Презентация к уроку литературы в 9 классе по творчеству А.А.Блока
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
Презентация к уроку по лирике А.А.А.Блока содержит анализ стихотворений "В ресторане" и "О, весна без конца и без краю...:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_stihi_analiz.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В ресторане» (1910) Противоречия “страшного мира”, мучительное осознание унижения любви в нем. Тема Каков фон, на котором происходит встреча поэта и прекрасной женщины? Каковы Он и Она? Как противоречия земного мира уже прошли через их души? Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости. Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность, презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.
Насколько трагично стихотворение? Как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным миром”. Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в стихотворении. Есть ли оптимистические настроения? В чем двойственность?
Символика цвета у Блока Цвет Традиционный символ Символ у Блока Белый Чистота, ясность Смерть, пустота, изначальность Синий Гармония, покой Непорочность, первозданность Красный Опасность Тревога, трагедия Черный Скорбь Тайна страх, страдание Серый Тоска Безысходность Зеленый Весна Волшебство
«О, весна без конца и без краю...» (1907) цикл «Заклятие огнем и мраком» Роль эпиграфа из стихотворения М.Ю. Лермонтова Благодарность За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил. Тема благодарения... За что? Почему это достойно благодарения и достойно ли? Н. Красовитова . 2004
Анализ О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта ! Речь идёт о времени года? это время, когда сбываются самые немыслимые мечты Выстраиваем тематическую цепочку: весна–мечта... Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Итак: весна–мечта–жизнь! Герой открыт жизни, принимает её, приветствует... “звоном щита”! Какие ассоциации рождает слово “щит”? Принимает и защищается?! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! Что открывается поэту в новой жизни? Достраиваем тематическую цепочку: весна–мечта–жизнь, неудача и удача, плач и смех...
Анализ В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет! Лирический герой ещё не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть Принимаю бессонные споры, Утро в завесах тёмных окна, Чтоб мои воспалённые взоры Раздражала, пьянила весна! Обратим внимание на качество прилагательных и причастия. П ринимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Откуда города могут казаться колодцами, а веси пустынными? Осветлённый простор поднебесий И томления рабьих трудов! Продолжите тематическую цепочку И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах... Какой образ появляется? Почему у порога?
Анализ Проследите, как усиливается мотив враждебности другого мира. Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами — хмельная мечта ! Обратим внимание: снова появляется щит! Но и она – какая? Что остается герою? И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Всё равно: принимаю тебя! Какой мы видим любовь героя? Закончите тематическую цепочку Какой ответ даёт лирический герой всему этому, именуемому жизнью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".
АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...
Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина
Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...
Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....
Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Н.М.Радищева"
жизнь и творчество Радищева Н.М....
Презентация к уроку литературы по изучению поэмы А.А.Блока "Двенадцать" в 11 классе
Поэма эта резко не походила ни на что, созданное поэтом прежде, и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те,...
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского"
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского"...