Открытый урок по литературе в 6 классе "Проказы матушки зимы".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Открытый урок был представлен на Дне открытых дверей МБОУ "Шкла №66" г. Рязани. Вместе с учащимися в уроке-игре принимали участие их родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по литературе в 6 классе. | 27.67 КБ |
Презентация к открытому уроку по литературе в 6 классе. | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Проказы матушки зимы.
Ведущий – учитель русского языка и литературы.
Оборудование: стихотворения о зиме С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева А.С. Пушкина, чистые листы бумаги, карандаши, раздаточный материал (таблицы для оформления «паспорта» зимы), медиа-доска.
Цели урока:
Обучающая: организовать учебную деятельность по выработке умений правильного анализа лирических стихотворений;
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений анализировать и сравнивать разные лирические произведения, посвященных зиме; обучение работе в группах;
Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся стойкого положительного отношения к изучению произведений русских поэтов.
Ход урока.
- Учащиеся делятся на 2 команды, придумывают название, определяют капитанов.
- Учитель. Сегодняшний урок не совсем обычный. Он посвящен наступающей зиме. Это волшебное время года, которое нашло отражение в творчестве многих поэтов, писателей, музыкантов. Слайд №1
Что для вас зима? Какие произведения о зиме вы изучали? Какой предстает зима в этих произведениях? (Ответы детей).
Учитель. Судя по вашим ответам, зима – не только холод, стужа, морозы, но и веселье, игры на снегу, на льду, чудесные праздники.
Эти две стороны зимы отметили и наши поэты, писатели. Сегодня мы не только прочтем, послушаем произведения о зиме, но и составим своеобразный ее «паспорт». На столах вы видите тексты стихотворений и таблички. (Слайд № 2). После прочтения произведения мы проанализируем его и занесем соответствующие данные в нашу табличку. А в конце урока посмотрим, что же получилось.
1-я ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» (Слайды № 3,4).
«Зимнее утро» Александр Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня
Сообщение ученика. Это стихотворение было написано А.С. Пушкиным очень быстро, в течение одного дня, 3-го ноября 1829 года. Оно представляет собой зарисовку впечатлений поэта от прекрасного утра.
Учитель.
-какими словами описывает поэт морозное утро?
-зачем Пушкин включает в стихотворение описание зимнего вечера? Как называется этот прием?
-какие строки стихотворения соответствуют картине, изображенной на слайдах? Ответы учеников.
Учитель.
Сделайте первые записи в таблицу, назовите средства художественной выразительности, которые поэт использовал в своем стихотворении.
Учитель.
Всегда ли зима – это радость? Вспомните, в каком произведении зима – олицетворение разрушительной силы, приведшей к гибели людей? (Ответы детей: Очерк «Буран» С.Т. Аксакова, в котором рассказывается о том, как буран стал причиной смерти нескольких человек.)
Учитель. Холодный зимний ветер, лютая стужа стали источником вдохновения итальянского композитора Антонио Вивальди. Давайте прослушаем это произведение. (Слайд № 5. Прослушивание музыкального фрагмента). Какие ассоциации вызвала у вас эта композиция? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).
А сейчас предлагаю вашему вниманию стихотворение Ф.И. Тютчева. (Слайд № 7).
2-я ученица читает стихотворение .
«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Сообщение ученика. Стихотворение было создано в канун Нового Года, 31 декабря 1852, в Овстуге, усадьбе Ф. И. Тютчева (в одноимённом селе Жуковского района Брянской области), вскоре после возвращения поэта из Санкт-Петербурга, где он жил в меблированных комнатах на Большой Конюшенной (с октября по декабрь). Впервые опубликовано в 1886 году.
Учитель.
-какой предстает зима в этом стихотворении?
-почему зима в этом стихотворении названа чародейкой?
-каков центральный образ этого стихотворения?
-назовите художественные тропы, которые использует поэт для создания картины волшебного леса? Приведите примеры из текста. Не забудьте внести данные в таблицу.
- Физкультминутка. Игра «Крокодильчики». Капитаны команд подходят к столу учителя и выбирают листок с названием сказки («Снегурочка», «Снежная королева», «Морозко», «Мороз Иванович», «Бабушка Метелица»).
- Учитель. Эта красавица-чародейка любит испытывать на прочность не только людей, но и всех живых существ. Морозы, метели, гололедица, свирепый ветер – все это обязательные приметы нашей героини. Об этом стихотворение С.А.Есенина «Поет зима - аукает».
3-й ученик читает стихотворение. (Слайд №8).
С.А. Есенин «Поёт зима, аукает…»
Поет зима — аукает...
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Учитель.
-назовите приметы зимы из этого стихотворения.
-кто страдает от зимы сильнее всего?
-с кем сравниваются пташки? Как называется это прием?
5. Учитель. Наш урок подошел к концу. Давайте прочитаем, что вы записали о зиме. (Дети читают заполненные таблицы.)
6. Учитель . А теперь заключительное задание. Представьте, что вам нужно в нескольких словах рассказать жителю теплых стран, что такое зима. Для этого я предлагаю вам составить синквейн. Слова для синквейна вы должны будете взять из получившегося «паспорта» нашей героини. Напоминаю правило составления синквейна. (Слайд №9). Задание выполняется под музыкальную иллюстрацию Г. Свиридова к повести «Метель».
5 минут на подготовку. Зачитывают синквейн.
Учитель. Благодарю вас за участие в сегодняшнем необычном уроке. И помните, что у русской зимы есть только один минус – минус тридцать! (Слайд № 10). До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Название стихотворения Автор Художественные средства (эпитеты, метафоры, звукопись) Образ зимы
Синквейн Имя существительное прилагательное, прилагательное Глагол, глагол, глагол Простое предложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по немецкому языку "В горое зима"
Открытый урок по немецкому языку "В городе зима" для 6 класса....
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h...
Открытый урок (7кл) на тему: Составление композиции «Зима»
Составить композицию по заданной теме, проявляя творчество, оригинальность и самостоятельность. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образный портрет волшебницы зимы....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...