Конспект урока "Гости Обломова"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Пашикова Екатерина Андреевна

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

-сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

-показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

-выявить  своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

-развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

-формировать личность, способную к творческой деятельности;

-развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

- содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Гости Обломова"57.7 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 10

Урок № 3.

Дата:

Тема: Герои романа И.А. Гончарова «Обломов» в их отношении к Обломову.

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

-сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

-показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

-выявить  своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

-развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

-формировать личность, способную к творческой деятельности;

-развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

- содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивационный настрой.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Способ достижения: обсуждение проблемного вопроса «зачем читать классическую литературу» (ролевая игра «Оратор»).

Результат: получение эмоционального настроя на учебную деятельность.

- Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с романом Гончарова «Обломов», продолжаем анализировать текст и постигать тайны художественного мастерства автора.

- Как известно, данный роман – классика мировой литературы.  Роман Гончарова "Обломов" является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством многих проблем. Как вы думаете, важно ли читать классическую литературу? (Да)

-Давайте сыграем в игру «Оратор». Возьмите на себя роль оратора и докажите, что читать классическую литературу необходимо.

(Ответы детей:

-Классика потому и стала классикой, что она несет в себе то, что даже после  долгого времени сохраняет свою актуальность.

-Классические книги являются вечными, так как  они помогают раскрыть многие моменты человеческой жизни, взаимоотношений, которые не зависят от времени.

-Чтение классической литературы воздействует на внутренний мир читателя. Даже если книге сто и более лет. Она единственная может поведать об интересных событиях, передать все оттенки переживаний героев, их мысли, точно описать поступки и их причины.  Некоторые произведения могут играть большую роль в жизни общественности.

-Еще одна причина, которая может стать значимым аргументом в пользу чтения классической литературы – это то, чтоданные  произведения являются частью интеллектуального и культурного наследия человечества, потерять которые будет просто преступлением. Те радости, удачи, поражения, которые оставили в классике нам предки, не должны стать ненужными.)

-Молодцы! С таким настроем мы смело можем успешно продолжить путешествие по страницам романа И.А. Гончарова «Обломов».

2. Проверка домашнего задания.

Цель:проверить сформированность самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Способ достижения: фронтальная проверка: устный опрос, проверка тетрадей с домашним заданием.

Результат: учитель выяснил, в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Ученики в свою очередь удостоверились в правильном выполнении домашнего задания либо внесли необходимыекоррективы в свою работу.

- На дом вам было задано заполнить анкету онезначительных, незаметных, казалось бы, персонажах романа, которые всё же могут повлиять на формирование  представления оглавном герое. Надеюсь, что в ходе чтения романа эти персонажипомогли вам раскрыть образ Обломова в большей степени.

-Ребята, скажите, фамилии каких героев вы занесли в эту анкету?

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Мухояров, тетка Ольги, Захар).

(См. Приложение 1).

3.Актуализация опыта. Целеполагание.

Цель: активизировать имеющиеся знания о второстепенных персонажах романа с выходом на тему и цель урока.

Способ достижения: использование приёма «Совместный поиск».

Результат: самостоятельная формулировка темы и цели урока.

-На предыдущем уроке мы с вами изучили центральный образ романа – Ильи Ильича Обломова. Давайте вкратце составим его портрет. (Записи в тетради).

-Опираясь на заполненную таблицу, ответьте на вопрос: что общего у этих персонажей и что их различает друг от друга?

(Первые пять персонажей – «гости» Обломова, тетка Ольги и Мухояров – не имеют прямого отношения к Обломову, играют непосредственную роль. Захар –слуга, но имеет черты сходства с Обломовым.Объединят одно – они все второстепенные персонажи, но они все сконцентрированы вокруг главного героя, некоторые из них даже вносят свой вклад в создании образа главного героя).

Важно!! При использовании приема «совместный поиск» учитель учитывает мнение каждого высказывающегося учащегося.

- Какие черты героев можно определить как контрастные? Зачем этот контраст автору?

(Все черты, которые противопоставлены главному герою.Чтобы противопоставить каждого Обломову, чтобы сложить представление об образе более четко и ярко).

- Как вы полагаете, может ли один персонаж каким-то образом повлиять на представление читателя о главном герое? Как это проявляется?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок, если образа центрального персонажа мы уже коснулись? (Формулируют тему урока примерно «Второстепенные персонажи в романе «Обломов»).

