УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»
Тема урока:
Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.
Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.
Цели:
- Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
- Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
- Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА» | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»
Тема урока:
Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.
Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.
Цели:
- Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
- Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
- Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.
Оборудование: Карточки с дидактическим материалом, презентация, документ-камера,
Ход урока:
1. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Валерьевна.
Сегодня на уроке литературы я приглашаю вас в мастерскую, но не обычную, а мастерскую слова. Тему урока я не озвучиваю, она у нас не записана, но я хочу, чтобы мы с вами в ходе нашего диалога сами сформулировали её.
А дверь в нашу мастерскую открываем словами писателя А. П. Платонова, с творчество которого вы начали изучать:
«Я всего лишь хочу быть человеком.
Человек для меня – это редкость и праздник».
Вы заметили, что автор не говорит о человеке, каким он должен быть: добрым, смелым, справедливым. Почему?
( У этого слова нет эпитетов – в слове «человек» заложены все высокие нравственные понятия: доброта, справедливость, милосердие. Раз ты человек, ты не можешь быть другим.)
За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца?
Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
Так вот я приглашаю вас к серьезному разговору в мастерской слова, где мы поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле.
- Для чего рождается человек на земле? Вы как считаете?
Над этим вопросом стоит поразмышлять.
Да, сколько людей – столько и мнений. А вот мнение современного поэта Дмитрия Голубкова. Он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, чтобы жить, герой одноимённого рассказа «Юшка», т. е. имя его — Юшка.
- Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя?
(Если нет, обязательно узнайте, это важно, чтобы каждый знал историю своего имени, откуда оно произошло, что означает)
- А что вы знаете об имени Юшка? Что оно обозначает?
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Пустить юшку – избить до крови.
Юшка – навар мясной, рыбный, жидкая часть всего кушанья.
-Как звучит полное имя Юшки? (Ефим Дмитриевич)
Обратимся к словарю имен. Читаем, что означает имя Ефим. (слайд)
Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
- Мы выяснили значение имени Юшка, теперь обратимся к характеристике главного героя.
Портрет Юшки.
- Каким видят люди Юшку? Что знают о нем? Что думают?
(Зачитайте)
Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю неприметность.
- Выборочное чтение
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
-Много места уделяется деталям в описании Юшки: руки, еда, одежда, глаза.
- Почему автор особо выделяет его глаза?
Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.
И стол его более, чем скромен: чаю не пил, сахару не получал.
Кто может вспомнить, когда и по какому поводу всплывает еще деталь с чаем и сахаром?
(Родители стращали детей за непослушание, говоря : «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)
-А еще где?
«Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.
- О чём это говорит? (о равнодушии)
Что он значит для жителей села? как вы об этом думаете?
Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских,
а он подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для посторонних глаз, хотя необходимую.
Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище.
- Почему «в руках у него мало было силы»?
Он был тяжело болен туберкулезом.
Он первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег, так что старики и старухи по нему сверяют начало и конец дня.
Но в Юшке было что-то такое, чего люди не знают. - - -Что не знают о нём люди? Каким его никогда не видели?
1. ЗАЧИТАЙТЕ (В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари».
2. ЗАЧИТАЙТЕ (Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)
- Почему же люди так жестоко относятся к Юшке, хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!»
- Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?
Вот такие вопросы встают перед нами при чтении рассказа. Чтобы ответить на эти вопросы, открывающие тайну Юшки, давайте поработаем в группах.
(Класс делится на четыре группы, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста).
I группа – Встреча Юшки с детьми
Дети ( Что делали? Как вели себя?) | Юшка(Что делал? Что чувствовал?) | |
…переставали играть, бежали, кричали …поднимали ветки и бросали… …снова окликали, бросали, трогали и толкали …опять толкали и кидали комья земли …сильнее толкали…кричали вокруг Юшки …делали слишком больно радовались | …ничего не отвечал и не обижался …шел тихо и не закрывал лицо …шел и молчал …не трогал и не отвечал …говорил радовался |
А теперь, ребята, на листах в таблицу запишем своеобразную таблицу поведения, а главное – чувств, состояние героев.
(Посмотрим через документ-камеру) ЗАЩИТА 1 ГРУППЫ
В “психологическом поединке” дети и Юшка ведут себя в по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Как называется литературный приём, который указывает на противоположные качества, признаки? Антитеза в поведении героев
Что влечёт детей к Юшке?
Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них? Почему?
(Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». Он верил, что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу).
- Почему дети, которые только начинают жить, а значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? (Дети удивлялись тому, что он не сердится, не закрывает лицо, не ругает, не отвечает им. Они хотели разозлить, рассердить его.)
- Как вы понимаете слово «терзать»?
(Подберите синонимы: мучить, издеваться, изводить, тиранить)
- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).
- Каким предстает перед вами Юшка? А дети?
(Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).
II группа – Встреча Юшки со взрослыми.
Таблица
Взрослые | Юшка |
∙ «…злое горе или обида…» ∙ «…сердце наполняется лютой яростью…» ∙ «…Что ты блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?» ∙ «От кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение.» ∙ | «Бил…и в зле забывал на время свое горе» ∙ «Ничего не отвечал, не обижался на них» ∙ «…Не закрывал своего лица» ∙ «Вы, должно быть, любите меня?» |
(Просмотр через документ- камеру) ЗАЩИТА 2 ГРУППЫ
Почему они так относятся к нему?
Потому что он не такой, как все.
Чем отвечает им Юшка?
(Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.
Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?
Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.
-Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? Они омерзительные, очень жестокие люди.
- Может ли человек выместить свою злобу, гнев на другом человеке?
Пересказ диалога Юшки и дочери кузнеца. (КОРОТКО)
- О чём беседовал? Что утверждает Юшка в этой беседе?
