Статья "Литературный фестиваль как средство внеучебной деятельности для саморазвития, самоактуализации обучающихся"
статья по литературе на тему
Статья "Литературный фестиваль как средство внеучебной деятельности для саморазвития, самоактуализации обучающихся"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературный фестиваль как средство внеучебной деятельности для
саморазвития, самоактуализации обучающихся
Белоусова Лидия Александровна, руководитель ГПО учителей
русского языка и литературы
МАОУ Гимназия №1 г. Сухой Лог
Внеурочная деятельность – составляющая часть Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Сегодня приоритет в образовании отдаётся воспитанию, которое должно стать главной составляющей в общем процессе обучения и развития. Воспитание в школе должно пронизывать собой все виды деятельности: учебную и внеурочную.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Сквозная цель освоения содержания основного общего образования гуманитарного цикла – воспитание грамотного, компетентного читателя с помощью универсальных учебных действий через познавательную, коммуникативную, регулятивную и рефлексивную деятельность. (ФГОС).
Ежегодно в нашей гимназии проходит традиционный литературный фестиваль «Знакомые незнакомцы», посвященный писателям и поэтам- юбилярам. Эта форма внеклассной работы нравится и обучающимся, и родителям, и учителям, поэтому литературный фестиваль стал традиционным. Литературный фестиваль – это массовая форма внеучебной деятельности, которая предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию обучающихся.
Цели литературного фестиваля:
- создание благоприятных условий для проявления детской инициативы, творчества, реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, повышения интереса к творчеству писателей-классиков.
- вовлечение обучающихся в литературную деятельность для саморазвития, самоактуализации.
Задачи:
- развитие у обучающихся потребности к поисковой, интеллектуально-творческой деятельности;
- формирование информационной, коммуникативной, социальной компетентностей средствами творческой деятельности.
Участниками мероприятий являются обучающиеся 5-10 классов, учителя литературы, классные руководители 5-10 классов МБОУ Гимназия №1, их родители.
В фестивале определены следующие номинации:
- художественная (конкурс рисунков по произведениям писателя-юбиляра; презентаций, посвященных жизни и творчеству писателя);
- литературная (выпуск литературных вестников, посвященных жизни и творчеству писателей-юбиляров);
- театральная (театрализованные представления по произведениям писателей-юбиляров; чтение отрывков из художественных произведений);
- исследовательская (защита ученических проектов, посвященных творчеству писателей-юбиляров
Театрализованные представления проходят по параллелям. Для инсценировки обучающиеся выбирают любимые страницы произведений писателя-юбиляра. К юбилею Гоголя они инсценировали такие его произведения, как «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Ревизор», «Майская ночь, или Утопленница», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Женитьба». В юбилейный год А.П. Чехова на школьной сцене мы увидели постановки по рассказам писателя: «Лошадиная фамилия», «Дома», «Мальчики», «Радость», «Размазня», «Хирургия» и другие. Во время подготовки к празднику каждому ученику находится дело по душе. Среди них проводится опрос, кем бы ты хотел быть: режиссёром, декоратором, гримёром, артистом и т.д. Литературный фестиваль как средство для саморазвития, самоактуализации обучающихся раскрывает индивидуальные способности каждого подростка.
Конференция, на которой учащиеся защищают свои литературные проекты, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность гимназистов. По творчеству А. П. Чехова были представлены проекты: «Художественная деталь в рассказах А.П. Чехова», «Тема детства в рассказах Чехова», «Псевдонимы писателя», «Виртуальная экскурсия в Мелихово – музей-заповедник А.П. Чехова», «А.П. Чехов – писатель или врач?» и другие.
Среди принципов организации литературного фестиваля можно назвать следующие:
-принцип коммуникативной активности учащихся;
-принцип учета возрастных особенностей учащихся;
-принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
-принцип межпредметных связей в подготовке и проведении литературного фестиваля.
Результативность литературного фестиваля зависит от соблюдения следующих условий: добровольности участия, сочетания инициативы обучающихся с направляющей ролью учителя, занимательности и новизны эстетичности и тщательной подготовки всех запланированных мероприятий; наличия целевых установок и перспектив деятельности; широкого использования методов педагогического стимулирования, активности учащихся и гласности.
Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на саморазвитие и самоактуализацию обучающихся.
Процесс подготовки и проведение литературного фестиваля проходит в три этапа:
I этап (подготовительный). Составляется программа литературного фестиваля и создается его оргкомитет. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя русского языка и литературы, работая индивидуально с каждым учеником или с группами. Во время репетиций ученики учатся вести себя на сцене, выразительно читать художественные тексты и т.п.
II этап - это проведение литературного фестиваля. Обязательное условие его проведения - создание атмосферы праздничности, непринужденности. Гимназисты должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике.
III этап посвящен итогам фестиваля. На сайте гимназии, на страницах газеты школьного издательства освещаются события фестиваля. На итоговых мероприятиях награждаются грамотами и дипломами победители и призеры в разных номинациях. Обучающиеся выступают перед родителями со своими театральными постановками. Таким образом, идет развитее всех сфер деятельности ученика.
Внеклассная работа по литературе имеет большое воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание литературы, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции гимназистов, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, повышает мотивацию к изучению литературы и, как следствие, способствует саморазвитию, самоактуализации обучающихся.
Система внеурочной учебной деятельности - это неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Принимая участие во внеклассной работе, обучающиеся приобретают опыт социальных знаний. А приобретенные социальные знания перерастают в опыт общественного действия.
В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней жизни школа - «точка опоры» для обучающегося. Значит, предназначение учителя – создать благоприятные условия для проявления детской инициативы, развить их творческие способности, пробудить в них «чувства добрые». Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.
В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....
Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"
Важнейшей задачей творчества школьников является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...
Статья "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека"
Методологическое обоснование экспериментальной работы "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека»...
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности
В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для активизации деятельности учащихся....
Проектная деятельность - средство саморазвития школьников
Статья может быть интересна как для заместителей директоров по УВР, так и для учителей реализующих проектную деятельность. Современному обществу нужен выпускник, который су...
«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»
Внеурочная деятельность в системе ФГОС: как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....
Формирование готовности личности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Методический семинар (областной конкурс «Учитель города Мурманска-2019»)...