Урок внеклассного чтения в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_8_klasse_.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 8 классе
К.Г.Паустовский. «Английская бритва».
(Чтение с остановками)
Дата проведения: 07.04.2015
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и исследовательской деятельности.
Результаты:
Предметные
- подбирать материал и готовить сообщение;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- выявлять и характеризовать признаки рассказа;
- выразительно читать рассказ К.Г. Паустовского «Английская бритва»;
- характеризовать образы рассказа К.Г. Паустовского «Английская бритва»;
- составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод.
Метапредметные
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.
2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи,
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.
6. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
Личностные
- формировать социокультурную компетентность, уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- осознание ценности русской литературы о Великой Отечественной войне, важности гуманного отношения к людям.
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
|
|
|
|
Оборудование:
- мультимедийная презентация
- интерактивная доска
- рабочий лист группы
- документ-камера
- ММП к УМК
- музыкальные фрагменты (для проведения музыкальной минутки)
Цели:
- ознакомление с содержанием рассказа; осмысление идейного содержания произведения;
- развитие умений анализировать эпическое произведение;
- воспитание чувства патриотизма, неприятия войны, жестокости, человеконенавистничества; воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей.
I часть. Организационный момент. Мотивация
- Учитель:
- Как вы понимаете значение слова «начитанность»?
- Насколько для вас актуально стремление стать начитанным человеком?
- Постановка цели урока
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы будем читать, анализировать прочитанное литературное произведение.
- Вы будете работать индивидуально и в группах. Это требует от каждого члена группы соблюдения определённых правил. Попробуйте вспомнить эти правила. (Учащиеся озвучивают правила работы в группах.)
Желаю вам успеха.
II часть. Составление объективного портрета
писателя К.Г.Паустовского.
1. Работа по вариантам.
1 вариант.
Прочитайте отрывки из книги - эссе «Золотая роза» К.Г. Паустовского. Выберите то высказывание, которое вам наиболее понятно, или же то, которое показалось вам наиболее интересным. Прокомментируйте свой выбор. (Время – 3 минуты)
2 вариант.
Прочитайте отрывки из книги - эссе «Золотая роза» К.Г. Паустовского. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос –
Как эти размышления помогают понять Паустовского-писателя? (Время – 3 минуты)
Работа в группе
Обсудите в группе следующие вопросы. Подготовьте литературоведческий комментарий.
Какое эпическое произведение называется рассказом? Вспомните композиционные элементы рассказа.
Каково назначение каждого элемента композиции?
(Время – 3 минуты)
Индивидуальные задания:
- Найдите в словаре иностранных слов и в толковом словаре объяснение слов: эллины, пелопонесский, купидон, кантор. (Время – 3 минуты)
- Найдите в дополнительной литературе объяснение личных имён Фридрих Шиллер, Ахиллес (Время – 3 минуты)
2.Представление работы групп.
III часть
Чтение рассказа с остановками и осмысление его содержания рассказа
I этап. «Вызов».
Учитель:
- Мы приступаем к следующей части урока – чтение рассказа К.Г. Паустовского. Рассказ называется «Английская бритва».
- Можем ли мы по заглавию определить, каким будет содержание рассказа?
- Как вы относитесь к произведениям о Великой Отечественной войне?
- Что в произведениях о войне является для вас самым волнующим?
- В основу сюжета рассказа положена история, происшедшая во время ВОв.
- Рассказ написан в 1941 году, в первый год войны. Как вы предполагаете, каким будет настроение всего рассказа?
II этап. Чтение и осмысление рассказа.
- Чтение «про себя» и анализ начала рассказа.
- Прочтите про себя начало рассказа.
- Прочитайте вслух.
- Каково предназначение этой части?
- Как называется эта композиционная часть?
- Каким настроением проникнуто такое вступление?
- Назовите слова и словосочетания, благодаря которым создается мрачное, тревожное настроение.
- Как вы думаете, почему в этой части, преобладают звуковые образы?
- Чтение вслух и анализ 2 части рассказа.
- Каково предназначение этой части произведения?
- Перечислите детали портрета главного героя.
- Какое значение имеют эти детали?
- Можем ли мы предположить, как дальше будут развиваться события?
- Чтение про себя и анализ 3 части рассказа.
- Прочитайте эту часть про себя.
- Чтение вслух.
- Какое значение для идеи рассказа может иметь то, что повествование связано с детьми?
- Что вызывает наше сочувствие?
- Какие детали помогают автору передать трагичность описанной ситуации?
- Можем ли мы предположить, как дальше будут развиваться события?
