Роль средств художественной выразительности в повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".
статья по литературе (5 класс) на тему
В статье говорится о разных средствах художественной выразительности: сравнении, метафоре, олицетворении; о работе с деталью художественного текста на примере повести В.Г. Короленко " В дурном обществе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_literature.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль средств художественной выразительности в повести В.Г. Короленко « В дурном
обществе».
Сравнения вносят иногда удивительную ясность в самые
сложные вещи.
К. Паустовский
К рассказу «В дурном обществе» пятиклассники подходят уже с некоторыми навыками анализа текста. Идея рассказа им ясна, они горячо сочувствуют « детям подземелья». Труднее осознать им, в чём мастерство писателя. Задача учителя -помочь детям осознать это.
В тексте рассказа постепенно , в процессе чтения, отмечаем сравнения: Вася рос, как « дикое деревцо в поле»; Валек тонок как тростинка, и другие. Обязательно выясняем, почему именно так пишет автор. Когда сравнение многозначно , то задание усложняется. Так, смех Маруси напоминал Васе звук маленького серебряного колокольчика, а головка её напоминала ему колокольчик – цветок. Учитель спрашивает, почему именно этот цветок вспомнил Вася. Исследуя текст, дети находят ответ: Валек собирал Марусе цветы и она «подносила к губам синие колокольчики».
Далее, в рассуждениях «о серых камнях, которые высасывают жизнь из человека» или о холодном камне вместо сердца человеческого ученики находят метафоры и олицетворения. Читаем дальше: « Между тем над моей головой тоже стали собираться тучи». Ученики определяют: «Здесь метафора. Мальчику грозило, что отец узнает и не будет никуда пускать».
В портрете героя вместе с учениками выбираем главное, то, что можно сравнить, читая другой портрет, - глаза. В глазах Тыбурция – лукавство и острая проницательность, энергия и недюжинный ум. Глаза Валека чёрные, задумчивые .Поэтому Тыбурций смотрел «остро»,»умно»,а Валек «грустно»,»с грустью».Обратим внимание детей и на такой важный момент. В 4 главе Валек передает Васе мнение Тыбурция о его отце: « Он говорит, что судья – самый лучший человек в городе… потому что не побоится прогнать богатого, а когда к нему пришла старая Иваниха с костылём, он велел принести ей стул. Вот он какой!» А какой же человек сам Тыбурций, если он это оценил?
Вот выдержка из сочинения ученика как пример его работы с текстом:» О своих
друзьях Вася говорил с добрым юмором. Вася однажды назвал Марусю «нашей малень-
кой дамой». Он назвал её так, потому что, хотя ей было только четыре года, они с Вале-
ком ухаживали за девочкой , как рыцари, дарили ей цветы, а Вася не раз приносил для
неё цветы и яблоки.»
Заканчивая изучение произведения, учитель выясняет насколько глубоко пяти-
классники поняли роль изобразительных средств. На вопрос «Что автор пишет о болезни Маруси?» ученики читают:»…увядала, как цветок осенью». Почему автор сравнивает больную Марусю с цветком? Только лишь потому, что это сравнение с увядающим цветком очень выразительно? Вспомнят, что её и раньше автор сравнивал с цветком.
А для чего писатель рассказывает, что рядом с больной девочкой лежала « кукла с розо-
выми щеками и глупыми блестящими глазами»? «Чтоб было понятно, как тяжело она болеет». Действительно, контраст разительный: бледная, умирающая девочка и кукла с розовыми щеками.
В шестом классе закрепляется умение видеть художественную деталь и понимать её необходимость .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"
Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...
урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Целью данного урока является повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...
Урок литературы в 5-м классе на тему "Васина дорога к правде и добру" (по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Конспект урока по литературе в 5-м классе...
Урок литературы в 5-м классе на тему "Васина дорога к правде и добру" (по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Презентация к уроку литературы в 5-м классе...
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""
Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...