олимпиадные задания
олимпиадные задания по литературе на тему
В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_tur_olimpiady_po_literature_2011_klyuchi_5.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Школьный этап
5 КЛАСС — ключи
Полужирным шрифтом выделены слова, которые должны быть в ответе.
- Назовите жанр по фрагментам текста.
Жили в старину старик и старуха. Детей у них не было; одиночество стариков скрашивали пес Онгоро и кот Нэнгоро. Хозяева любили их, как своих детей. Однажды старик пошел на поле, где росли бобы, и увидел там еле живого ужа. Вид у ужа был такой жалкий, что старик подобрал его и отнес домой. Он дал ему кличку Норо. – Ну вот, наша семья и увеличилась, – сказал старик. | Народная японская сказка | 2 балла; 1 балл, если нет уточнения «народная» |
Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. | Литературная сказка, или стихотворная сказка, или литературная стихотворная сказка (В.А.Жуковский, «Спящая царевна», 1831) | 2 балла; 1 балл, если нет уточнения «литературная» или «стихотворная» |
А тут таковой Всеславьевич, | Былина («Волх Всеславьевич», Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым). | 1 балл |
Бывало времечко, и мы ели семечко; а теперь и толкут, да нам не дают. | Поговорка, сборник В.Даля | 1 балл |
Красное коромысло через реку повисло. | Загадка, Д.Садовников | 1 балл |
Всего 7 баллов.
2. А. Цветы глядят с тоской влюблённой, олицетворение, эпитет
Безгрешно чисты, как весна, сравнение
Роняя с пылью благовонной эпитет
Плодов румяных семена. (А.Фет) эпитет
5 баллов: по 1 баллу за выделенное художественное средство с названием.
Б. В сто сорок солнц закат пылал, гипербола, метафора или олицетворение
в июль катилось лето, олицетворение
была жара,
жара плыла – метафора или олицетворение
на даче было это. (В.Маяковский.)
4 балла: по 1 баллу за выделенное художественное средство с названием.
Всего 9 баллов
- Вставьте пропущенные слова. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок.
Оценивается 1 баллом верное (!) заполнение пропуска, 1 баллом имя автора и 1 баллом точное (!) название произведения. Орфографические ошибки не учитываются.
Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей | А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | 3 балла |
«Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей» | А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3 балла |
«…Басурманин, ворожей, | П.П.Ершов, «Конёк-Горбунок» | 4 балла |
Всего 10 баллов
- Назовите разные волшебные предметы и их аналоги в современном мире.
Конечно, соотношение волшебного предмета в сказке и достижения современной техники достаточно условно, поэтому задание имеет творческий характер.
Можно назвать, например, такие соответствия:
Сапоги-скороходы | Ролики, джолли-джамперы… |
Клубочек, показывающий дорогу | Навигатор |
Зеркало-палантир | Телевизор, камера слежения, видеотелефон… |
Молодильные яблоки | Лекарства (условно) |
Живая вода | Лекарства (условно) |
Волшебная книга, из которой что-либо появляется | Компьютер, ноутбук (условно) |
Метла | Ракета |
Гигантское растение или плод | Генетически модифицированные продукты |
По 1 баллу за каждый названный предмет.
- 10 баллов. Творческое задание предполагает стилизацию фольклорной загадки. При оценке необходимо учитывать следующие параметры:
Параметр | комментарий | Балл |
Удачность метафоры, яркость, красочность образа | Отражает специфические свойства предмета | 0—2 балла |
оригинальность метафоры | Свежесть, небанальность | 0—2 балла |
Учёт фольклорных традиций | Традиционные язык, образность, стиль | 0—2 балла |
Наличие стройного ритма | Рифма не обязательна, но желательна | 0—2 балла |
Лаконичность, афористичность | Используется необходимое и достаточное количество слов | 0—2 балла |
Итого | 10 |
Просим присылать лучшие загадки.
Часть II. Сочинение о стихотворении (анализ текста).
В задании говорится: «Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст». Обратите внимание школьников на это предисловие. Работа оценивается только в том случае, если она представляет собой связный текст.
Творческое задание непросто оценивать. Предлагаем следующую систему оценивания.
По критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.
По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.
1. Глубина понимания идеи стихотворения | 10 баллов | |
Автор радуется окружающей природе | 2 балла | |
Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе | 4 балла | |
Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен | 6 баллов | |
Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен; он хотел бы взлететь и ощутить всю полноту пространства и жизни | 8 баллов | |
Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен; он хотел бы взлететь и ощутить всю полноту пространства и жизни. Те, кто свободен, иногда не понимают своей свободы. | 10 баллов | |
2. Наблюдение над художественными особенностями и использование терминов. | 10 баллов | |
Отмечены красочные определения (мохнатый снег и т .д.) | 2 балла | |
Отмечены сравнения и метафоры в 1-й и 4-й строфах | 2 балла | |
Отмечены повторы во 2-й строфе | 2 балла | |
Отмечено употребление слов с уменьшительными суффиксами | 2 балла | |
Отмечены особенности интонационной организации текста (обращение, восклицательные и вопросительные предложения, интонационно окрашенные междометия) | 2 балла | |
3. Композиция сочинения | 10 баллов | |
Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом | 2 балла | |
Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики | 4 балла | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение) | 6 баллов | |
Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения | 8 баллов | |
Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и внутри частей выстроен логично. | 10 баллов | |
4. Речевое оформление сочинения | ||
Речевых ошибок нет | 10 баллов | 10 баллов |
1-2 речевых ошибки | 8 балла | |
3 речевых ошибки | 6 балла | |
4 речевых ошибки | 4 балла | |
5 речевых ошибок | 2 баллов | |
Более 5 речевых ошибок | 0 баллов | |
Итого | 40 баллов |
Просим присылать лучшие работы.
Время выполнения заданий — 2 астрономических часа.
Победителем/призёром считается ученик, набравший 40 баллов и более.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....