Роман "Война и мир" (первые уроки)
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Данная презентация может быть использована при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoypervye_uroki.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Художник и время Дата, событие Произведение 28.08.1828 – Рождение в аристократической семье, потеря матери ,игра с братьями в «му- равейных» братьев, поиски «зеленой»палочки (как сделать всех счастливыми). Приезд после исключения из Казанского университета в Ясную Поляну. «Детство»- Человек должен от- носиться к себе взыскательно. « Отрочество», «Юность». «Утро помещика» Бездна разделяет барина и мужика.
1854-1855г.г. Участник обороны Севастополя. 1855г. Вернулся в Петербург как севастопольский герой и знаменитый писатель. 1850-ые. Разрыв с «Современником». ( Отрицание революционных методов). Гуманный помещик хочет помочь крестьянам. Они говорят: «Зачем?» Разочарование в делах сельского хозяйства, едет с братом на Кавказ. «Севастопольские рассказы» Судит войну с нравственных позиций. Н.Чернышевский впервые дал определение прозе Толстого- «диалектика души героев (изображение процесса зарождения и оформления чувства).
1857г. Заграничное путешествие во Фран- цию, Италию, Германию. 1859-1862 г.г. Открывает яснополянскую школу для крестьянских детей. Женитьба на С.Берс. 1863-1869г.г. 1877г. 1880-ые. Тяготится барскими условиями и бедственным положением крестьян. Идейный перелом. Разлад в семье. Семейный конфликт выливается в духов- ный. «Люцерн» Разочарование в буржу- азной демократии и морали. Поиски нового миро- здания. Учение: нравственное усовершенствование; -непротивление злу насилием. «Война и мир» «Анна Каренина» Произведения последних лет. 1879-1882г.г. «Исповедь» «Воскресение» 1903г. «После бала» 1908г. «Не могу молчать»
Изображение жизни целого народа в переломную эпоху. Много действующих лиц. Много сюжетных линий. События развиваются на протяжении 15 лет. Особенности композиции 1. Антитеза ( 2 центра, вокруг которых размещаются военно-исторические и семейно-бытовые события). 2. Композиционное значение пейзажа (внутреннее состояние героев, одно из действующих лиц. 3. Философско-публицистические отступления. 4. Стройность композиции. Признаки романа-эпопеи
Как хотел назвать свой роман Л.Н.Толстой? «Декабристы» «1805» «Все хорошо, что хорошо кончается». Понятия «война» и «мир». Роль союза «и» - соединяет или разъединяет понятия? «Война и м i р» «Война и мир» М i р –крестьянская община, народ. Мир – состояние без войны . Почему писатель оставил 2 вариант? Смысл названия История создания романа «Война и мир» (1863-1869г.г.) 1857 Встреча с И. Пущиным и С.Волконским. Решение написать роман о декабристах. 1825 «Декабристы». «Невольно от настоящего я перешел к 25 году – эпохе заблуждений и несчастий моего героя ». 1812 Не было бы 25 года, если будущие декабристы не участвовали в войне 1812 года. «Чтобы понять своего героя, мне нужно было перенестись к его молодости, которая совпала со славной эпохой 12 г.» 1805 Прежде чем показать успех, надо показать и поражение, которое потерпела русская армия за рубежом. «1805».
Образная система романа Лагерь «мира» Лагерь «войны» Спорные случаи Ростовы(кроме Веры) Ахросимова В.Денисов Тушин,Тимохин Русские солдаты Багратион Кутузов Болконские,Пьер А.П.Шерер Берг Офицеры-карьеристы Александр 1 Курагины Растопчин Даву Наполеон Соня Старый князь Болконский Лиза Болконская Б.Друбецкой Долохов
По каким критериям сформированы эти «лагери» ? Чего хочет герой добиться в жизни? (Цели истинные: семья, любовь, спасение страны- приносят чувство удовлетворения, счастья. Цели ложные: карьера, власть, богатство, любовные «победы»-не могут насытить душу человека.) Средства для достижения целей. Герои первого лагеря хотят быть счастливыми, но не «за счет»других. Герои второго лагеря всех окружающих рассматривают как средство для достижения целей. Совесть. Герои испытывают страдания, причинив боль другому. Герои этого чувства совершенно лишены. Естественность. Люди добрые, честные, совестливые ведут себя естественно. Бессовестные карьеристы фальшивы, надевают маски внешнего приличия. Народность. Способность разделять мировоззрение простого русского народа. Именно он является носителем и хранителем нравственных ценностей. Способность к развитию. Герои второго лагеря статичны.
Проблематика романа Осуждение войны как разъединения людей, утверждение мысли, что единение людей – единственная ценность. Показ войны 1812 года народно-освободительной. Проблема истинного и ложного патриотизма. «Мысль народная» в романе. Лишь единение с народом дает героям ощущение осмысленной жизни. Роль народа и личности в истории. Истинное и ложное величие. Семья – простейшая форма единения людей.
О героях романа. Перед вами портреты родственников и близких писателю людей. Определите, чьим прототипами послужили они. «Дед считался строгим хозяином. Но я никогда не слыхал расска- зов об его жестокостях и наказа- ниях.. Был свеж для своих лет, голова его была напудрена, дер- жался прямо, высоко нес голову. Черные глаза из-под широких бровей смотрели гордо над за- гнутым сухим носом. Тонкие губы были сложены твердо.»
«Ваша матушка..была добрая- предобрая, никого не обижала, не оскорбляла и не унижала. Со всеми жила не как барыня, а как равный тебе человек».Толстой со слов теток( портреты матери не сохранились) говорил, что его мать была нехороша собой, не- красива и неграциозна, однако всегда отмечал, что она – высшее его представление о чистой любви, но не о холодной божеской , а о земной, теплой, материнской. Узнали героиню?
Т.А.Ергольская, троюродная тетка. В молодости была хороша собой: коса темная, толстая, ниже пояса, агатово- черные глаза, всегда ве- селые, в них светится живая энер- гия. Замечательная по нравствен- ным качествам женщина, человек твердого, решительного и вместе с тем самоотверженного характера Т.Берс, свояченица. «Прелесть наивности эгоизма и чутья, милая, беснующаяся, энергичная натура, прелестная, не только любовался ее веселостью, но и чувствовал в ней прекрасную душу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Первые уроки в 5 классе. Урок №1.
Презентация создана для дистанционного обучения, но ее можно использовать и на обычном уроке....
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
"Первый урок в первом классе."
Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ма...
Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.
В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...