Литература как учебный предмет
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Чистякова Елена Евгеньевна

Первый урок в 5 классе по литератре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_kak_uchebnyy_predmet.pptx743.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним Урок № 1 5 класс Учитель: Чистякова Е.Е.

Слайд 2

Ответьте на вопросы — Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать? — Чему учились, что делали на этих уроках? 03.09.2014 2

Слайд 3

Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное . Запишем в тетрадях: Литература (лат.) — «написанное». 03.09.2014 3

Слайд 4

03.09.2014 4 Мы с вами будем изучать художественную литературу , которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.

Слайд 5

03.09.2014 5 Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

Слайд 6

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому В древности на Руси книги называли реками, « напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. 03.09.2014 6

Слайд 7

03.09.2014 7 Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.

Слайд 8

«Апостол» 03.09.2014 8

Слайд 9

03.09.2014 9 Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение» . Как вы понимаете эти слова?

Слайд 10

03.09.2014 10 Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.

Слайд 11

03.09.2014 11 Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?

Слайд 12

03.09.2014 12 В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.

Слайд 13

Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4) . Что на них изображено? На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля. Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные ». Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), — обращение к Богу с просьбой благословить «сие писание». Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки (так называемые титло ). 03.09.2014 13

Слайд 14

03.09.2014 14 На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы видим тщательно прорисованную буквицу, изображающую букву С ( с нее начинается слово старец ). Буквы в строках написаны почерком, который называется устав (в отличие от менее понятного полуустава и часто неразборчивой скорописи ). В строках нет заглавных букв, редко встречаются привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.

Слайд 15

03.09.2014 15 — Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам? — Мы уже знаем, что выражение уметь читать имеет два значения. Первое — уметь складывать из букв слова и читать текст. Как вы понимаете второе значение этого выражения? Уметь читать — значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением.

Слайд 16

03.09.2014 16 — Как вы понимаете, что такое доверительный разговор между автором и читателем? Когда он происходит?

Слайд 17

03.09.2014 17 Доверие — это уверенность в искренности и правильности слов собеседника. Доверительный разговор — это разговор искренний, честный, открытый. Доверительный разговор происходит, когда читатель ищет ответы на те вопросы, которые поднимает автор, или находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и наслаждается чтением.

Слайд 18

03.09.2014 18 Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?

Слайд 19

Домашнее задание Стр. 3-4 .Чтение статьи. Вопросы и задания: № 4. Обогащайте свою речь: № 1. Запишите и выучите 3-5 пословиц об учении. 03.09.2014 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....

Литература как учебный предмет.

Представлены  особенности литературы на современном этапе....

5 класс. Литература как учебный предмет

Презентация поможет учителю провести первый урок в 5 класс по литературе. Познакомить учеников с новым для них предметом....

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература» для 5 класса на 2018 – 2019 учебный год

Календарно-тематическое планированиепо учебному предмету «Родная литература»для 5  классана 2018 – 2019 учебный год...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...