Презентация "Архетип ласточки в лирике 19 века"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оглавление Введение Глава 1. Обзор литературы по теме Глава 2. Особенности русской лирики первой половины XIX века Глава 3. Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века 3.1. Ласточка как символ прихода весны 3.2. Ласточка как символ воли и свободы 3.3. Ласточка как предвестник надвигающейся беды 3.4. Ласточка как символ уюта 3.5. Ласточка как символ жизни и души человека 3.6. Ласточка как образ умершего человека 3.7. Ласточка – болтушка Заключение
Введение Гипотеза : следует предположить, что в ходе работы будет выявлено большое разнообразие смыслов, связанных с образом ласточки в различных поэтических произведениях русских поэтов-классиков. Цель работы состоит в том, чтобы определить архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века.
Глава 1. Обзор литературы по теме ВЫВОД: в данных работах рассмотрены пути развития русской литературы в целом, дан подробный анализ произведений, исследован образ ласточки в произведениях поэтов разных веков, но не рассмотрен архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века, в этом заключается новизна данного исследования
Глава 2.Особенности русской лирики первой половины 19 века ВЫВОД: В первые десятилетия XIX в. происходит постепенный отход от идей классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков.
Глава 3.Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века На рубеже XVIII - XIX вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы, взяв на себя центральные темы — любви, смерти, свободы, творчества. В данной работе мы будем рассматривать образ ласточки.
3.1. Ласточка как символ прихода весны В русской поэзии образ ласточки метафорически соотносился с весенним пробуждением природы и юностью. Ласточка как образ весны встречается и в других произведениях русских лириков начала 19 века. Ласточка представляется нам вольной птичкой, вьющейся к окну, щебечущей сладкие песни
3.2Ласточка как символ воли и свободы Свободный, никем не ограниченный полет, возможность улететь в далекие края – все это способствует восприятию образа ласточки как символа вольной и свободной жизни.
3.3 Ласточка как предвестник надвигающейся беды Иногда образ ласточки используется поэтами-лириками как символ надвигающейся беды. Скорее всего, это вытекает из народных примет и поверий. Так, низко летающие ласточки – к дождю, а ласточка, влетевшая в окно – к скорой смерти.
3.4 Ласточка как символ уюта Ласточка во все времена воспринималась как символ домашнего уюта. Она в отличие от других птиц живет с человеком под одной крышей. Ласточки как заботливые родители, с утра и до позднего вечера кормят своих малышей. Такой образ домовитой, трудолюбивой птички, живущей очень близко с человеком, созвучен домашнему уюту.
3.5 Ласточка как символ жизни и души человека Ласточка всегда воспринималась как божья птичка. Ей доступно то, что недоступно человеку, — она способна подниматься высоко над землей и видеть с высоты “всю вселенну”. Близость к богу дает поэтам возможность проводить параллель между образом ласточки и душой человека.
3.6 Ласточка как образ умершего человека Ласточку, живущую с человеком, но имеющую возможность улетать в далекий неизведанный мир, часто сравнивают с душой умершего человека.
3.7 Ласточка – болтушка Вызывает удивление сравнение ласточки с болтливой женщиной. Что мне делать с тобой, докучная ласточка! Каждым утром меня — едва зарумянится Небо алой зарей и бледная Цинтия Там в туманы покатится, — Каждым утром меня ты криком безумолкным Будишь, будто назло!
ВЫВОД: Образ ласточки у поэтов-лириков первой половины XIX века очень разнообразен. Чаще всего он ассоциируется с приходом весны, пробуждением ото сна, надеждами на перемены к лучшему.
Заключение В лирических произведениях первой половины XIX века образ ласточки довольно разнообразен. Она может быть как главным действующим лицом, так и второстепенным. С ее образом устойчиво связан образ прихода весны, надежда на грядущие перемены, он символизирует волю и свободу. От образа ласточки веет душевностью и теплотой.
Список использованных материалов и литературы Берковский Н.Я. Романтизм в Германии Л., «Художественная литература», 1973. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980. Гура А.В . Ласточка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Международные отношения, 2002 Жуковский В.А. Лирика. Русская литература XIX века. М., 1997. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX—XX вв. Вып . 1: Птицы. М.: Языки русской культуры, 2000. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развития стиля и жанра. Современник. М., 1978 Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: В 2 т. М., 1967. Т. 1 Лермонтов М.Ю. Поэмы. Детская литература. М.,1970. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: ИРЯ РАН, 1995. Пушкин А.С. Сочинения. Том 1. М., Государственное издательство художественной литературы, 1962. Сурут И. Три века русской поэзии. «Новый мир», 2007, № 4. Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск, 2000.
Спасибо За Внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Лирика начала 19 века
Применение КСО (коллективного способа обучения) на уроке литературы....
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина
Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике В.А.Жуковского, А.С. Пушкина 9 класс
Данная работа проверяет уровень знаний учащихся по темам...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадная ласточка, лети сквозь века» Никто не забыт и ничто не забыто!
Сценарий литературно-музыкальной композиции«Блокадная ласточка, лети сквозь века»Никто не забыт и ничто не забыто!для учащихся 3-9 класса...
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике В.А.Жуковского, А.С. Пушкина (9 класс)
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века,комедии «Горе от ума», лирике В.А.Жуковского, А.С. Пушкина (9 класс)...