Особенности изображения мира большого города в раннем творчестве В. Маяковского
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему
Работа посвещена исследованию урбанистической темы дооктябрьского творчества В.Маяковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урбанистическая тема. | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Радужный
Научно-исследовательская работа
на XVI городскую научно-практическую
конференцию молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Особенности изображения мира большого города в раннем творчестве В. Маяковского
Автор работы:
Ковтун Елена Леонидовна
9А класс
Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Руководитель:
Левченко Татьяна Константиновна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
2016 год
Оглавление
I. Изображение города в ранней лирике В.Маяковского
II. Одиночество лирического героя в большом городе
III. Социальные мотивы в творчестве раннего Маяковского
Введение
В.Маяковский - один из самых ярких поэтов начала XX века, времени глубоких социальных перемен. Нам очень интересно его самобытное творчество, оказавшее большое влияние на поэзию XX века.
Актуальность исследования: стремительный рост городов – одна из примет современной жизни. Процесс урбанизации превратился сегодня в глобальное явление, породившее общество потребителей, главной ценностью которых стали деньги. Высокая концентрация населения в городах - причина разобщенности людей, источник социальной напряжённости. Ещё в начале XX века Владимир Маяковский предупреждал нас об опасностях, которые таит в себе мир большого города.
Объект исследования: тема города в раннем творчестве В.Маяковского.
Предмет исследования: художественное своеобразие урбанистической темы.
Гипотеза: если проанализировать раннее творчество В.Маяковского, то станет ясно, что образ города рисуется поэтом как трагическое и апокалипсическое пространство.
Цель: выяснить, в чём особенности изображения урбанистической темы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского.
Задачи:
- подобрать и проанализировать литературу по теме «Особенности изображения мира большого города в раннем творчестве В.Маяковского»;
- провести исследование произведений данной темы;
- дать характеристику образу лирического героя;
- изучить главные мотивы в рамках городской темы дооктябрьского творчества поэта.
Методы исследований: эмпирический, изучение и анализ литературы, сравнительный, исторический, причинно-следственный анализ, обобщение.
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках литературы, элективных курсах, а также для проведения дальнейших исследований.
Новизна исследования заключается в том, что в нашей школе данная тема впервые становится предметом исследования.
I. Изображение города в ранней лирике В.Маяковского
... И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
А.Ахматова
Владимир Маяковский начал свою творческую деятельность в среде футуристов, проявлявших особый интерес к эстетике города, который в результате технического прогресса менялся до неузнаваемости. «Поэзия футуризма, – считал В.Маяковский, - это поэзия города, современного города. <…> Город заменяет природу и стихию. Город сам становится стихией, в недрах которого рождается новый, городской человек. Телефоны, аэропланы, экспрессы, лифты, <…>, тротуары, фабричные трубы, каменные громады, копоть и дым – вот элементы красоты в новой городской природе». [1]
В своих стихах Маяковский создаёт причудливые урбанистические пейзажи: васильки цветут на обоях, а не на лугу, маки - на фаянсовых чайниках, златокудрые брюквы - на вывесках. А природа, напротив, становится ущербной: «луна дряблая», «вытекший глаз солнца». Солнце и луна теперь никому не нужны, вместо них - уличные фонари и горящие окна домов. Живой мир заменяется искусственным, мёртвым, который поэт пытается оживить и озвучить:
Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.[2]
(«Адище города,1913)
Дома, улицы, трамваи, фонари, водопроводные трубы - вот что окружает человека в городе. Даже музыку автор предлагает сыграть не на флейте, а на водосточной трубе. Город наполнен звуками, всё вокруг находится в непрерывном движении: грохочет, несётся, скрежещет.
По эхам города проносят шумы
на шепоте подошв и на громах колёс…[3]
(«Шумы, шумики, шумищи»,1913)
При этом предметы городского быта приобретают у Маяковского деформированные, даже уродливые черты: «гроба домов», площадь «кривая», улица «провалившаяся». Город таит в себе агрессию, он не щадит никого, это город - ад:
А там, под вывеской, где сельди из Керчи -
сбитый старикашка шарил очки
и заплакал, когда в вечереющем смерче
трамвай с разбега взметнул зрачки.[4]
(«Адище города,1913)
Люди, незаметные среди громады домов, трамваев, афиш, жалки и ничтожны, они оказались заложниками города.
Мы завоёваны!
