Великий Храм Природы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Рачковская Татьяна Федоровна

Урок литературы в 6 классе по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Урок проводится в форме мастерской. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_velikiy_hram_prirody.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по сказке-были

М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

«Великий Храм Природы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-размышление

Формы работы:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • работа в группах

Цели урока:

Личностные:

  • развитие мыслительных навыков, необходимых как в учении, так и в жизни;
  • осознание ценности изучаемого материала и практической его важности;
  • развитие эстетических и творческих способностей.

Регулятивные:

  • умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации;

Познавательные:

  • развитие у учащихся внимания к слову как к выразительному средству языка;
  • поиск и выделение информации в тексте.

Коммуникативные:

  • формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции;
  • умение работать в группе.

Задачи урока:

Личностные:

  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
  • воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

Регулятивные:

  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;

Познавательные:

  • раскрыть метафоричность и символику языка произведения;
  • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование: Слайд № 2

  1. Базовый учебник «Литература 6 класс» п/р В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2011
  2. Компьютер, проектор
  3. Портрет М.М.Пришвина
  4. Выставка книг писателя,  книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку
  5. Рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, альбомы о лесных ягодах и охотничьих собаках, топографическая карта
  6.  Бейджики с названиями групп: «Литературоведы», «Лингвисты», «Писатели», «Художники», «Поэты», «Кинологи», «Ботаники», «Ономастика»
  7. Презентация «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?»

Слайд № 3

“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

                                                                                                                       К.Г.Паустовский

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”                                                                

                                                                                                                             К.Г.Паустовский

                                                                                                       Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                                                 Ф. И. Тютчев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

 - Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”. Вы многое знаете об этом произведении и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы. Прежде чем начать работу, обратимся к словам К.Г.Паустовского. Скажите, что объединяет эти высказывания с текстом, который мы анализируем?

 Внимание писателя к слову.

Слайд № 4

Вместе  с ребятами ставим цель сегодняшнего занятия: показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего в мире, определяем задачи для анализа текста:

  • Раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения;
  • Показать единство человека и природы;
  • Понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остается человеком и в трудной ситуации;
  • Сделать мудрый вывод о высоком назначении человека – быть ответственным за все живое на земле.

 - Раскрыть метафоричность языка писателя нам помогут ребята из группы литературоведов. Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось. (Приложение № 1)

II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”      

– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.

Слайд  № 5

– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? Какие примеры сравнений и олицетворений вы нашли в тексте?

Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.

 - А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?

Сказка – быль

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.

Слайд № 6

III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”

В толковом словаре С.И.Ожегова слово «Быль» имеет два значения:

Быль: 1.То, что было в прошлом.

2.То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка: 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2.Выдумка, ложь.

3.То же, что чудо.

 - Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное. Что же можно считать былью в этом произведении?

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

 - Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны. (Приложение № 2)

Слайд № 7

IV. Художественный пересказ описания ели и сосны. Музыкальное сопровождение: Вильгельм Рихард Вагнер «Реквием по мечте».

V. Выбор пути. Детальный анализ текста.

 - И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина. Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.

Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)

– Что произошло потом?

Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой.

– Как природа помогает понять настроение спорящих ребят?  Найдите и прочитайте описание солнца. Как оно изменяется?

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

Слайд № 8

 - Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

 - А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

Музыкальное сопровождение: Вильгельм Рихард Вагнер «Реквием по мечте»

Слайд № 9

Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.

 - Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

 - Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши и расскажут нам, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?

VI. Сообщение “Топографов”

 Слайд № 10

Мы постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя,  на рисунке это видно, отправляется совсем в другую сторону. (Приложение № 3)

 - Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

 - А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику?  (Приложение № 4)

- Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу.

 - А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Федора ИвановичаТютчева?

Слайд № 3

Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.

 - Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?

Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.

 - Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.

Слайд № 11

VII.  Сообщение группы “Ботаники” (Приложение № 5)

 - Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в справочной литературе? Какой же мы делаем вывод?

У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.

 - А в других произведениях вы встречали описание ягод? Группа «Поэты» нам представят, как поэты описывают эти ягоды.

Слайд № 12

VIII.  Сообщение группы “Поэты” (Приложение № 6)

- Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Это хорошо показано на иллюстрации в учебнике литературы. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.

 - Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?

– Для контраста.

– А что значит контраст?

– Противопоставление.

– Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.

– Для чего они собирают?

– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.

– А что происходит дальше?

Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.

– Кто же заставил Настю встать на ноги?

– Змея, и пень, и лось.

– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

Эвакуированным ленинградским детям из детского дома.

– Но ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?

Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.

– А какой породы была Травка?

– Гончая.

– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

Слайд № 13

IX. Сообщение “Кинологов” (Приложение № 7)

Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.

 - Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

 Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

– Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.

X. Рефлексия

Слайд № 14

На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром как синквейн, вы работали по составлению синквейна по образу Насти и Митраши. Повторим синквейн. А сейчас напишите синквейн по слову «Урок».

Музыкальное сопровождение: Фридрих Шопен

XI. Подведение итогов.

 - Итак, цель нашего занятия достигнута. В любом деле человек ставит цель и добивается ее, решая многие задачи. Цель и задачи – рядом стоящие понятия в любой деятельности. Цель – руководство к действию, задача – это действие. Желаю вам всегда добиваться поставленных целей и решать для этого необходимые задачи.

Слайд№ 15

VIII. Домашнее задание.

Письменное Написать сочинение-миниатюру: «Что я узнал о жизни, прочитав "Кладовую солнца” М.М.Пришвина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великий храм природы" в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина....

Сценарий Пасхального фестиваля "Свет воссиял великий" 2013 год. МБОУ ДОД ЦДТ ст.Ладожской совместно со Свято-Успенским храмом станицы Ладожской

Ежегодный пасхальный фестиваль проводится уже не первый год для детей нашей станицы на Светлой Пасхальной седмице. Школы готовят выступления детей на 10 минут по теме фестиваля. Жюри отмечает всех уча...

Открытый урок "Поэма русской природы - Храмы Покрова"

Открытый урок "Поэма русской природы - Храмы Покрова" проведён в рамках I Межрегиональной научно-практической конференции "Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждени...

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....

Цветы - великий дар природы

В мире существует просто невероятное количество цветов. Они радуют нас своей неповторимой красотой и пьянящим ароматом. Они способны снять стресс и поднять настроение человеку. Загадки про цветы откры...

Сценарий экологического вечера для учащихся 5-11 классов "Природы храм"

Аннотация к разработке.- Данная разработка дает возможность всем участникам: и выступающим и зрителям увидеть связь прошлого с будущим, перспективы развития отношений человека и природы. Этот экологич...

Великие храмы

Описание храмов....