М. Горький «Детство»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Игра «Умники и умницы» по повести М. Горького «Детство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы» по повести М. Горького «Детство»

Описание, игры. В игре принимают участие девять учеников, из которых формируются игровые тройки. Если имеются три параллельных класса, целесообразно составить игровые тройки от каждого из них. Порядок игры троек решает жребий. Игра состоит из трех агонов (соревнований, состязаний). Из девяти участников трое выйдут в финал, в котором определится победитель. Зрители называются теоретиками и тоже участвуют в игре, они могут отвечать на вопросы и за правильный ответ награждаются орденом Шелкового Умника. Зрителями могут быть одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые. Для выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса. Красная дорожка является самой короткой, содержит только два вопроса, неправильны II ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры. Желтая дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком. Зеленая дорожка содержит четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно. Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша. Таким образом, верные ответы учеников на желтой и зеленой дорожках не гарантируют победы в случае правильных ответов игрока на красной дорожке. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ начисляется I балл, в конце игры подводится итог с вручением

приза самому эрудированному зрителю. Победители всех агонов встречаются в финале. Если один из агонов не выявил победителя, в финал допускается зритель, набравший наибольшее количество баллов. Выбор дорожки. Перед началом игры участники разыгрывают право выбрать дорожку, выполняя на время одно и то же задание (предварительное задание). Игрок, первым правильно выполнивший задание, выбирает дорожку. Игрок, выполнивший задание вторым, выбирает дорожку из двух оставшихся.

Ход викторины

Вступительное слово учителя

Учитель. Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького. Он родился в Нижнем Новгороде. Рано лишился родителей, провел детство в семье деда. Учиться Алеше не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси, узнал жизнь босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету. Вот почему, став писателем, он взял себе псевдоним Максим Горький. Впечатления этих лет Горький воплотил в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В автобиографических повестях М. Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. В известных произведениях о детских годах С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого основное внимание уделялось изображению внутреннего мира ребенка. Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период
жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь
в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь,
в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности,
тянется к светлому. Горький писал: «Вспоминая эти свинцовые
мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да
стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отве-'
чаю себе: стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не -»цохла
и по сей день.

преодолевает и преодолеет их». Эти высказывания являются ведущей нитью повести. Горький показывает мрачное и трагическое в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на ребенка.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому народу.

Первый агон

Задание для розыгрыша дорожек. Назовите настоящее имя писателя М. Горького. (Алексей Максимович Пешков?)

Зеленая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажал;! белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Кто это? (Бабушки Алеши, Акулина Ивановна?)

  1. С какой целью Вы приехали в Астрахань, где жила Ваша
    дочь?
    (Умер муж дочери, Максим, нужно было помочь с похоро
    нами, привезти дочь и Алешу в Нижний Новгород, в дом деда.)
  2. Когда Алеша впервые увидел Вас, он про себя отметил, что
    это «странный человек», и спросил: «Ты откуда пришла?» Что Вы
    ответили?
    («С верху, из Нижнего, да не пришла, а приехала! По
    воде-то не ходят, шиш!»)
  3. Когда Вы плыли до Нижнего, Вы часто любовались приро
    дой, теми видами, мимо которых проплывали. А как Вы развлекали

Алешу? (Примерный ответ. «И, понюхав табаку, начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе. Сказки сказывает она тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в гла-ча мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат ее слова. Слушать ее невыразимо приятно».)

4. Когда Вы доплыли до Нижнего, Вас встретила вся семья: дед, сыновья, внуки. Как Вы их всех назвали? («Эко неумное племя».)

Желтая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «И мне тоже захотелось убежать. Я вышел за дверь. В полутемной узкой щели было пусто. Недалеко от двери блестела медь на ступеньках лестницы. Взглянув наверх, я увидел людей с котомками и узлами в руках. Было ясно, что все уходят с парохода, - значит, и мне нужно уходить. Но когда вместе с толпою я очутился у борта парохода, перед мостками на берег, все стали кричать на меня: "Это чей? Чей ты?" Меня долго толкали, встряхивали, щупали. Наконец явился седой матрос и схватил меня, объяснив: "Это астраханский, из каюты"». Кто это? (Алеша Пешков, главный герой повести?)

