Презентация с методическим сопровождением "Болдино"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Зайцева Лариса Николаевна

Творчество А. С. пушкина мы начинаем изучать с начальной школы вплоть до 9 класса. Разработка поможет побывать учащимся в одном из самых красивых и удивительных мест на Нижегородской земле в Болдине. Здесь находится музей-заповедник А. С. Пушкина. В 9 классе все творчество Пушкина поделено на периоды. Одним из самых плодотворных считается Болдинский периодддд. За столь короткое время было написано огромное количество произведений. Прежде чем их изучать, нужно познакомиться с этим замечательным местом. В этом поможет данный ресурс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 46275_46275_6dv.rar1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки,

Починковского района, Нижегородской области.

Методическое сопровождение.

Лекция для учителя

   Вы еще не бывали в Болдине? Вас ждет встреча с одним из самых красивых и удивительных мест на нижегородской земле. Вы, конечно, знаете, что здесь находится музей-заповедник Александра Сергеевича Пушкина.

  Давным-давно, еще в начале семнадцатого столетия, эта земля была пожалована дворянскому роду Пушкиных в потомственное владение за ратные подвиги и честную службу Отечеству.

   А. С. Пушкин приезжал сюда, в имение своих предков, трижды – в 1830, 1833 и 1834 годах. Тогда Болдино принадлежало его отцу, который редко бывал здесь – ведь семья Пушкиных жила в Москве, а позднее в Петербурге. Поэтому усадебный дом пустовал. Александр Сергеевич оказывался его единственным обитателем.

  Пушкин бывал в Болдине всегда осенью. Он очень любил это время года и обычно много писал в осенние месяцы. Так было и в Болдине. Самой плодотворной в его жизни стала осень 1830 года.

   Никогда ни один великий поэт в мире не мог написать так много за столь короткое время. Многие называют Болдинскую осень чудом и приезжают в Болдино, чтобы своими глазами увидеть те места, где много лет назад это чудо свершилось.

Слайд 2. До наших дней дожил старинный деревянный дом пушкинской усадьбы. Если вы приедете в Болдино и посетите музей, то пройдете по комнатам, где когда-то жил Пушкин. В этих стенах были созданы многие его произведения – стихотворения, поэмы, повести, сказки, которые мы помним, любим и перечитываем много раз в течение нашей жизни.

Слайд 3. В Болдине рабочим кабинетом для Пушкина стала обычная комната. Здесь он спал. Проснувшись утром, пил кофе и, устроившись на диване с толстой тетрадью на коленях, начинал писать. Ближе к вечеру Пушкин выходил из дома и отправлялся на прогулку. Осенью темнело рано. Вечером он читал и уже в девять часов ложился спать. Но часто ему не спалось, и тогда он вставал, зажигал свечи в подсвечнике и снова доставал свои рукописи. Иногда поэт работал ночи напролет.

Слайд 4. Самая большая комната в доме называется зальце Старинная мебель – круглый стол, диван, кресла – все это подлинные вещи пушкинского времени, которые так же стояли здесь и двести лет назад.

На стенах – портреты предков поэта.

  В таких комнатах в дворянских усадьбах в те времена обычно принимали гостей, устраивали танцы или детские праздники.

  Но в болдинском доме при Александре Сергеевиче было пусто и тихо. А сам он почти все время проводил в комнате рядом с зальцем, где находился его кабинет.

Слайд 5 – 6 . Осенью 1834 года Александр Сергеевич в последний раз побывал в Болдине. В это время в доме шел ремонт. Ему пришлось поселиться неподалеку, в свободной комнате большой бревенчатой избы, где находилась вотчинная контора. Так называли ее потому, что здесь велись дела по управлению вотчиной – родовым имением Пушкиных. Сюда болдинские крестьяне приносили оброк. Конторщик вел хозяйственные тетради. Отдавал свои распоряжения и управляющий.

  Пушкин жил в комнате напротив и часто видел здесь крестьян, которые приходили в контору. Он разговаривал с ними, узнавал об их жизни, часто шутил. Крестьяне полюбили его и называли  веселым ласковым барином.

Слайд  7 – 8. Болдинские крестьяне знали, что Александр Сергеевич любит слушать народные песни и сказки. Крестьянские девушки собирались в людской. Так называлась изба, где жили дворовые – прислуга барской усадьбы. Сюда приходил и Пушкин, чтобы послушать песни девушек, которые они распевали за работой. Одни девушки пряли пряжу, другие ткали холсты на самодельных ткацких станках, которые стояли в людской. Пушкин слушал их песни, просил рассказывать сказки и все записывал в тетрадь, которую приносил с собой.

Слайд  9 – 10.  Во дворе болдинской усадьбы, кроме людской и других построек, находится и господская конюшня. Раньше здесь у Пушкиных содержалось шесть лошадей. Александр Сергеевич был прекрасным наездником и любил гулять верхом.

Слайд 11 – 12.  Во дворе находилась и господская баня. Баня делилась на две половины: мужскую и женскую. В женской половине мы видим стол и предметы для гаданий, ведь именно в бане девушки любили гадать.

