Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока литературы. 9 класс. Тема:Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romansy_i_pesni_yayayaya.docx | 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв.
(урок-концерт)
Цели: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1.Работа с учебником . Самостоятельное изучение статьи «Романс и песня». ( стр 290-292)
2.Беседа.
1) Что называли в старину романсом? - песню на родном языке.
2) Когда и где возник романс как жанр? В средневековой Испании в 16в.
3) Как по тематике делились романсы? – любовные, сатирические, шуточные.
4)Как распространялся романс? Перекочевал в Англию и Францию.
5) В чем различия русского и французского романса? – французский не включал в себе фольклорную песню.
6. )чем отличается песня от романса? – песня может быть написана на фольклорный текст, а романс только на литературный, созданный поэтом; романс может существовать как музыкальное произведение без слов и как литературный текст; песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена( повторяющаяся строфа стихотворения, песни).
7). Что общего между песней и романсом? – строфическое строение, рифмованный напевный стих.
8) На какие типы разделяется русский стих? – по интонации разделяется на три типа: декламационный, ораторский; разговорный; напевный.
9) Какой стих используется в романсе? – напевный, мелодический стих.
10)Что составляет содержание романса? – счастливая или несчастная любовь.
11) В каких слоях общества возникает романс в России? – первоначально в дворянской столичной, после в провинциальной среде. Он приспособлен для узкого круга людей, посещающих салоны. Теплая домашняя атмосфера способствует изъявлениям сердечных чувств.
12.) Назвать разновидности романса. – усадебный (А.Фет, А.Майков, А.Толстой), городской (Я.Полонский), мещанский или жестокий, цыганский (А.Блок, Я.Полонский)
2. Знакомство с правилами выразительного чтения. (чтение статьи В. С. Ланового Перед чтением стихов вслух) Несколько практических советов
После подробного анализа и понимания текста рекомендуется продумать устный вариант текста. Необходимо учитывать такие особенности русского языка, как логические ударения, логические и психологические паузы, изменение интонации, неторопливый темп речи и другие особенности.
Важно помнить, что ударением выделяются слова, которые выражают основную мысль автора, важную или новую информацию. Ударение может изменять свое место в зависимости от воли говорящего. Приведем пример: фразу «Ты пойдешь сегодня в театр» можем произнести с четырьмя разными ударениями.
Паузы в устной речи так же необходимы, как пробелы в письменной речи. Без этого трудно уловить смысл сказанного, весь текст сливается в неясный, бессмысленный шум. Если же пауза стоит на своем месте, речевые такты отделены друг от друга, речь становится ясной и легко воспринимается на слух. Не всякая запятая нуждается в паузе и не всякая пауза — в запятой. Пауза помогает наладить контакт с собеседником, акцентировать внимание, выделить важное по мысли слово.
Особое внимание необходимо уделять артикуляции и дикции, стараться выговаривать все звуки четко и внятно, иначе слово человек превратится в чек, а словосочетание нас стало в настало. Хорошая дикция — это вежливость по отношению к собеседнику, и умение ею пользоваться может помочь при общении с людьми.
Надо помнить, что устная речь отличается от письменной и главное условие грамотного чтения — вдумчивость и осознанность.
3. Слушание романсов (аудиозапись)
1) Ф.И.Тютчев «Я встретил Вас…» муз. Москвина
2( Н.А.Заболоцкий «Признание» муз.Звездинского
3) А.А.Сурков «Землянка» муз.Листова
4) Б.Окуджава «Пожелание друзьям» муз Окуджава
5)В.Высоцкий «Песня о друге» муз Высоцкого.
4. Выступление учащихся. (чтение или исполнение романса на изучаемые стихи.)
III. итог урока.
– Обмен мнениями об услышанном на уроке.
– Сочинение-миниатюра «О чем мне хочется сказать, когда умолкли звуки…».
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О любви «высоким словом русского романса».
Литературно-музыкальный вечер для 8-11 классов. Внеклассное мероприятие для любителей поэзии, романса, детей и родителей....
Урок концерт "Романс"
Это урок ,который воспитывает в учениках любовь к русскому искусству, к русскому романсу,сближает ученика и учителя в раскрытии образов современности,а также участие родителей в этом концерте, к...
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...
Презентация к песне "Школьный романс" музыка Евгения Крылатова, слова Натальи Пляцковской.
Презентация содержит понятие "романс", текст песни, цитату о любви....
Урок по литературе. Тема: «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков»
Родина РОМАНСА – Испания, расцвет жанра происходит в 16-17 веках.Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию, а затем и в Россию.Под понятием «романс» у нас принято считать н...
Презентация к концертной программе "Русские романсы и песни". Выполнили авторы: педагоги доп.образования:, Ларина Т.А., Орехова С.Г.
В концертной программе представлены русские и российские композиторы.Для слушателей в музыкальной гостиной....
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....