Ванны,
Души,
Лифт.[5]
(«Из улицы в улицу!,1913)
И всё - таки поэт верит, что:
…если звёзды
зажигают –
значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
что бы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?![6]
(«Послушайте!»,1914)
II. Одиночество лирического героя в большом городе
Лирический герой чувствует себя в большом городе одиноким, беззащитным. Он рвётся к людям: «Не высидел дома. / Анненский. Тютчев. Фет. / Опять, тоскою к людям ведомый / иду / в кинематографы, в трактиры, в кафе.»[7] («Надоело»,1916)
Но вокруг него толпа. Именно о них, людях из толпы, пишет поэт в своём стихотворении: «Через час отсюда в чистый переулок / вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…»[8] («Нате»,1913)
Город испортил людей, заразил их алчностью, жаждой обогащения. Вокруг только жующие существа: «старательно работает над телячьей ножкой / загадочнейшее существо.»[9] («Надоело»,1916)
Или «два аршина безлицого розового теста», у которого нет души:
Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому? [10]
(«Надоело»,1916)
От увиденного ужаса «сердце в исступлении, рвёт и мечет»,[11] лирический герой готов расцеловать трамвай, в котором он увидел больше жизни, чем в любом из окружающих его людей:
Брошусь на землю,
камня корою
В кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.[12]
(«Надоело»,1916)
Лирический герой противопоставляет себя толпе – он другой, он поэт, у него душа – бабочка, а толпа:
Вы все на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.[13]
(«Нате»,1913)
Лирический герой не готов прозябать в серой действительности, он хочет изменить окружающий мир и для этого преображает, расцвечивает его:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана…
Я показал на блюде студня
косые скулы океана.[14]
(«А вы могли бы?»,1913)
Лирический герой выбирает свободу, бушующий океан! Обыватель – «дома – скорлупки», счёт в банке, студень, борщ. Первый наделён «острым зрением», удивительными способностями, он может всё, даже сыграть ноктюрн на водосточной трубе; второй - со своим «куцым зрением», примитивностью - пошл и безобразен, ни на что не способный.
Поэтому в душе лирического героя зреет протест, он превращается в «грубого гунна», который бросает вызов обществу, он готов плюнуть всем в лицо:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.[15]
(«Нате»,1913)
Лирический герой уже не может совладать с собой, из его горла вырывается крик отчаяния, крик беспомощности, который переходит в рыдание:
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
<…>
Людям страшно – у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
<…>
Иду один рыдать[16]
(«Я»,1913)
Боль и одиночество – вот что чувствует лирический герой в большом городе:
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека![17]
(«Я»,1913)
Поэтому у поэта рождаются «не слова – судороги, слипшиеся комом»,[18] переходящие в вой, а затем лай собаки: «Ну, это совершенно невыносимо! / Весь как есть искусан злобой. / < …> / взял бы / и всё обвыл. / <… >/ И когда, <…> толпа навалилась, / огромная, / злая, / я стал на четвереньки и залаял: / Гав! Гав! Гав!»[19] («Вот так я и сделался собакой»,1915)
«…Город для Маяковского не восторг, не пьянящая радость, а распятие, Голгофа, терновый венец… - писал Корней Чуковский, - хорош урбанист, певец города – если город для него застенок, палачество!»[20]
Но рядом с безобразным, пошлым есть и другое, чистое, просветлённое - это мечта лирического героя о будущем. Он надеется, что всё изменится: «иная окажется родина» и это надежду он возлагает на простых людей, «каторжан города - лепрозория», которые «от копоти в оспе», но чистые душой.
Мы чище венецианского лазорья,
морями и солнцами омытого сразу![21]
(«Облако в штанах»,1914-1915)
III. Социальные мотивы в творчестве раннего Маяковского
В ранних стихотворениях В.Маяковский описывает город, который душит, давит, калечит людей, изживая в них всё человеческое. Почему город представляется поэту таким деформированным и кровожадным? Виной всему социальное неравенство: с одной стороны - нищие и обездоленные, с другой – праздные и жирующие. «Золотолапый микроб» - рубль – вот что отравляет душу человека, обрекает его на гибель».[22]
Рвясь из меридианов,
атласа арок,
пенится,
звенит золотоворот
франков,
долларов,
рублей,
крон,
иен,
марок.[23]
(«Человек»,1916-1917)
Сам поэт презирает «чистую публику» и объявляет себя крикогубым Заратустрой, защитником «голодненьких и потненьких». Он не там, где комфорт и богатство. «Я – где боль, везде».
В. Маяковский создаёт собирательный образ ненавистных ему буржуа: с «брюшком обвисшим и гаденьким», с «пухлыми губами», а вокруг «суетятся рабочие», создавая для «жирных» богатство и комфорт.
Ощущение катастрофичности усиливает война 1914г. Поэт ясно «…увидел фальшь и лицемерие, лжепатриотизм буржуазной публики и открыто, гневно обвинил её в этом.»[24]
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и тёплый клозет!
Как не стыдно о представленных Георгию
Вычитывать из столбцов газет?![25]
(«Вам»,1915)
Потрясающими выглядят картины города во время войны:
…на площадь, мрачно очерченную чернью
багровой крови пролилась струя!
