Олимпиадные задания по литературе 5-6 класс
олимпиадные задания (5, 6 класс) по теме

Цветенберг Светлана Семёновна

Олимпиадные задания по литературе 5-6 класс. Имеются ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_shkolnikov_po_literature_5-6_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада школьников по литературе 5-6  классы

 1. Прочитайте текст и выполните задания.

Юрий Осипович Коваль (1938–1995)

ЧАЙНИК

Меня не любит чайник. Тусклыми латунными глазами целый день следит он за мною из своего угла. По утрам, когда я ставлю его на плитку, он начинает привывать, закипает и разьяряется, плюется от счастья паром и кипятком. Он приплясывает и грохочет, но тут я выключаю плитку, завариваю чай, и веселье кончается.

Задания

1. Продолжите рассказ Ю.Коваля о том, как вас не любит чайник (5-10 предложений).

2. Укажите жанр своего произведения.

3. С помощью какого/каких приёмов Ю.Коваль и вы создали образ чайника? Ответ подтвердите примерами. Пожалуйста, пишите грамотно, это добавит вам баллы.

2.  Прочтите русскую народную сказку.

Журавль и цапля

Летала сова – весёлая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела... Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. "Дай пойду посватаюсь к цапле!" Пошел журавль – тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?» – «Дома». – «Выдь за меня замуж». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой.

Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» – «Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж!» Пошел журавль домой.


Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

«Русские народные сказки», Москва, «Художественная литература», 1965 г.

Вы – известный баснописец. Сатирический журнал, в котором вы печатаетесь, заказал Вам новую басню, да только вдохновение вас оставило – новый сюжет никак не придумывается! И тогда вы решили взять известную народную сказку «Журавль и цапля» и… переложить её на свой лад, превратив в басню! Прежде чем сделать это, ответьте для себя на следующие вопросы:

Что в тексте сказки вам не понадобится для создания басни?

Что вы должны будете в тексте сказки отредактировать, исправить, что добавить к её тексту, чтобы получилась басня?

Ответив на эти вопросы, приступите к написанию Вашей басни, непременно – прозой, как древнегреческий баснописец Эзоп!

Ключи

 1. Прочитайте текст и выполните задания.

Юрий Осипович Коваль (1938–1995)

ЧАЙНИК

Меня не любит чайник. Тусклыми латунными глазами целый день следит он за мною из своего угла. По утрам, когда я ставлю его на плитку, он начинает привывать, закипает и разьяряется, плюется от счастья паром и кипятком. Он приплясывает и грохочет, но тут я выключаю плитку, завариваю чай, и веселье кончается.

Задания

1. Продолжите рассказ Ю.Коваля о том, как вас не любит чайник (5-10 предложений).

2. Укажите жанр своего произведения.

3. С помощью какого/каких приёмов Ю.Коваль и вы создали образ чайника? Ответ подтвердите примерами. Пожалуйста, пишите грамотно, это добавит вам баллы.

Оценивается:

1. Сохранение стиля повествования Ю.Коваля – 3 б.

2. Образ чайника (художественность, олицетворение образа) - 1-3 б.

3. Наличие оригинального сюжета или развёрнутого описания – 3 б.

4. Верно указан жанр (скорее всего это будет рассказ или очерк – в зависимости от того, что ляжет в основу – сюжет или описание) – 1б.

5.  Верно указаны художественные приёмы (в первую очередь олицетворение). За каждый по 1 баллу.

6.  Грамотность (орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая)- 4 б.

Всего 17 баллов

2.  Прочтите русскую народную сказку.

Журавль и цапля

Летала сова – весёлая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела... Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. "Дай пойду посватаюсь к цапле!" Пошел журавль – тяп, тяп! Семь вёрст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?» – «Дома». – «Выдь за меня замуж». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» Журавль как не солоно похлебал, ушёл домой.

Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: «Журавль, возьми меня замуж!» – «Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: «Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня». – «Нет, журавль, нейду за тя замуж!» Пошел журавль домой.


Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся.

«Русские народные сказки», Москва, «Художественная литература», 1965 г.

Вы – известный баснописец. Сатирический журнал, в котором вы печатаетесь, заказал Вам новую басню, да только вдохновение вас оставило – новый сюжет никак не придумывается! И тогда вы решили взять известную народную сказку «Журавль и цапля» и… переложить её на свой лад, превратив в басню! Прежде чем сделать это, ответьте для себя на следующие вопросы:

Что в тексте сказки вам не понадобится для создания басни?

Что вы должны будете в тексте сказки отредактировать, исправить, что добавить к её тексту, чтобы получилась басня?

Ответив на эти вопросы, приступите к написанию Вашей басни, непременно – прозой, как древнегреческий баснописец Эзоп!

Комментарий к заданию № 2

Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 5-6 классов подготовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах олимпиады в старших классах. Данное задание совмещает в себе проверку умений школьников находить сходства и различия двух жанров (фольклорной сказки о животных и литературной басни) и демонстрацию творческих способностей – умения создавать собственные басни с использованием определённых художественных приемов и особенностей, характерных для этого жанра (краткость, иносказательность, дидактизм – наличие в начале или конце басни нравоучительной морали).

Оценивается:

Создавая свою басню на основе сказки, ученики должны отказаться:

 от зачина – присказки – 3 балла,

 сократить диалог – 3 балла,

стилистически выправить текст – избавиться от просторечий – 3 балла,

снабдить текст моралью – 3 балла.

оригинальность творческого решения и стиля – 5 баллов.

Грамотность (орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая) – 3 балла.

Всего 20 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

Задания преднахначены для школьной олимпиады....

Олимпиадные задания по литературе для 6 класса.

Задания , составленные для подготовки  к олимпиаде, содержат  теоретическую  и  практическую  направленность....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Данный материал подобран для подготовки учащихся 5-11 классов к  олимпиаде по литературе. Задания взяты из методического пособия  "...

Олимпиадные задания по литературе для 9 класса(вариант)

Примерные  задания  для  олимпиады  по  литературе   для  9класса...

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса

Вариант олимпиадного  задания  по  литературе...