- Чтение про себя и анализ 4 части рассказа.
- Найдите предложение, в котором продолжает создаваться тревожная и мрачная атмосфера?
- Как он относится к представителям других национальностей?
- Какое значение для идеи произведения имеет этот факт?
- Как характеризует немецкого лейтенанта реплика «Это что за спектакль?»
- Почему этого героя автор наделяет именем Фридрих?
- Каково значение антитезы между значением слов Кольберга и тем, что он произносит свои слова «мягко» («Мягко сказал лейтенант»)?
- Назовите основное средство, с помощью которого создаётся образ немецкого лейтенанта Фридриха Кольберга.
- Как бы вы охарактеризовали нравственный облик этого героя?
- Чтение про себя и анализ 5 части рассказа.
- Каковы ваши чувства? Чем они вызваны?
- Как объясняет Кольберг свой приказ паракмахеру?
- Каковы ваши предположения о дальнейших событиях?
- Что даёт основание сделать такие предположения?
- Чтение про себя и анализ 6 части рассказа.
Индивидуальное задание – подготовить чтение по ролям.
- Чтение по ролям (4 чел.)
- Удалось ли ребятам передать средствами выразительного чтения авторский замысел?
- Каков авторский замысел этой части повествования?
- В чем трагизм описанных событий?
- Какие чувства вас охватывают? Чем вызванные эти чувства?
- Обратите внимание, слова какой части речи преобладают в повествовании? Почему?
- Часто ли автор использует выразительные средства языка? Почему? Найдите в этой части тропы. Сравнение и эпитет. Очень скупо.
- Какие мысли возникают после прочтения этой части?
- Чтение учителем и анализ 7 части рассказа.
- Как автор передаёт внутреннее состояние слушавшего эту историю майора?
- Каким будет финал этой истории? Объясните.
- Чтение вслух и анализ 8 части рассказа.
- Ожидаем ли такой финал?
- Чем он оказался неожиданным?
- Почему парикмахер не пустил в ход бритву?
- Как это его характеризует?
- Чтение вслух и анализ 9 части рассказа.
Обсудите в группе вопросы.
- Как вы думаете, почему автор вводит в рассказ образы бойцов и майора?
- Чтение вслух и анализ 10 части рассказа.
- Как соотносятся начало и конец повествования?
- Какое значение имеют в концовке зрительные образы?
- Предварительное задание:
выразительное чтение наизусть отрывка из рассказа К.Паустовского «Английская бритва»
IV часть
Составление устной рецензии на рассказ. Рефлексия
Учитель:
- Сейчас нам предстоит составить коллективную рецензию на рассказ.
- Обратимся к композиции рецензии.
- 1 часть рецензии – отзыв. Постройте связное развёрнутое высказывание, передающее ваши впечатления от прочитанного.
- 2 часть рецензии – критический разбор произведения. Вам предстоит, работая в группах совещаясь, составить часть этого разбора. Время на подготовку – 3 минуты, время выступления -1 минута.
[1 группа - библиографическое описание произведения (информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания)
2 группа – развёрнутый ответ на вопросы: какие темы рассматриваются, какие проблемы поднимаются в рассказе?
3 группа - развёрнутый ответ на вопрос: каковы основные выводя автора (основные идеи)?
4 группа - развёрнутый ответ на вопрос: в чем особенности композиции (построения) произведения?
5 группа - охарактеризуйте главные образы рассказа.
6 группа – отметьте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и другие особенности творческой манеры автора]
Задания для групп
IV часть Составление рецензии на рассказ. Рефлексия
1 группа –
Библиографическое описание произведения (информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания
2 группа –
Развёрнутые ответы на вопросы: какие темы рассматриваются, какие проблемы поднимаются в рассказе?
3 группа –
Развёрнутый ответ на вопрос: каковы основные выводы автора (основные идеи)?
4 группа - развёрнутый ответ на вопрос: в чем особенности композиции (построения) произведения?
5 группа –
Охарактеризуйте главные образы рассказа.
6 группа –
Отметьте изобразительно-выразительные средства, используемые автором, и другие особенности творческой манеры автора.
Задание всему классу
3 часть рецензии - оценка произведения - это определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики. Продумайте собственную оценку рассказа. (1 минута). Задание выполняется устно.
Ответы учащихся
Заключительный этап урока
Ответ на вопрос:
-Какие мысли автора вам кажутся актуальными сегодня?
Домашнее задание:
Подготовить устную рецензию на рассказ К.Г. Паустовского «Английская бритва».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...