Открытый урок по литературе в 6 классе "Проказы матушки зимы".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Открытый урок был представлен на Дне открытых дверей МБОУ "Шкла №66" г. Рязани. Вместе с учащимися в уроке-игре принимали участие их родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проказы матушки зимы.

Ведущий – учитель русского языка и литературы.

Оборудование: стихотворения о зиме С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева А.С. Пушкина,  чистые листы бумаги, карандаши,  раздаточный материал (таблицы для оформления «паспорта» зимы), медиа-доска.

Цели урока:

Обучающая: организовать учебную деятельность по выработке умений правильного анализа лирических стихотворений;

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений анализировать и сравнивать разные лирические произведения, посвященных зиме; обучение работе в группах;

Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся стойкого положительного отношения к изучению произведений русских поэтов.

Ход урока.

  1. Учащиеся делятся на 2 команды, придумывают название, определяют капитанов.
  2. Учитель.  Сегодняшний урок не совсем обычный. Он посвящен наступающей зиме. Это волшебное время года, которое нашло отражение в творчестве многих поэтов, писателей, музыкантов. Слайд №1

Что для вас зима? Какие произведения о зиме вы изучали? Какой предстает зима в этих произведениях? (Ответы детей).

Учитель. Судя по вашим ответам, зима – не только холод, стужа, морозы, но и веселье, игры на снегу, на льду, чудесные праздники.

Эти две стороны зимы отметили и наши поэты, писатели. Сегодня мы не только прочтем, послушаем произведения о зиме, но и составим своеобразный ее «паспорт». На столах вы видите тексты стихотворений и таблички. (Слайд № 2).  После прочтения произведения мы проанализируем его и занесем соответствующие данные в нашу табличку. А в конце урока посмотрим, что же получилось.

1-я ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» (Слайды № 3,4).

«Зимнее утро» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня

Сообщение ученика. Это стихотворение было написано А.С. Пушкиным очень быстро, в течение одного дня, 3-го ноября 1829 года. Оно представляет собой зарисовку впечатлений поэта от прекрасного утра.

Учитель.

-какими словами описывает поэт морозное утро?

-зачем Пушкин включает в стихотворение описание зимнего вечера? Как называется этот прием?

-какие строки стихотворения соответствуют картине, изображенной на слайдах? Ответы учеников.

Учитель.

Сделайте первые записи в таблицу, назовите средства художественной выразительности, которые поэт использовал в своем стихотворении.

Учитель.

Всегда ли зима – это радость? Вспомните, в каком произведении зима – олицетворение разрушительной силы, приведшей к гибели людей?  (Ответы детей: Очерк «Буран» С.Т. Аксакова, в котором рассказывается о том, как буран стал причиной смерти нескольких человек.)

Учитель. Холодный зимний ветер, лютая стужа стали источником вдохновения итальянского композитора Антонио Вивальди.  Давайте прослушаем это произведение. (Слайд № 5. Прослушивание музыкального фрагмента). Какие ассоциации вызвала у вас эта композиция? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).

 А сейчас предлагаю вашему вниманию стихотворение Ф.И. Тютчева. (Слайд № 7).

 2-я ученица читает стихотворение .

«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Сообщение ученика. Стихотворение было создано в канун Нового Года, 31 декабря 1852, в Овстуге, усадьбе Ф. И. Тютчева (в одноимённом селе Жуковского района Брянской области), вскоре после возвращения поэта из Санкт-Петербурга, где он жил в меблированных комнатах на Большой Конюшенной (с октября по декабрь). Впервые опубликовано в 1886 году.

Учитель.

-какой предстает зима в этом стихотворении?

-почему зима в этом стихотворении названа чародейкой?

-каков центральный образ этого стихотворения?

-назовите художественные тропы, которые  использует поэт для создания картины волшебного леса? Приведите примеры из текста. Не забудьте внести данные в таблицу.

  1. Физкультминутка. Игра «Крокодильчики». Капитаны команд подходят к столу учителя и выбирают листок с названием сказки («Снегурочка», «Снежная королева», «Морозко», «Мороз Иванович», «Бабушка Метелица»).

  1. Учитель. Эта красавица-чародейка любит испытывать на прочность не только людей, но и всех живых существ. Морозы, метели, гололедица, свирепый ветер – все это обязательные приметы нашей героини. Об этом стихотворение С.А.Есенина «Поет зима -  аукает».

3-й ученик читает стихотворение. (Слайд №8).

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает…»

Поет зима — аукает...

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Учитель.

-назовите приметы зимы из этого стихотворения.

-кто страдает от зимы сильнее всего?

-с кем сравниваются пташки? Как называется это прием?

5. Учитель. Наш урок подошел к концу. Давайте прочитаем, что вы записали о зиме. (Дети читают заполненные таблицы.)

6. Учитель . А теперь заключительное задание. Представьте, что вам нужно в нескольких словах рассказать жителю теплых стран, что такое зима. Для этого я предлагаю вам составить синквейн.  Слова для синквейна вы должны будете взять из получившегося «паспорта» нашей героини. Напоминаю  правило составления синквейна. (Слайд №9). Задание выполняется под  музыкальную иллюстрацию Г. Свиридова к повести «Метель».

5 минут на подготовку. Зачитывают синквейн.

Учитель.  Благодарю вас за участие в сегодняшнем необычном уроке. И помните, что у русской зимы есть только один минус – минус тридцать! (Слайд № 10). До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проказы матушки зимы.

Слайд 2

Название стихотворения Автор Художественные средства (эпитеты, метафоры, звукопись) Образ зимы

Слайд 9

Синквейн Имя существительное прилагательное, прилагательное Глагол, глагол, глагол Простое предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по немецкому языку "В горое зима"

Открытый урок по немецкому языку "В городе зима" для 6 класса....

Открытый урок (7кл) на тему: Составление композиции «Зима»

Составить композицию по заданной теме, проявляя творчество, оригинальность и самостоятельность. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образный портрет волшебницы зимы....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...