Юшка не понимает, «зачем ему умирать, если он родился жить».
А вы согласны с мыслью Юшки?
Работа с иллюстрацией.
Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.
Какой эпизод изображен на ней?
Что вы чувствуете, когда видите изображенное?
Вывод:
Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.
III группа – Юшка и природа.
Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами:
-Как этот эпизод помогает нам понять образ Юшки?
-Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?
-Как изменяется Юшка на фоне природы?
Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей. Люди лишь потешаются, упрекают за безответную глупость и терзают его.
Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью жуков, стрекоз, кузнечиков – живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.
IV группа - Юшка и «весёлый прохожий».
Приготовить чтение по ролям.
- Как приветствует прохожий Юшку?
«Хотя бы ты помер», вместо «здравствуйте». «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться».
- Как же можно обращаться к человеку с пожеланием смерти? Это ли не жестокость?
Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает.
-Как назвал прохожий Юшку? (ЮРОДИВЫЙ) Что значит слово юродивый?
«Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».
ЮРО'ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ'ВЫЙ, ая, ое.
- Глуповатый, чудаковатый, безумный..
- Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания
-Чем помешал Юшка «веселому прохожему»?
«А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»
- Почему впервые Юшка «осерчал», а не разгневался? Может, не надо было серчать?
Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!
Значит, Юшка и гневаться-то не мог, не умел, потому что был добрый, с мягким сердцем.
- Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца». Слепец, который видел всё, видел сердцем.
Как можно назвать такое всевидящее сердце? (ЗРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ)
- А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? (СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ) Юшка- «слепец» со зрячим сердцем, жители- зрячие со слепым сердцем. Потому- то они не видят подлинного Юшку, всякий считает вправе себя упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.
- Найдите, как Юшка говорит о людских сердцах?
- Он где-нибудь называет сердце жестоким?
«Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое.
- Что значит слепое сердце?
Иногда человек не задумывается о том, что он творит зло.
Я предлагаю вам игру, которая называется «Кластер». Суть ее в том, что к основному понятию подбираются похожие по смыслу, синонимы.
- Подберите к записанному понятию слова, которыми вы бы смогли объяснить значение выражения «слепое сердце»
эгоизм
жестокость равнодушие
черствость себялюбие
злоба
-Такими качествами обладали люди, окружавшие Юшку. Но он их прощал.
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
Но Юшка умер...
- Что же произошло после смерти Юшки? Поняли ли люди, что по отношению к Юшке поступали неправильно?
(Они все пришли на похороны, попросили прощения у Юшки и … забыли!!!)
- Жить без Юшки стало хуже. Почему?
( «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).
- Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен?
( Да, прав. Он был мудрее их).
Говорят: «ДОБРО ИЗ ДОБРА ПРИХОДИТ...».
Но получается, что зло победило? Ведь Юшка погиб? (Нет).
- Как можно продолжить цитату «Добро из добра приходит...» ? (ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС)
Конечно, всё зависит от нас, как в одной восточной притче. Я предлагаю вам ее послушать.
Восточная притча «Всё в твоих руках»
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил и злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Скажу-ка я: О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».
Так завистник и сделал, поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»
Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».
- Вы согласны, ребята, что всё зависит от нас?
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.
- Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнали после его смерти?
Вывод. В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.
– А каково авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?
А. Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале А. Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.
- Так что же, по вашему мнению, пытается донести до нас автор в произведении «Юшка»?
А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить.
Юшка умер, но Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.
Какую важнейшую тему поднимает А.П.Платонов?
Тему милосердия, сострадания к людям,добра.
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.
Сочувствие горю человека, сострадание ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.
Работа с высказываниями известных людей. (слайд)
Проблема уважения, сострадания, сопереживания, любви к человеку всегда была очень острой, и многие великие люди обращались к ней.
– Прочитайте предложенные высказывания и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к теме нашего урока-мастерской. Докажите.
Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький
“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин
“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия
-Давайте вернемся к началу нашей беседы. Так как мы можем сформулировать тему нашего урока?
Я предлагаю так сформулировать: «Великая сила добра». Согласны вы со мной? Хорошо. Спасибо.
Вывод
Подводя итог нашему диалогу, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. «Так всякое доброе приносит и плоды добрые»,- говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие.
А на прощание хочу сказать вам огромное спасибо за работу. Вы прекрасно показали, что такие нравственные ценности, как добро, понимание, милосердие понятны вам, мне приятно было с вами общаться.
Для души дарю вам стихотворение.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Еще печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен-
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти ее из клетки ввысь.
Творческая работа (Домашняя или в классе по времени)
- Давайте пофантазируем. Подумайте и нарисуйте, как будет выглядеть сердце Юшки. Подберите ассоциации. (учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т. д.) обсудите в группе.
- Теперь давайте подберём цвет, в который вы окрасили бы сердце Юшки.
Например:
любовь к природе – зелёный;
любовь к родине – красный;
любовь к живому – жёлтый;
любовь к людям – оранжевый.)
- Постарайтесь изобразить сердце Юшки, наполнив его выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.
- Выполнение работы.
(Показать через документ-камеру).
Творческое домашнее задание.
Наши улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...
Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»
Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....
Урок литературы по рассказу А.П.Платонова «Юшка»
Урок имеет личностно - ориентированную направленность, так как дает учащимся возможность выразить свое понимание нравственных понятий; помогает услышать нравственное звучание писателя, выявить особую ...
Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"
Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....
Урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Юшка", 7 класс.
Урок нравственности по теме: "Любить всем теплом и светом своего сердца"....
Урок- мастерская по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»
Раскрывает нравственные проблемы, развивает мышление, аналитические способности учащихся,воспитывает внимание, чуткость к самым близким им людям. Данный урок предполагает работу...
Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...