-Как вы понимаете значение слова «второстепенный»?

(Второстепенный, -ая, -ое. Не главный, не основной, менее существенный (вторая степень по значимости).

-Какова цель нашего урока? (Оценить роль второстепенных персонажей в романе)

4. Изучение новых знаний.

Цель:проследить сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление и противопоставление со второстепенными образами.

Способ достижения:использование приёма театрализации, фронтальная работа с классом (приём «Ориентир», оценочные вопросы).

Результат:эффективное понимание текста вследствие проецирования личного понимания текста на театральную мини-постановку.

- Ребята, сегодняшний урок можно назвать необычным. Если бы мы придумывали имя для каждого урока, то сегодняшнее название было бы следующим: «В гости к Илье Обломову». Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа.

Фронтальный опрос.«Ориентир».

1) В какой мы эпохе? (19 век)

2) В каком мы городе? (Петербург)

3) К какому социальному кругу принадлежит герой? (Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне)

4) Где можно было встретить людей этого круга? (На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы).

5)  Куда мы отправимся?  Где нам искать героя? (Гороховая улица, съемная квартира).

6) Почему герой сейчас дома? (Обломов всегда дома).

- Так как наш герой никуда не выходит, придется нам самим  идти к Обломову в гости.

- Только сегодня у одной половины класса появится возможность окунуться в атмосферу обломовского быта и побыть свидетелем общения Обломова со своими гостями, а у другой половины класса появится замечательная возможность проявить себя с творческой стороны и самим показать небольшой отрывок из романа, побыть гостями Обломова. Итак, мы погружаемся в атмосферу вечного покоя и сна и заглядываем  в дом Ильи Ильича Обломова. А заодно и познакомимся с самими его гостями.

Использование приема театрализации (Приложение 2).

После инсценировки:

Фаза вызова: Оценочные вопросы:

-Какие ощущения вы испытывали, просматривая инсценировку текста?

-Какие вопросы возникали во время сопоставления текста и живых героев?

-Удалось ли актёрам передать образы персонажей, которых они представляли?

-Смогли ли вы проследить сложность характера главного героя?

5. Физминутка.

Цель:избежание перегрузки учащихся.

Способ достижения:упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Результат:способствование формирования компетентного отношения к своему здоровью.

6. Этап проверки понимания изученного.

Цель:установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, устранить обнаруженные пробелы.

Способ достижения:групповая форма работы(приём «Двойной дневник»), постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся (приём«Учебный мозговой штурм»); фронтальная работа с классом (создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала), индивидуальная работа.

Результат: учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников. 

  1. Групповая работа. Прием «двойной дневник». Распределение класса на две группы. Одну группу учитель просит заполнить  столбец таблицы «что положительного принесли гости Обломову» (+), вторую – «что отрицательного» (-). Получилось следующее:

+

-

Стал ближе к обществу (узнал новости)

Отняли время Обломова, не дали подумать о жизни.

Стал заметнее (о нем заговорили).

Не взялись помочь Обломову решить вопрос с жильем (Тарантьев сделал попытку)

Убедился в своей необходимости обществу.

Негативные впечатления оставили о себе (Мысли Обломова).

  1. Индивидуальная работа (письменная, тезисы):

-Кто такой Захар? В чем особенности этого персонажа? Какова его роль?

(выполняется сильным учеником, пока остальные работают устно)

  1. Фронтальная работа.

а) Блиц-опрос:

-Сколько пришло гостей к Обломову? (5).

-Назовите их фамилии (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев).

-Куда звали Обломова некоторые гости? (В Екатерингоф, для развлечения, для празднования 1 мая).

-Какую фразу неоднократно повторял Обломов при встрече с гостями? («Уйдите, вы с холода…»).

-Какой вопрос Обломов пытался решить, прося помощи у своих визитёров? (Квартирный вопрос).

б) Учебный мозговой штурм.

-Настолько ли легок образ Обломова, как кажется на первый взгляд? (Образ, как и роман, неоднозначен).

-За счет чего складывается эта некая усложненность образа главного героя?(За счет проецирования образов второстепенных персонажей на главный образ.Мы можем проследить его действия, речь, поведение в целом).

