Урок по литературе для 6 класса.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок с разнообразными видами работы, которые позволяют проявить креативность и детям, и учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_uroki_frantsuzskogo.pptx | 856.35 КБ |
urok_v.g._rasputina.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях: не забывай , что рядом с тобой человек ». В.А.Сухомлинский « Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя». Ф.М.Достоевский
Работа в группах: закончите вопросы и ответьте на них 1-я гр. Почему Лидия Михайловна…? 2-я гр. Почему мальчик …? 3-я гр. Какие черты…? 4-я гр. Совершила ли учительница…?
Учитель глазами мальчика Учитель о себе Глаза «Учительница – так что другой человек» Голос «Человек стареет не тогда, когда доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком» Запах Одежда Вывод: «человек необыкновенный»
Чингиз Айтматов « Первый…» … «Песчаная учительница» В.Г. Распутин «Уроки французского»
« Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно». В.Г. Распутин
Дом. задание : подготовьте речь директора и Лидии Михайловны на педсовете заполните таблицу по произведениям внеклассного чтения запишите воспоминания родителей о ярком школьном эпизоде в их жизни
Советуем прочитать: Василь Быков «Обелиск »
Предварительный просмотр:
ФИО автора: Житникова Надежда Викторовна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 93 Советского района Волгограда»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
Тема: «Душевная щедрость (доброта) учителя. Его роль в жизни мальчика»
Педагогические задачи: продолжить формировать представления о В.Г. Распутине как писателе – прозаике, мастере изображения цельных характеров, раскрывающих их красоту, показать роль произведений В.Г. Распутина, способствующих приобретению духовного и нравственного опыта читателям.
Планируемые результаты:
Познавательная сфера: уметь строить свои рассуждения о жизни и творчестве писателя – прозаика на основе полученных и добытых знаний, анализировать произведения в единстве содержания и формы.
Личностно – ориентированная сфера: формировать свою позицию к поступкам героев, оценивать мнения одноклассников, приобщаться к духовно – нравственным ценностям русской литературы
Коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками диалогового чтения, инсценировать эпизоды произведения, уметь контактировать друг с другом
Эстетическая сфера: понимать роль изобразительно – выразительных средств языка в произведении
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, работа с тестом и текстом), индивидуальная, групповая (инсценирование, практическая работа)
Оборудование: портрет В.Г.Распутина, презентация учителя, презентации учеников, карточки со словами и цветами, выставка книг Б.Екимова и семейные фото В.Г.Распутина
План урока
1. Орг. момент. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Учитель. Мы продолжим знакомство с произведением В.Г. Распутина
« Уроки французского».
- Посмотрите на доску, Вы видите прикрепленные карточки, давайте перевернем их:
врач
учитель
хлебороб
мама
- Это основные профессии, которые определяют нашу жизнь. Так сказал известный наш земляк и писатель – Борис Петрович Екимов. Эти профессии служат людям.
- Почему «мама» находится в этом логически, на первый взгляд, не соответствующем ряду?
Профессии первые две Вам, конечно же, знакомы. А что Вам известно о «хлеборобе»?
Справка: хлебороб (высок.). Крестьянин, земледелец.
(По С.И. Ожегову)
- Находят ли данные слова отражение в произведении?
Ученики. (Учитель – Лидия Михайловна, дядя Ваня на полуторке хлеб возил в райцентр, мама главного героя, материнские чувства присущи и Лидии Михайловне).
Учитель.
- Перед Вами цветовые карточки (белый, красный, голубой, зелёный, желтый), соотнесите их с данными словами и объясните свои возникшие ассоциации?
- А теперь соотнесите карточки со словами:
великодушие, доброта, трудолюбие, забота, внимание, душевность.
Вывод: следовательно, по праву, мы можем сказать о важности, а может, даже и исключительности данных профессий.
- Сегодня мы с Вами на уроке будем литературоведами, актерами и зрителями, слушателями и оппонентами.
Итак, вступим в лабораторию литературы.
Перед Вами таблица (таблица-конструктор из дидактики), повторим литературоведческие понятия:
(назвать 9)- эпиграф.
- Обратимся к нашему слайду и прочитаем эпиграфы к нашему уроку:
Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях:
не забывай, что рядом с тобой человек.
В.А.Сухомлинский
Кто легко склонен терять уважение к другим,
тот прежде всего не уважает себя.
Ф.М.Достоевский
- Что объединяет эти две цитаты?
- Опережающее домашнее задание было - найти высказывания, связанные с данными словами.
- Так как Вы полагаете, о ком сегодня будет строиться разговор?
- Какую связь имеет с нашим рассказом?
Давайте сформулируем тему урока, цель урока, используя данные ранее слова и определения.
Ученики высказывают свои предположения.
Затем появляется следующий слайд: Тема урока: « Душевная щедрость учительницы. Её роль в жизни мальчика» (По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Цель: раскрыть красоту характера молодого учителя.
Учитель.
1. Самая благородная профессия – профессия Учитель. Так было принято общественным мнением ещё в 19 веке. ( Справка о писателях – учителях в форме презентации – поисковая работа учеников) – индив. зад.учеников.
Учитель.
2. Как относились к учителю в разные времена («Песчаный учитель» и «Первый учитель»)- коллективная работа (произведения давались для опережающего чтения)
3. Каков долг учителя был перед детьми и общественностью.
Изучение нового материала
4. Итак, обратимся к рассказу. Какой нам представляет учительницу Распутин? Какие композиционные средства помогают в этом (вновь к таблице обращаемся – портрет, пейзаж, диалог). Посмотрим, как диалог раскрывает главных героев?
Инсценирование.
- Сценка1. – опережающее задание
- Дайте название этому эпизоду. Что отражается в заглавии? (Тема. Идея)
Вновь обращаемся к таблице – конструктору. Находим правильные ответы.
(Посылка. История с посылкой)
Сформулируйте вопросы для обсуждения по этому эпизоду.
- А было ли продолжение с посылкой?
Вывод:
Сценка 2. Как озаглавим этот эпизод? (Игра…)
Работа в группах (предлагается закончить вопросы и дать на них ответы)
Вывод:
5. Работа с таблицей и текстом произведения. Восприятие учителя.
Что поможет нам построить ответ на вопрос (см. конструктор – цитаты)
Учитель глазами мальчика | Самим учителем |
По праву классного руководителя интересовалась нами больше других учителей Внимательно осматривала… | |
Глаза косили и смотрели словно мимо; при взгляде её косящих внимательных глаз | |
Голос был мелким и легким… | |
Аккуратная вся, умная и красивая, запах духов | |
Не смея поднять глаза на неё, я не посмел и обмануть её | |
В домашнем платье, в мягких войлочных туфлях – не мог поверить, что сижу у неё в доме | |
Садиться за один стол с Лидией Михайловной. Нет! Нет! | |
Как же я с вами буду играть? Вы же учительница? | Учительница – так другой человек… |
Учительница называется! …она трогала монету | Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. |
Итог: сложите фразу из слов.
« Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно», - писал В.Г. Распутин.
Рефлексия
Какой урок оказался самым важным в жизни мальчика: урок французского или …?
Изменилась ли роль учителя в жизни ученика с течением времени?
А ученик?
Трудно ли быть Учителем?
Дом. задание:
подготовьте речь директора и Лидии Михайловны на педсовете
заполнить таблицу по произведениям внеклассного чтения
записать воспоминания родителей о ярком школьном эпизоде в их жизни (по выбору выполняется)
Рубрика:
Советуем почитать: Василь Быков «Обелиск»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)
Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...