"В гостях у Обломова". Урок литературы в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Уроклитературы в 10 классе. Раздел/блок: И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Характеристика главного героя. Образ Обломова. Цель урока: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblomov.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: литература, 10 класс.
РАЗДЕЛ/БЛОК: Творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов».
ТЕМА: Характеристика главного героя. Образ Обломова.
ЦЕЛЬ: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.
ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, обобщение, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей;
развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, самостоятельного поиска информации, навыков работы в группе, творческих способностей.
ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение, проблемно-ориентированная дискуссия, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии, групповые технологии.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданием, тексты произведения.
ХОД УРОКА:
- Организационно-психологический этап.
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка;
- проверка состояния классного помещения;
- взаимное приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
- Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Задачи:
- установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
- выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях;
- осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.
На прошлых уроках мы познакомились с историей создания романа, с его сюжетом и композицией, с основной проблематикой этого произведения.
Вопросы для повторения: карточки.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Какое место в творчестве Гончарова занимает роман «Обломов»? | Центральное |
2) В каком литературном направлении работал Гончаров? | Реализм |
3) В чем заключается основная проблематика произведения? | Столкновение патриархального и буржуазного жизненных укладов |
4) Назовите главных героев романа. | Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына |
Совместная проверка, самооценка.
III. Этап постановки темы, цели и задач урока:
Задачи:
- организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
- показать значимость изучения нового материала;
- поставить перед учащимися учебную проблему.
Высказывания известных критиков, которые мы видим на экране, касаются личности главного героя романа Гончарова. Давайте проанализируем их.
ЦИТАТА | АНАЛИЗ (работа обучающихся) |
«Образ Обломова – последний в ряду образов «лишних людей». Н.А. Добролюбов | Критик считает Обломова ненужным, никчемным человеком, презирает его. |
«Обломов с его добротой и неспособностью к злу заслуживает беспредельной любви». А.В. Дружинин | Критик высоко ценит нравственные качества героя, уважает и любит его. |
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: мнения критиков противоположны.
На экране высказывание И.С. Тургенева об Обломове: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
Вопросы по цитате:
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Что хотел сказать Тургенев этим высказыванием? | Тургенев говорил о национальных чертах. |
2) Мы согласимся или опровергнем мнение Тургенева? | Мнения разделяются. |
3) Какое мнение об Обломове существует в народе? | Образ героя ассоциируется у людей со словом «лень». |
Какой же будет цель урока?
Ее ученики должны сформулировать сами: выяснить, кто из критиков прав. А для этого нужно составить свое мнение о герое.
Задачи: познакомиться с главным героем произведения, выяснить, кто такой Обломов? Что он представляет из себя как личность?
IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа. Наша цель – знакомство с героем.
Фронтальный опрос.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) В какой мы эпохе? | 19 век |
2) В каком мы городе? | Петербург |
3) К какому социальному кругу принадлежит герой? | Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне |
4) Где можно было встретить людей этого круга? | На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы. |
5) Куда мы отправимся? Где нам искать героя? | Гороховая улица, съемная квартира. |
6) Почему герой сейчас дома? | Обломов всегда дома. |
Вывод: нам придется идти к Обломову в гости.
Поэтому мы можем назвать наш сегодняшний урок «В гостях у Обломова».
V. Этап организации восприятия и осмысления новой информации.
Задачи:
1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
2. добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;
3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Пока мы идем к Илье Ильичу в гости, давайте поговорим о нем, соберем сведения. Что мы о нем знаем?
Индивидуальные задания (4 человека):
ВОПРОС | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Почему Обломов не служит? | Обломов служил два года. Но однажды по ошибке отправил казенное письмо не в тот город и так испугался своего промаха, что сразу ушел в отставку. |
2) Почему он не женат? | Он мечтает о семье, любимой жене. Но он редко бывает в обществе, он стеснительный и скромный, у него нет знакомств, он нигде не бывает. |
3) Он богатый человек? | Обломов почти разорен. Его имением занимается староста, который его обворовывает. Хозяйство разрушено. Обломов получает из деревни письма с просьбой приехать, но все откладывает поездку, потому что у него еще не готов план преобразований имения. |
4) А сколько лет герою? | 32 - 33 года. Это возраст расцвета способностей и возможностей человека. |
Вывод: | Обломов – странная личность. |
Но вот мы и пришли на Гороховую улицу. Давайте зайдем в дом.
Работа с текстом произведения: Часть первая, глава 1.
Фронтальная работа.