-Как вы думаете, каких качеств характера не хватает Обломову для идеального героя? (Уверенности в себе, щёгольства, озорства, оптимизма, активной жизненной позиции в целом).

-Можно ли эти качества перенять у его знакомых, друзей? (Можно, ему не хватает всего этого).

-А какие черты гостей Обломова перенимать бы не стоило? Почему? (Чинопочитание, притворство, фарс, бесхребетность, наглость, хамство).

-Почему гостям не удается поднять Обломова с дивана? (Он выше их интересов. Он – философ.

М. Пришвин: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя»).

-Какого литературного героя русской литературы первой трети 19 века напоминают те качества Обломова, которые проявились в первых эпизодах? (Манилова – мечтатель из романа «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

-Типологической чертой каких героев является нереализованность в деле, обществе? (Тип «лишнего человека»).

-Чем освещение проблемы «лишнего человека» в этом романе отличается от ее рассмотрения в предшествующей литературе? (В произведениях А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова тип «лишнего человека» - личность незаурядная, титаническая. И.А. Гончаров показал, как действительность губит не титана, а заурядного сына века, просто хорошего человека. Гончаров довел логику развития «лишнего человека» до ее логического завершения (нереализованность, полная бездеятельность. Конфликт «человек-среда» перемещен внутрь самого героя: мешает осуществиться личности «помещика» в самом герое, в душе героя).

-Какую роль в романе играет, казалось бы, малоприметный персонаж Иван Матвеевич Мухояров? (Он - пружина в событиях, связанных с Обломовым, решает судьбу имения Обломова, персонаж малоприятный).

- А тетка Ольги, Марья Михайловна? (Ничего особенного из себя не представляет. С другой стороны, на протяжении романа Ольги с Обломовым Марья Михайловна остается верна себе, ничем не выдавая собственного отношения к их частым встречам. Обычно во время визитов Ильи Ильича "тетка... глядит на него своими томными большими глазами и задумчиво нюхает свой спирт, как будто у нее от него болит голова". Именно в поведении Марьи Михайловны, у которой он так и не попросил официально руки Ольги, Обломов находит немую поддержку мысли о бесполезности этого решительного шага).

Проверка ответа на поставленные вопросы о Захаре. Определение его места в тексте.

(Исходяизобломовскойиронии и жизневосприятия, а такжеопираясьнаключевыемоменты, увиденныенами в тексте, мы с полнойуверенностьюможемсказать, чтоЗахар «ещебольшийОбломов, чемсамИльяИльич». Наиболееяркоэтовыражено в следующемэпизодетекста: «Обломов с упрекомпогляделнанего, покачалголовой и вздохнул, а Захарравнодушнопогляделнаокно и тожевздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, тыещебольшеОбломов, нежели я сам...» . ОбразЗахаранеобходим в романе, безнегокартинаобломовщиныбылабынеполна.)

-Ставится ли в романе проблема целостной гармоничной личности?  Каким образом? Зачем?

се главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове — идеал поэта, в Штольце — идеал трезвомыслящего человека, в Ольге — идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества.Гармоническая личность — это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые. Обломов – не абсолютный идеал. Если бы Гончаров совместил качества Штольца и Обломова, получился бы совершенный образ).  

-С появлением какого гостя образ Обломова кажется нам вовсе не однозначным? (когда появляется Штольц-след.тема).

7. Этап закрепления нового материала. 

Цель:закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. 

Способ достижения: закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний (приём «Корзина идей»)
Результат: Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Перед учащимися на стол ставится корзина. Заранее учитель подбирает тезисы по теме, в том числе  и ошибочные, складывает в корзину. Учащиеся достают из корзины листок с каким-либо тезисом, соглашаются или опровергают, исправляя.

  1. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.
  2. Гости Обломова не случайны. Волков – светский щеголь, франт; Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин – преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек, Тарантьев – напористый, наглый, хамоватый.Обломов мог бы быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя),  мог бы служить и дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором, как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к поэзии.Обломов находил упоение в стихах…), мог бы брать верх над людьми, допускать в поступках напористость, как Тарантьев,  а безликий Алексеев говорит нам о том, что выбор еще может быть сделан.
  3. Сцена встречи Обломова с гостями ничего ценного в художественном плане из себя не представляет.
  4. К Обломову автор относится совсем не так, как к другим героям романа - гостям обломовского поместья. Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев — все эти дешевые господа — яркие представители местного светского общества, «с чинами и званиями». Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя. Он выше их миропонимания. Он человечнее.
  5. Захар «ещё больше Обломов, чем сам Обломов».
  6. Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова не может заставить размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу».