<…>
А с запада падает красный снег
сочными клочьями человеческого мяса.[26]
(Война объявлена»,1914)
А между тем «гниёт земля, / ламп огни ей / взрывают кору горой волдырей; / дрожа городов агонией, / люди мрут / у камня в дыре»[27] («Война и мир»).
Город оказывается на грани катастрофы. «Отмщалась над городом чья-то вина»,[28] «даже переулки засучили рукава для драки»,[29] «морду в кровь разбила кофейня»,[30] в «домах-скорлупах» укрылись «жирные».
Видеть и осознавать всё это - было мукой и тяжелым испытанием для Маяковского. Его не устраивал существующий миропорядок, он мечтал изменить его. Поэт верил, что наступит время, когда люди будут другими, когда город будет другим, когда жизнь будет другой.
И этой мечтой пронизано всё раннее творчество В.Маяковского…
Заключение
Как одно из направлений русской поэзии футуризм возник на рубеже XIX-XX веков. Внимание раннего Маяковского к теме города было обусловлено урбанистическими тенденциями футуризма.
Выдвинутая гипотеза подтверждена: город у В.Маяковского - это трагическое и апокалипсическое пространство. Это город, создающий искусственную реальность, сковывающий свободу, убивающий всё живое.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в нашей школе впервые было проведено исследование урбанистической темы в раннем творчестве В.Маяковского.
Приступая к исследованию, мы ставили перед собою цель выяснить, в чем особенности изображения урбанистической темы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского.
В результате проделанной работы были сделаны определённые выводы:
1). Урбанизм в раннем творчестве поэта вернее было бы назвать антиурбанизмом, такой силы отрицательным зарядом он обладал. Город у поэта - это адище. Он отчуждает людей, превращая их жизнь в трагедию одиночества. Лирический герой Маяковского потрясён окружающей его действительностью. Ему неуютно и жутко в этом бурлящем городе, заменившем современному человеку природу. Живой мир вытесняется миром искусственным.
2). Город заразил людей алчностью и жаждой обогащения. Вокруг лирического героя равнодушная толпа, которой он бросает свой вызов. Лирический герой хочет изменить мир, но не в состоянии это сделать, а потому чувствует одиночество и боль.
3). Главная задача всего дооктябрьского творчества В.Маяковского – раскрыть духовное богатство и превосходство лирического героя над отвергаемым буржуазным миром и городом как воплощением социальной несправедливости.
Творчество Владимира Маяковского противоречиво и спорно, но он навсегда останется одним из величайших русских поэтов.
Список литературы
- Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.
- Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16
- Смирнова Л.А. Русская литература конца XX-начала XX века, М.: Просвещение, 1993.
- Чуковский К. Эгофутуристы и кубофутуристы. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. И.Терёхина, А. Зименков.- М.: Наследие, 2000.
- Тимофеева Л. Системность поэтики Маяковского//В мире Маяковского. Сб. статей. Кн.2.
- Михайлов А. Маяковский.-М.: Молодая гвардия,1988.
[1] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С. 453.
[2] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.55.
[3] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.54.
[4] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.54.
[5] Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16
[6] Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16
[7] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.112.
[8] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.56.
[9] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.
[10] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.
[11] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.
[12] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.
[13] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.56.
[14] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.40.
[15]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.56.
[16]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.45.
[17]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.48.
[18] Смирнова Л.А. Русская литература конца XX-начала XX века,М.: Просвещение, 1993.-С.372.
[19] Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16
[20] Чуковский К. Эгофутуристы и кубофутуристы. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. И.Терёхина, А. Зименков.- М.: Наследие,2000.-С.300.
[21]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.184.
[22] Тимофеева Л. Системность поэтики Маяковского//В мире Маяковского. Сб. статей. Кн.2.-С-12.
[23] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит. 1955.- С.251.
[24] Михайлов А. Маяковский.-М.: Молодая гвардия, 1998.-С.122.
[25]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.75.
[26]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.64.
[27]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.216.
[28]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.157.
[29]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.158.
[30]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема психологизма в изображении человека и природы в раннем творчестве А.П.Чехова.
В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал писатель, должна быть обращена на две силы: на человека и природу....
Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"
Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...
Конспект урока немецкого языка в 7 классе на тему "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе"
Данная методическая разработка может быть использована доля проведения урока немецкого языка в 7 классе по теме: "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" в рамках работы по ФГОС. Использованы с...
Ранняя лирика В. Маяковского
Презентация...
Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)
Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)Тип урока: комбинированныйЦель урока: интерпретация художественного текста.Задачи:- расширить знания о жизненном и творческом п...
Презентация "Раннее творчество Маяковского
В помощь учителю. 11 класса...
Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского)
Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) Тип урока: комбинированный Цель урока: интерпретация художественного текста....