного рефлекса. Жалость – это эмоция одного движения, разовая помощь. А сочувствие – это сложное чувство. Сочувствие -  это долгая  помощь, которая предполагает и  со-страдание и со-радование.

Любовь больше, чем сочувствие. Сочувствие лишь одна из составляющих любви.

Милосердие – это подарить милость человеку, который как-то уронил своё человеческое достоинство (пал в глазах общества). Милосердие – это отношения между людьми, где главным законом является милость. В милосердие входит и жалость, и сочувствие, и любовь.

Халявина Ирина

Жалость – это чувство близкое к инстинкту, мне кажется. Это безотчётное сердечное движение. А сочувствие – это признак культурного сознания, и его нужно воспитывать. А как воспитывать? Через свою душу.

Я думаю, в статье Гранин хочет сказать, что как бы плохо тебе в той или иной ситуации не было, не думай, что к тебе кто-нибудь подойдёт и поможет. Скорей всего, люди просто пройдут мимо, хотя и посмотрят на тебя с жалостью. И не торопись их осуждать, а вспомни или представь, как бы ты поступил на их месте. Или уже поступал. Ты тоже не хотел влезать в их шкуру, не хотел себе лишних проблем. Так что, если хочешь, чтобы тебе помогали, начинай помогать сам.

Что нужно сделать, чтобы слово милосердие вернулось в нашу жизнь? Я думаю, нужно вспомнить, что в городе есть инвалиды, прикованные к инвалидным коляскам. А город наш совершенно не приспособлен для жизни этих людей. Они не могут без посторонней помощи выйти на улицу, если живут в доме без лифта и подъезды не оборудованы специальными пандусами. Есть, конечно, люди, которые сочувствуют инвалидам, помогают им чем могут: ходят в магазин, помогают передвигаться по улице. Но не все готовы на такую помощь. Люди могут посочувствовать инвалидам, или посмотреть с жалостью и пройти мимо, чтобы не усложнять себе жизнь.

В библии сказано, что человек – это образ и подобие Божие. Если мы хотим соответствовать этому высокому человеческому образу, мы должны переломить ситуацию. Мы должны воспитывать в себе сочувствие к другим людям, следить за своей речью не прятать инвалидов, а в публичном пространстве создать им условия жизни, чтобы они не чувствовали своей ущербности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Генрих VIII, композитор милостью божьей"

Ссылка на видеофильм (я его сделал с помощью видеоредактора CуberLink и несколько программ мультипликации)http://www.youtube.com/watch?v=F8vakvi8gfI&list=UUjMpaYSIpXlNcgS_cvumWVg&i...

Посвящение пятиклассников в детское объединение "Милости просим"

Каждый год пятиклассников принимают в детское объединение среднего звена обучения. Данная разработка является нетрадиционным увлекательным мероприятием....

"Милости просим, гости дорогие!"

Интегрированное музыкально-речевое занятие с воспитанниками социально-реабилитационного центра....

Проект образовательно-туристический "Милости просим, в Каширский край, гости!"

О премииЕжегодная Премия Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» была учреждена 27 марта 2013 года постановлением Губернатора Московской области Андрея Воробьева. В год основания лауреатами ...

«Образ Ивана Грозного в произведениях художественной литературы19 века. Осмысление прошлого и настоящего: милостив или жесток государь?»

Образ Ивана  Грозного в художественных произведениях 19 века» (А.К. Толстой «Князь Серебряный»,  «Василий Шибанов",  М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника...

"Осень,осень милости просим!"

Сценарий осеннего праздника....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...