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

Цель:сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. 

Способ достижения:дифференциация заданий, творческий характер их выполнения.

Результат (ожидаемый):правильное выполнение домашнего задания всеми учениками, повышение мотивации к дальнейшему изучению романа.

- Ребята, достаньте из шляпы номерок с заданием, которое вы будете выполнять дома. На следующий урок рассаживайтесь по группам в соответствии с номером выполненного задания.

  1. Рассмотреть пару «Штольц и Обломов». Письменно ответить на вопрос: «Обломов и Штольц: двойники или антиподы?»
  2. Любовь в романе. Развитие отношений с женщинами у Обломова. Заполнить нужными цитатами таблицу (раздаточный материал).
  3. Что такое «обломовщина»? Обобщить ранее сказанное. Составить кластер «Черты «обломовщины».
  4. Для всех: познакомиться с отрывками из критических статей Добролюбова Н.А. «Что такое обломовщина?» Дружинина А.В. «Обломов», Писарева Д.И. «Обломов. Роман Гончарова И.А». (конспект в тетрадь).

9.Подведение итогов урока. 

Цель:проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. 

Способ достижения: работа с рефлексивным экраном.

Результат:адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы изрефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление учителем оценок.

-Сегодня на уроке мы рассмотрели роль второстепенных персонажей романа. Мы доказали, что одним из средств создания образа является сопоставление черт характера нескольких второстепенных героевс главным, чтобы яснее проследить раскрытие образа в романе. На следующих уроках мы продолжим наш разговор о художественном произведении, убедимся в его специфичности, раскроем новые проявления мастерства автора – Ивана Александровича Гончарова в его неоднозначном романе «Обломов».

-Урок окончен! До свидания!

Приложение 1. Незаметные персонажи романа.

Анкета для заполнения (форма раздавалась на дом).

ФИО

Возраст

Род деятельности и занятия

Цитаты (по желанию)

1 Волков

Молодой, лет 25.

«Слава богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был»

«я - украшение министерства».

2 Судьбинский

-

Начальник отделения

«Ну конечно, с таким человеком, как Фома Фомич, приятно служить: без наград не оставляет; кто и ничего не делает, и тех не забудет. Как вышел срок — за отличие, так и представляет; кому не вышел срок к чину, к кресту, — деньги выхлопочет...»

3 Пенкин

-

писатель

«Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны... француженки, немки, чухонки, и всё, всё... с поразительной, животрепещущей верностью... Я слышал отрывки — автор велик! В нем слышится то Данте, то Шекспир...»

4 Алексеев

Без возраста

«В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше.»

«-Нет, мне у вас всегда хорошо; я доволен…»

5 Тарантьев

Лет сорока

Чиновник-взяточник

Называет Штольца «продувной бестией»

6 Захар

Пожилой человек, ему за 50.

Преданный слуга Обломова

«Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел на окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! Ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».

7 Мухояров Иван Матвеевич

Лет сорока

Деятельность размыта

«прошло времечко…все молокососы перебили: ломаются, читают да говорят по-французски…все гадят нам..»

8 Тётка Ольги

Почти 50 лет

Крестьяне. Барыня.

Приложение 2.

 Использование театральной технологии на уроке. Инсценировка сцены приема гостей в доме Обломова.

-Обломов, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Автор.

Раздается тиканье часов. На экране  - кадры из фильма «Несколько дней из жизни Обломова» (Герой лежит, повернувшись к стене). Ученик, исполняющий роль Обломова, лежит на заранее подготовленном спальном месте посередине класса.

Звонок. Заходит Волков.

Голос автора:

Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.

— А, Волков, здравствуйте! — сказал Илья Ильич.

— Здравствуйте, Обломов, — говорил блистающий господин, подходя к нему.

— Не подходите, не подходите: вы с холода! — сказал тот.

— Вы еще не вставали! Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, — стыдил он Обломова.

— Это не шлафрок, а халат, — сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата.

