Литература как учебный предмет.
методическая разработка по литературе ( класс) на тему

Рожкова Марина Анатольевна

Представлены  особенности литературы на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_kak_uchebnyy_predmet.rar18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Литература как учебный предмет в современных условиях. Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе.

Литература в современной школе является одним из ведущих гуманитарных предметов и содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина и патриота своей Родины.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателем.

Художественная картина жизни, нарисованная в произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только эмоционально, но и рационально. Литературу не случайно называют « учебником жизни». Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

           Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять

библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

            использование опыта общения с произведениями художественной литературы в         повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

         Сущность литературы как учебного предмета - это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития.
        Этот учебный предмет имеет сложное строение: он включает в себя определённый круг произведений художественной литературы, научные статьи о ней, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.
       Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной.
        Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения, необходимые для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.
        Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования и планируемых результатов, в основе которых лежат 1) личностные универсальные учебные действия, 2) регулятивные универсальные учебные действия, 3) коммуникативные универсальные учебные действия, 4)познавательные универсальные учебные действия по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.
        В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но всех волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
       Первостепенным является внимание к чтению, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему индивидуальность художника слова, поэтику, литературные оценки, «движение» произведения во времени.
         Поэтому главными проблемами современной методической науки являются
 проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира;
 взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы;
 углубление связей между восприятием произведения, интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся;
 проблема изучения литературного развития учащихся;
 историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные;
 формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности;
 поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
         Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
         Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Чтобы активизировать учебный процесс, необходимо привлечение разнообразных средств обучения: демонстрационные пособия в различных вариантах (настенном или индивидуально-раздаточном), экранно-звуковые пособия, настенные таблицы (термины и понятия по литературоведению), портреты писателей, современный урок по литературе должен быть также оснащен компьютерными средствами обучения. Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать как личностные, так и предметные и метапредметные результаты изучения литературы и ориентируются на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Литература как учебный предмет

Первый урок в 5 классе по литератре...

Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....

5 класс. Литература как учебный предмет

Презентация поможет учителю провести первый урок в 5 класс по литературе. Познакомить учеников с новым для них предметом....

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература» для 5 класса на 2018 – 2019 учебный год

Календарно-тематическое планированиепо учебному предмету «Родная литература»для 5  классана 2018 – 2019 учебный год...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...