олимпиадные задания
олимпиадные задания по литературе на тему

Абиева Дилара Яшаровна

В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_tur_olimpiady_po_literature_2011_klyuchi_5.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап

5 КЛАСС — ключи

Полужирным шрифтом выделены слова, которые должны быть в ответе.

  1. Назовите жанр по фрагментам текста.

Жили в старину старик и старуха. Детей у них не было; одиночество стариков скрашивали пес Онгоро и кот Нэнгоро. Хозяева любили их, как своих детей. Однажды старик пошел на поле, где росли бобы, и увидел там еле живого ужа. Вид у ужа был такой жалкий, что старик подобрал его и отнес домой. Он дал ему кличку Норо.

– Ну вот, наша семья и увеличилась, – сказал старик.

Народная японская сказка

2 балла;

1 балл, если нет уточнения «народная»

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Литературная сказка, или

стихотворная сказка, или

литературная стихотворная сказка

(В.А.Жуковский, «Спящая царевна», 1831)

2 балла;

1 балл, если нет уточнения «литературная» или «стихотворная»

А тут таковой Всеславьевич,
Он обвернулся гнедым туром – золотые рога,
Побежал он ко царству Индейскому,
Он первый скок за целу версту скочил,
А другой скок не могли найти.

Былина

(«Волх Всеславьевич», Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым).

1 балл

Бывало времечко, и мы ели семечко; а теперь и толкут, да нам не дают.

Поговорка, сборник В.Даля

1 балл

Красное коромысло через реку повисло.

Загадка, Д.Садовников

1 балл

Всего 7 баллов.

2. А.         Цветы глядят с тоской влюблённой,         олицетворение, эпитет

Безгрешно чисты, как весна,                сравнение

Роняя с пылью благовонной                эпитет

Плодов румяных семена.        (А.Фет)                эпитет

5 баллов: по 1 баллу за выделенное художественное средство с названием.

Б.        В сто сорок солнц закат пылал,         гипербола, метафора или олицетворение

        в июль катилось лето,                 олицетворение

        была жара,
                
жара плыла –                 метафора или олицетворение

        на даче было это. (В.Маяковский.)

4 балла: по 1 баллу за выделенное художественное средство с названием.

Всего 9 баллов

  1. Вставьте пропущенные слова. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок.

Оценивается 1 баллом верное (!) заполнение пропуска, 1 баллом имя автора и 1 баллом точное (!) название произведения. Орфографические ошибки не учитываются.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей

А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

3 балла

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей»

А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»

3 балла

«…Басурманин, ворожей,
Чернокнижник и злодей;
Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь
Божию не ходит,
Католицкий держит крест
И постами
мясо ест».

П.П.Ершов, «Конёк-Горбунок»

4 балла

Всего 10 баллов

  1. Назовите разные волшебные предметы и их аналоги в современном мире.

Конечно, соотношение волшебного предмета в сказке и достижения современной техники достаточно условно, поэтому задание имеет творческий характер.

Можно назвать, например, такие соответствия:

Сапоги-скороходы

Ролики, джолли-джамперы…

Клубочек, показывающий дорогу

Навигатор

Зеркало-палантир

Телевизор, камера слежения, видеотелефон…

Молодильные яблоки

Лекарства (условно)

Живая вода

Лекарства (условно)

Волшебная книга, из которой что-либо появляется

Компьютер, ноутбук (условно)

Метла

Ракета

Гигантское растение или плод

Генетически модифицированные продукты

По 1 баллу за каждый названный предмет.

  1. 10 баллов. Творческое задание предполагает стилизацию фольклорной загадки. При оценке необходимо учитывать следующие параметры:

Параметр

комментарий

Балл

Удачность метафоры, яркость, красочность образа

Отражает специфические свойства предмета

0—2 балла

оригинальность метафоры

Свежесть, небанальность

0—2 балла

Учёт фольклорных традиций

Традиционные язык, образность, стиль

0—2 балла

Наличие стройного ритма

Рифма не обязательна, но желательна

0—2 балла

Лаконичность, афористичность

Используется необходимое и достаточное количество слов

0—2 балла

Итого

10

Просим присылать лучшие загадки.


Часть II. Сочинение о стихотворении (анализ текста).

В задании говорится: «Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст». Обратите внимание школьников на это предисловие. Работа оценивается только в том случае, если она представляет собой связный текст.

Творческое задание непросто оценивать. Предлагаем следующую систему оценивания.

По критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.

По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.

1. Глубина понимания идеи стихотворения

10 баллов

Автор радуется окружающей природе

2 балла

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе

4 балла

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен

6 баллов

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен; он хотел бы взлететь и ощутить всю полноту пространства и жизни

8 баллов

Наблюдая за природой, отмечая нюансы окружающего, автор радуется природе и любит жизнь, но сам при этом не свободен; он хотел бы взлететь и ощутить всю полноту пространства и жизни. Те, кто свободен, иногда не понимают своей свободы.

10 баллов

2. Наблюдение над художественными особенностями и использование терминов.

10 баллов

Отмечены красочные определения (мохнатый снег и т .д.)

2 балла

Отмечены сравнения и метафоры в 1-й и 4-й строфах

2 балла

Отмечены повторы во 2-й строфе

2 балла

Отмечено употребление слов с уменьшительными суффиксами

2 балла

Отмечены особенности интонационной организации текста (обращение, восклицательные и вопросительные предложения, интонационно окрашенные междометия)

2 балла

3. Композиция сочинения

10 баллов

Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом

2 балла

Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики

4 балла

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение)

6 баллов

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения

8 баллов

Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и

внутри частей выстроен логично.

10 баллов

4. Речевое оформление сочинения

Речевых ошибок нет

10 баллов

10 баллов

1-2 речевых ошибки

8 балла

3 речевых ошибки

6 балла

4 речевых ошибки

4 балла

5 речевых ошибок

2 баллов

Более 5 речевых ошибок

0 баллов

Итого

40 баллов

Просим присылать лучшие работы.

Время выполнения заданий — 2 астрономических часа.

Победителем/призёром считается ученик, набравший 40 баллов и более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....