— Откуда вы так рано? — спросил Обломов.

— От портного. Посмотрите, хорош фрак? — говорил он, ворочаясь перед Обломовым.

— Отличный! С большим вкусом сшит, — сказал Илья Ильич.

— Обломов, а знаете ли вы, я... влюблен в Лидию, — прошептал Волков.

— Браво! Давно ли? Она, кажется, такая миленькая.

— Вот уж три недели! — с глубоким вздохом сказал Волков. — Какая у вас пыль везде! — сказал он.

— Все Захар! — пожаловался Обломов.

— Ну, мне пора! — сказал Волков.

— Приезжайте вечером чай пить, из балета: расскажете, как там что было, — приглашал Обломов.

— Не могу, дал слово к Муссинским: их день сегодня. Поедемте и вы. Хотите, я вас представлю?

— Нет, что там делать?

— На вас не угодишь. Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных — пятницы, у Вязниковых — воскресенья, у князя Тюменева — середы. У меня все дни заняты! — с сияющими глазами заключил Волков.

— И вам не лень мыкаться изо дня в день?

— Вот, лень! Что за лень? Превесело! — беспечно говорил он. — Прощайте же.Мне еще в десять мест. И он исчез.

Мысли Обломова (записаны заранее, включается аудиозапись):

«В десять мест в один день — несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» 

Звонок в дверь. Входит Судьбинский.

Автор:

Вошел новый гость.

— Здравствуй, Судьбинский! — весело поздоровался Обломов. — Насилу заглянул к старому сослуживцу! Не подходи, не подходи! Ты с холоду.

— Здравствуй, Илья Ильич. Давно собирался к тебе, — говорил гость, — да ведь ты знаешь, какая у нас дьявольская служба! Вон, посмотри, целый чемодан везу к докладу; и теперь, если там спросят что-нибудь, велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой.

— Ты еще на службу? Что так поздно? — спросил Обломов. — Бывало ты с десяти часов...

— Что ж делать! Надо работать, коли деньги берешь. Летом отдохну: Фома Фомич обещает выдумать командировку нарочно для меня... вот, тут получу прогоны на пять лошадей, суточных рубля по три в сутки, а потом награду...

— Эк ломят! — с завистью говорил Обломов; потом вздохнул и задумался.

— Деньги нужны: осенью женюсь, — прибавил Судьбинский.

— Что ты! В самом деле? На ком? — с участием сказал Обломов.

— Не шутя, на Мурашиной. Помнишь, подле меня на даче жили? Ты пил чай у меня и, кажется, видел ее.

— Нет, не помню! Хорошенькая? — спросил Обломов.

— Да, мила. Поедем, если хочешь, к ним обедать...

Обломов замялся.

— Да... хорошо, только...

— На той неделе, — сказал Судьбинский.

— Да, да, на той неделе, — обрадовался Обломов, — у меня еще платье не готово. Что ж, хорошая партия?

— Да, отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить...

— Да, можно! Еще бы! Каков Судьбинский! — прибавил, не без зависти, Обломов.

— На свадьбу, Илья Ильич, шафером приглашаю: смотри...

— Как же, непременно! — сказал Обломов.

— Прощай, — сказал чиновник, — я заболтался, что-нибудь понадобится там...

Мысли Обломова:

 «Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!»

Входит Пенкин.

Автор: Обломов философствовал и не заметил, что у постели его стоял господин.
— Здравствуйте, Илья Ильич.

— Здравствуйте, Пенкин; не подходите, не подходите: вы с холода! — говорил Обломов.

— Ах вы, чудак! — сказал тот. — Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!

— Да, беззаботный! — сказал Обломов. — Вот я вам сейчас покажу письмо от старосты: ломаешь, ломаешь голову, а вы говорите: беззаботный! Откуда вы?

— Из книжной лавки: ходил узнать, не вышли ли журналы. Читали мою статью?

— Нет.

— Я провожу вот какую мысль и знаю, что она новая и смелая. Один проезжий был свидетелем этих побоев и при свидании с губернатором пожаловался ему. Тот приказал чиновнику, ехавшему туда на следствие, мимоходом удостовериться в этом и вообще собрать сведения о личности и поведении городничего. Чиновник созвал мещан, будто расспросить о торговле, а между тем давай разведывать и об этом. Что ж мещане? Кланяются да смеются и городничего превозносят похвалами. Чиновник стал узнавать стороной, и ему сказали, что мещане — мошенники страшные, торгуют гнилью, обвешивают, обмеривают даже казну, все безнравственны, так что побои эти — праведная кара...