ВОПРОС | ОТВЕТ (подтверждается цитатой из текста) |
1) Теория: как называется описание жилища? | Интерьер |
2) Сколько комнат в квартире? | 4 комнаты, но жил он в одной. Она была и спальней, и кабинетом, и приемной, и столовой. В остальных мебель была закрыта чехлами, на окнах закрыты шторы. |
3) Что из себя представляет жилище героя? | Бюро красного дерев, обитые шелком диваны, ковры, картины, бронза, фарфор. Паутина, пыльное зеркало, пятна на коврах, грязная посуда и крошки на столе. |
Вывод: | Красивая обстановка и дорогие вещи не важны для хозяина, на всем в его доме лежит печать запустения, запущенности. |
А вот и хозяин квартиры –Илья Ильич Обломов. Каков он из себя?
Работа с текстом произведения: Часть первая, глава 1, 6, 7. Ответы обучающихся иллюстрируются цитатами из текста.
Фронтальная работа.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Теория: как называется описание человека в литературе? | Портрет |
2) Внешность героя. | Тридцатилетний мужчина среднего роста, приятной наружности, обрюзг не по летам, маленькие руки, мягкие плечи, изнеженный. |
3) Характер | Беспечный, мягкий, апатичный. |
4) Костюм | Удобный шлафрок (халат) из персидского шелка, очень широкий, мягкий и удобный. Домашние мягкие, широкие, длинные туфли. |
5) Любимые занятия | Лежать на диване, смотреть в окно и мечтать, строить планы. |
6) Теория: как называют вещи, предметы, характеризующие героя? | Художественная деталь |
7) Назовите художественные детали, характеризующие Обломова. | Халат, домашние туфли, диван. |
8) Проанализируем художественное оформление книг, по которым мы работаем. | На обложке художник изображает вещи, характеризующие героя: диван, на него брошен халат, под диваном домашние туфли. |
9) Ключевые слова в описании героя, его вещей, обстановки. | Гладкий, мягкий, широкий, удобный. |
10) Явления, сопровождающие жизнь героя | Каждый день Обломов лежа на диване видит в окно закат. Он восхищается этим роскошным, красивым зрелищем. Рассветов герой не может видеть – рано утром он спит. |
11) Люди, находящиеся радом с героем | Слуга Захар состоит при Обломове всю жизнь. Он лентяй, неряха, неопрятный, неловкий, но преданный. |
12) Срочные дела героя | 1. Ответить на письмо старосты, заняться делами имения 2. Найти новую квартиру и переехать 3. Заняться счетами |
13) Как герой занимается делами, как решает насущные проблемы? | Расстраивается: «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достает», теряется, откладывает решение на потом. Проблемы пугают героя. Он не знает, как их решать. |
14) На что рассчитывает герой в решении своих проблем? | Ключевые слова: авось, может быть, как-нибудь. Надеется на счастливый случай, неожиданную помощь или «как-нибудь само устроится». |
Вывод: | Обломов – человек с мягким характером. Он находится в постоянном расслабленном состоянии покоя, любит комфорт. Лежать на диване – нормальное состояние героя. Обломов живет в иллюзорном мире. Настоящая жизнь, счастье, победы - в мечтах. В реальной жизни он беспомощен. |
Группа обучающихся представляет индивидуальное домашнее задание – мини-презентацию на тему «Портрет Обломова» (портреты героя, в исполнении разных художников; кадры из фильма «Один день из жизни Обломова», иллюстрации к разным изданиям произведения).
Теперь мы хорошо представляем внешний облик героя, черты его характера, знаем, какой образ жизни он ведет.
Но мы не одни в гостях у Обломова. Кто и зачем приходит к Обломову?
Самостоятельная работа. Групповое задание (разноуровневое). Ответы на вопросы с приведением цитат. Часть 1, глава 2, 3.
№ группы | ВОПРОС | ОТВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1 группа | Кто приходит к Обломову? | Знакомые и бывшие сослуживцы: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. |
2 группа | О чем разговаривают? | Рассказывают о карьере, своих личных делах, светской жизни, общих знакомых. Приглашают Обломова на гулянье, в парк, в гости. |
3 группа | Зачем гости приходят к Обломову? | Пообедать, пообщаться, прихватить вещи, занять денег, покурить дорогие сигары, похвастаться. У Обломова они «находили теплый покойный приют». |
4 группа | Зачем Обломову гости? | От Тарантьева ждал советов и помощи в решении своих проблем. Алексеев был для него благодарным слушателем. Благодаря гостям Обломов поддерживает связь с миром. |
5 группа | Мнение Обломова о карьере. | Рассказам о карьере и службе он не завидует, а сочувствует. Обломов гордился и «испытывал чувство мирной радости», что ему не надо ходить на службу. |
6 группа | Мнение Обломова о светской жизни. | Светская жизнь была ему скучна, Обломов считал балы и приемы пустой тратой времени и суетой. |
7 группа | Мнение Обломова о современном искусстве и отношении к человеку. | Современное искусство, по мнению Обломова, пусто, не сочувствует человеку, существует по принципу: «Для мысли не надо сердца». Обломов считает человека – вселенной, «сосудом, в котором есть высшее начало». Обломов эмоционально спорит, доказывая, что «человека надо любить, помнить в нем самого себя», «падшему надо протянуть руку или горько плакать над ним». |
Вывод: | Обломову нужны гости, чтобы поддерживать связь с внешним миром, узнать новости, послушать других и высказать свое мнение. |
- Этап первичной проверки понимания учащимися новых знаний.
