Статья "Литературный фестиваль как средство внеучебной деятельности для саморазвития, самоактуализации обучающихся"
статья по литературе на тему

Статья "Литературный фестиваль как средство  внеучебной деятельности для саморазвития, самоактуализации  обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный фестиваль как средство  внеучебной деятельности для

саморазвития, самоактуализации  обучающихся

                                                        Белоусова Лидия Александровна, руководитель ГПО учителей

 русского языка и литературы

МАОУ Гимназия №1 г. Сухой Лог

 Внеурочная деятельность – составляющая часть  Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Сегодня приоритет в образовании отдаётся воспитанию, которое должно стать главной составляющей в общем процессе обучения и развития. Воспитание в школе должно пронизывать собой все виды деятельности:  учебную и внеурочную.

        Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения.

        Сквозная цель освоения содержания основного общего образования гуманитарного цикла – воспитание грамотного, компетентного читателя с помощью универсальных учебных действий через познавательную, коммуникативную, регулятивную  и рефлексивную деятельность.  (ФГОС).

        Ежегодно в нашей гимназии проходит традиционный литературный фестиваль «Знакомые незнакомцы», посвященный  писателям и поэтам-  юбилярам. Эта форма  внеклассной работы нравится  и обучающимся,  и родителям, и учителям, поэтому  литературный фестиваль  стал традиционным.        Литературный фестиваль – это массовая  форма внеучебной деятельности, которая предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию обучающихся.

        Цели литературного фестиваля:

- создание благоприятных условий для проявления детской инициативы, творчества, реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, повышения интереса к творчеству писателей-классиков.

- вовлечение обучающихся  в литературную деятельность для саморазвития, самоактуализации.

        Задачи:

- развитие у обучающихся потребности к поисковой, интеллектуально-творческой деятельности;

- формирование информационной, коммуникативной, социальной компетентностей средствами творческой деятельности.

        Участниками мероприятий являются обучающиеся 5-10 классов, учителя литературы, классные руководители 5-10 классов МБОУ Гимназия №1, их родители.

        В фестивале определены следующие номинации:

  • художественная  (конкурс рисунков по произведениям писателя-юбиляра; презентаций, посвященных жизни и творчеству писателя);
  • литературная (выпуск литературных вестников, посвященных жизни и творчеству писателей-юбиляров);
  • театральная (театрализованные представления по произведениям писателей-юбиляров; чтение отрывков из художественных произведений);
  • исследовательская (защита ученических проектов, посвященных творчеству писателей-юбиляров

        Театрализованные представления проходят по параллелям. Для инсценировки обучающиеся выбирают  любимые страницы произведений писателя-юбиляра.  К юбилею Гоголя они инсценировали такие его произведения, как «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Ревизор», «Майская ночь, или Утопленница», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Женитьба». В юбилейный год А.П. Чехова на школьной сцене мы увидели постановки по рассказам писателя: «Лошадиная фамилия», «Дома», «Мальчики», «Радость», «Размазня», «Хирургия» и другие. Во время подготовки к празднику каждому ученику находится дело по душе. Среди них проводится опрос, кем бы ты хотел быть: режиссёром, декоратором, гримёром, артистом и т.д. Литературный фестиваль как средство для саморазвития, самоактуализации  обучающихся  раскрывает  индивидуальные способности каждого  подростка.

          Конференция, на которой учащиеся защищают свои литературные проекты,  формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность гимназистов. По творчеству                 А. П. Чехова были представлены проекты: «Художественная деталь в рассказах А.П. Чехова»,  «Тема детства в рассказах Чехова», «Псевдонимы писателя», «Виртуальная экскурсия в Мелихово – музей-заповедник А.П. Чехова»,      «А.П. Чехов – писатель или врач?» и другие.  

        Среди принципов организации литературного фестиваля можно назвать следующие:

-принцип коммуникативной активности учащихся;

-принцип учета возрастных особенностей учащихся;

-принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

-принцип межпредметных связей в подготовке и проведении литературного фестиваля.

             Результативность литературного фестиваля  зависит от соблюдения следующих условий: добровольности участия,  сочетания инициативы обучающихся с направляющей ролью учителя,  занимательности и новизны  эстетичности  и тщательной  подготовки всех запланированных мероприятий; наличия целевых установок и перспектив деятельности; широкого  использования  методов педагогического стимулирования,  активности учащихся и гласности.

        Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на саморазвитие  и самоактуализацию обучающихся.

        Процесс подготовки и проведение литературного фестиваля проходит в три этапа:

I этап (подготовительный). Составляется  программа литературного фестиваля  и создается его оргкомитет. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя русского языка и литературы, работая индивидуально с каждым учеником или с группами. Во время репетиций ученики  учатся вести себя на сцене, выразительно читать художественные тексты  и т.п.

        II этап - это проведение литературного фестиваля. Обязательное  условие его  проведения  - создание атмосферы праздничности, непринужденности. Гимназисты  должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике.

        III этап посвящен итогам фестиваля. На сайте гимназии, на страницах газеты школьного издательства освещаются события  фестиваля. На итоговых мероприятиях награждаются грамотами и дипломами победители и призеры в разных номинациях. Обучающиеся выступают  перед родителями со своими  театральными постановками. Таким образом, идет развитее всех сфер деятельности ученика.

        Внеклассная работа по литературе  имеет большое воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание литературы, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции гимназистов, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов, повышает мотивацию  к изучению литературы и, как следствие, способствует саморазвитию, самоактуализации  обучающихся.  

         Система внеурочной учебной деятельности - это  неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Принимая участие во внеклассной работе, обучающиеся приобретают опыт социальных знаний. А приобретенные социальные знания перерастают в опыт общественного действия.

        В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней жизни  школа - «точка опоры» для обучающегося. Значит,  предназначение учителя – создать благоприятные условия для проявления детской инициативы, развить их творческие способности, пробудить в них «чувства добрые». Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....

Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...

Статья "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека"

Методологическое обоснование экспериментальной работы "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека»...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для  активизации деятельности учащихся....

Проектная деятельность - средство саморазвития школьников

      Статья может быть интересна как для заместителей директоров по УВР, так и для учителей реализующих проектную деятельность. Современному обществу нужен выпускник, который су...

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....