-Вам бы писать, Илья Ильич, в вас много такта!

Обломов отмахивается.

- Да вы прочтите сами еще.

— Чего я там не видал? — говорил Обломов. — Зачем это они пишут: только себя тешат...

Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! — почти шипел Обломов. — Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... — сказал он, улегшись опять покойно на диване. — Изображают они вора, падшую женщину, — говорил он, — а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.

— Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как все кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь...

— Человека, человека давайте мне! — говорил Обломов. — Любите его...

— Однако мне пора в типографию! — сказал Пенкин. Ночью писать и чем свет в типографию отсылать. Прощайте.

Мысли Обломова:
«Ночью писать, когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет — а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Звонок. Входит Алексеев.

Автор:

Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие — Иваном Васильичем, третьи — Иваном Михайлычем.

— А! — встретил его Обломов. — Это вы, Алексеев? Здравствуйте. Откуда? Не подходите, не подходите: я вам не дам руки: вы с холода!

— Что вы, какой холод! Я не думал к вам сегодня, — сказал Алексеев, — да Овчинин встретился и увез к себе. Я за вами, Илья Ильич.

— Куда это?

— Да к Овчинину-то, поедемте. Там Матвей АндреичАльянов, Казимир АльбертычПхайло, Василий СевастьянычКолымягин.

— Что ж они там собрались и что им нужно от меня?

— Овчинин зовет вас обедать.

— Гм! Обедать... — повторил Обломов монотонно.

— А потом все в Екатерингоф отправляются: они велели сказать, чтоб вы коляску наняли.

— У меня два несчастья! Не знаю, как и быть.

— Какие же?

— С квартиры гонят; вообразите — надо съезжать: ломки, возни... подумать страшно! Ведь восемь лет жил на квартире.

— Ну, что бы вы сделали на моем месте? — спросил Обломов, глядя вопросительно на Алексеева, с сладкой надеждой, авось не выдумает ли, чем бы успокоить.

— Надо подумать, Илья Ильич, нельзя вдруг решить, — сказал Алексеев.

Входит Тарантьев

Голос автора:

— Здравствуй, земляк, — отрывисто сказал Тарантьев, протягивая мохнатую руку к Обломову. — Чего ты это лежишь по сю пору, как колода?

— Не подходи, не подходи: ты с холода! — говорил Обломов, прикрываясь одеялом.

— Вот еще — что выдумал — с холода! — заголосил Тарантьев. — Ну, ну, бери руку, коли дают! Скоро двенадцать часов, а он валяется!

-Слышал ли про мои несчастья? С квартиры гонят, староста письмо прислал.

— Вот что: завтра же изволь переезжать на квартиру... на Выборгскую сторону.

-Я не перееду. (Спорят)

-Ну так черт с тобой! – отвечал Тарантьев, отправившись к дверям.— Смотри же, Илья Ильич, я найму тебе квартиру — слышишь ты? — прибавил он.

-А я пойду пока скажу, чтоб нас не ждали в Екатерингоф. Прощайте, Илья Ильич, -произнес Алексеев.

Уходят.

Приложение 3.

Составление цитатной таблицы (домашнее задание 2-й ряд)

До знакомства с Ольгой

После знакомства с Ольгой

После разрыва с Ольгой

Любимый диван

Халат

Порядок в доме

Отношение к женщине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Сон Ильи Обломова"

Интегрированный урок литературы и психологии в 10 классе. Жизненный сценарий личности на примере судьбы Обломова....

"В гостях у Обломова". Урок литературы в 10 классе

Уроклитературы в 10 классе. Раздел/блок: И.А. Гончаров. Роман "Обломов".  Характеристика главного героя. Образ Обломова. Цель урока: определить социально-психологический тип героя, составить порт...

Урок литературы в 10 классе "Узор жизни Обломова"

Материал содержит полную разработку одного из уроков по изучению романа  Гончаровыа "Обломов"...

«Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».

Цель данного урока:  проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе....

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....

План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова".

План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова" может использоваться в качестве методического материала для учителей по литературе....