Задачи:
- установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
- выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
- выявить неверные представления и скорректировать их.
Что теперь мы можем сказать о герое? Меняется ли наше мнение о нем?
Диспут. Выскажете свое мнение о мировоззрении героя.
* Обломов – человек с богатым внутренним миром.
* Он самодостаточен.
* У него есть жизненные принципы, приоритеты, своя точка зрения на все.
* Он не хочет поступать как все.
* Обломов отвергает бесполезные и скучные занятия. Свобода и покой необходимы ему для внутренней жизни: размышлений, проектов, мечтаний.
* По его мнению, это полезнее и приятнее душных приемов, утомительных застолий и скучных пьес, осуждающих человека.
* Он живет в гармонии с самим собой и очень бы хотел жить в гармонии с окружающим миром, но это у него не получается.
- Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.
Задачи:
- закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу;
- установить правильность и осознанность изученного материала;
- обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Составление сводной таблицы «Портрет героя» по пунктам на доске и в тетрадях.
№ п/п | Критерий (называется учителем) | Характеристика (дается обучающимися) |
1 | Имя | Илья Ильич (мягкое, нежное, с большим количеством мягких знаков, переливающееся). |
2 | Внешность | Приятный, симпатичный, изнеженный, обрюзгший. |
3 | Характер | Мягкий, добрый, доверчивый, нерешительный. |
4 | Отношение к жизни | Беспечное, легкомысленное, не умеет решать проблемы, боится жизни. |
5 | Деятельность | Внутренняя жизнь –«простор чувствам и воображению». |
6 | Светская жизнь | Пустая трата времени |
7 | Карьера | Напрасная суета. Не умеет работать, боится ответственности. |
8 | Отношение к своему образу жизни | Рад так жизнь, счастлив, что может себе это позволить. |
VIII. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. выделить основное и сформулировать выводы;
2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;
3. выделять мировоззренческие идеи;
4. установить причинно-следственные связи между понятиями.
Подведем итоги сегодняшнего урока. Мы познакомились с героем, узнали о его образе жизни, мировоззрении, интересах, мечтах и страхах.
Давайте вернемся к высказываниям критиков.
Фронтальный опрос.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1. Почему Н.А. Добролюбов назвал Обломова «лишним человеком»? | Обломов критиковал устройство жизни, не хотел участвовать в жизни общества. |
2. За что, по мнению А.В. Дружинина Обломов «заслуживает беспредельной любви»? | К Обломову тянутся люди из-за его доброты, щедрости, мягкого характера. |
3. Согласимся ли мы с высказыванием Тургенева? | Многие черты Обломова есть в русском национальном характере: доброта, отходчивость, щедрость, любовь к свободе, надежда на «авось», желание пофилософствовать, помечтать. |
4. Мнение какого критика вам ближе? | Индивидуальные ответы. |
IX. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Задачи:
- выявить качество и уровень знаний;
- обеспечить коррекцию знаний;
- дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.
Результат учебной деятельности. Вербальная рефлексия | Обучающиеся отвечают на вопрос: «Что узнали нового о герое произведения?» Мы побывали в гостях у литературного героя, увидели его жилище, узнали круг его общения, его интересы. |
Перспектива дальнейшей работы. | Обстоятельства заставляют героя задуматься: «Почему я такой?» Почему Обломов боится жизни, не умеет решать проблемы, не умеет работать и учиться? На все эти вопросы мы ответим на следующем уроке. |
Результат работы на уроке. Самоанализ, самооценка. | Тест
|
Домашнее задание. | Домашнее задание: часть 1, глава 9 – «Сон Обломова» - чтение, знание текста, пересказ. |
Оценки | Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)
Тема урока: «В гостях у Словарей»Тип урока: урок развития речи.Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике ...
Комментарии
Урок по роману Гончарова "Обломов"