Слайд 13. Перед господским домом находятся две одинаковых постройки, в которых жили служители церкви со своими семьями. Сейчас в этих домах, которые носят название поповский ряд, расположился музей кукол или музей пушкинских сказок.

Слайды 14 – 17. Не случайно здесь открыт такой музей. Болдино – родина пушкинских сказок. Ни разу поэт не уезжал отсюда без новой сказки. Первой была «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная осенью 1830 года. Две сказки – «О рыбаке и рыбке» и «О мертвой царевне и о семи богатырях» появились здесь в 1833 году. А в последний приезд в Болдино Пушкин написал «Сказку о золотом петушке».

  В музее вас ждет встреча с героями этих сказок. В одной из комнат вы как будто попадаете в старинный терем и видите молодую царевну с яблочком в руке. В другой перед вами – уголок бедной избы и старик со старухой у деревянного корыта. Встретите вы здесь и знакомых персонажей из «Сказки о золотом петушке», а также из «Сказки о царе Салтане», хотя и написана она была не в Болдине. Но музей решили  посвятить всем сказкам Пушкина, потому что пока больше такого музея нет нигде.

   В этом необычном музее многое сделано руками детей. В это трудно поверить. Как хороши куклы в чудесных костюмах, в которых мы сразу же узнаем знакомых сказочных героев! А с каким искусством написаны целые картины на шелку – глядя на них, вспоминаешь волшебные приключения этих героев, удивительные события, которые происходят в сказках. Необыкновенно красивы вышивки, медная посуда, украшенная самоцветами. Авторы всех этих чудес – воспитанники детского центра художественных ремесел из города Дзержинска. Не только дети потрудились над созданием музея пушкинских сказок. Здесь можно увидеть и произведения профессиональных художников, в которые они вложили всю свою любовь к сказкам Пушкина. Ведь с годами эта любовь не проходит. И когда в музей приходят взрослые, они радуются вместе с детьми встрече с добрым миром пушкинских сказок.

Слайд 18. В 1780-х гг. В Болдине развернулось строительство большой каменной церкви Успения Богородицы. Затем церковь была разрушена и восстановлена к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

Слайд 19 – 21. В болдинской усадьбе сохранился прекрасный старинный парк. Когда вы окажетесь здесь, вам обязательно захочется задержаться на мостике с белыми перилами и полюбоваться темной гладью пруда, в котором отражаются дом, деревья и сам мостик, на котором вы стоите. В парке два больших пруда – Верхний и Нижний.

  На берегу Верхнего пруда вы обязательно обратите внимание на древнюю ветлу. Когда-то ударом молнии расщепило ее ствол, одна из развилок рухнула в пруд, но дерево не погибло. Сейчас ветле уже около 250 лет – это самое старое дерево в болдинской усадьбе. Представьте только, что ее видел Пушкин, может быть, останавливался под нею, прислонялся к ее стволу. А перед домом-музеем растет лиственница, которую посадил сам Александр Сергеевич. Это было осенью 1833 года, когда он привез саженец с собою, возвратившись из поездки по Оренбургскому краю. Дерево выросло и постарело. Мы смотрим на него с удивлением и почтением – оно словно живое послание поэта нам, его потомкам.

Слайд 22 – 23. Окрестности села Болдино очень красивы и живописны. Пушкин любил прогулки верхом и часто приезжал в рощу Лучинник. Рассказывают, что такое название дал роще сам Пушкин. Однажды в вотчинную контору, куда в это время зашел Александр Сергеевич, привели крестьянина. Его собирались наказать за то, что рубил молодые березы в роще. Он оправдывался и говорил, что хотел заготовить лучин, чтобы было чем освещать избу. Пушкину стало жаль крестьянина, и он заступился за него. Только просил не губить больше молодую рощу. Ведь деревья и сами пока еще были тонкие, как лучины – не роща, а настоящий лучинник. «Вырастет – вам же на пользу и на радость будет», - сказал он.

   Роща и сейчас радует нас своей красотой. Особенно хороша она золотой осенью. А летом, в начале июня, здесь каждый год празднуют День рождения Пушкина. На большой поляне собирается народ со всей округи. Приезжают поэты, писатели, артисты из Москвы, Нижнего Новгорода, других городов России. В Болдине это самый радостный и долгожданный праздник.

Слайд 24. Перед домом установлен памятник поэту в 1979 году. Скульптор О. Комов. Архитектор Н. Комова. В усадьбе, у памятника А. С. Пушкину в день рождения всегда много цветов. Люди приносят их своему самому любимому поэту.

Литература: Т. Кезина «Приглашаем в пушкинское Болдино»

Болдино 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Презентация к методической разработке "Каждый павший - живой, если в сердце живет "

Презентация, посвященная памяти беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах....

Презентация к методической разработке "Easter"

Презентация к методической разработке внеклассного мероприятия в 5х классах пол теме "Easter"....

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке"

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке", с рекомендациями для учителей и родителей....

Презентация к методической разработке "Земля- наша общая забота"

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....