  1. Какие эпизоды астраханской жизни запомнились Вам? (При
    мерный ответ.
    Повествование в повести движется не в хроно
    логическом порядке: картины возникают как результат наиболее
    сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка от столк
    новения с действительностью. Мои воспоминания начинаются
    с приезда бабушки, смерти отца. Помню похороны и путешествие
    по Волге до Нижнего.)
  2. Почему Вы разбили бутыль с молоком? (Примерный ответ.
    Когда бабушка с матерью ушли хоронить умершего новорожден
    ного братика, меня заперли в каюте. Я испугался, что меня хотят
    оставить одного на пустом пароходе. Взяв бутылку с молоком, я со
    всею силою ударил по ручке двери. Бутылка разбилась, молоко
    облило мне ноги, натекло в сапоги. Огорченный неудачей, я лег
    на узлы, заплакал тихонько и, в слезах, уснул.)
  3. Как Вы отнеслись к своим родственникам, когда познако
    мились с ними?
    (Примерный ответ. «И взрослые и дети - все
    не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже
    и бабушка как-то померкла, отдалилась. Особенно же не понра
    вился мне дед; я сразу почуял в нем врага, и у меня появилось
    особенное внимание к нему, опасливое любопытство».)

Красная дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Она всегда была строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь:

с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз от нее отвести - так буйно-красива и мили становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности. Кончив плясать, бабушка села на свое место к самовару; все хвалили ее, а она, поправляя волосы, говорила:

- А вы полноте-ка! Не видали вы настоящих-то плясуний. А вот у нас в Балахне была девка одна, - уж и не помню чья, как звали, -так иные, глядя на ее пляску, даже плакали в радости! Завидовали я ей, грешница!»)

  1. Как Вы вели себя во время пожара? (Примерный ответ.
    Строго, крепким голосом командовала, вынесла из огня бутыль
    с купоросным маслом, чтобы купорос не взорвался, подсказыва
    ла соседям, что надо сделать. «Она была так же интересна, как
    и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную,
    она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все
    видя».)
  2. Кого однажды Вы научили говорить? (Примерный ответ.
    Скворца, отнятого у кота. Ему я обрезала сломанное крыло, а на
    место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив
    птицу, учила ее говорить: «Скворушке - кашки!» Скворец свистел
    иволгой, передразнивал кошку, подражал вою собаки. Через неко
    торое время он довольно ясно просил каши, а завидя меня, тянул
    что-то похожее на «Дра-астуй...»)

Красная дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Длинный, костлявый..., бородатый, без шапки, с большими ушами, точно добрый колдун, мешает кипящую краску и все учит меня:

- Гляди всем прямо в глаза; собака на тебя бросится, и ей тоже, - отстанет...» Кто это? (Мастер Григорий?)

  1. Почему Вы даже за обедом, перед тем как взять нож или вил
    ку, смачивали слюной пальцы?
    (Примерный ответ. Яков и Михаил
    почти каждый вечер «шутили» надо мной, устраивали что-нибудь
    обидное и злое: то нагреют на огне ручки ножниц, то воткнут
    в сиденье моего стула гвоздь вверх острием или подложат, полу
    слепому, разноцветные куски материи, чтобы я их так сшил. Я вес
    сносил молча, только крякал тихонько да прежде чем дотронуться
    до утюга, ножниц, щипцов или наперстка, обильно смачивал паль
    цы слюною. Это стало привычкой».)
  2. Как сложилась Ваша судьба после того, как Василий Каши-
    рин выгнал Вас?
    (Примерный ответ. Мы с ним раньше дружки-
    приятели были, вместе это дело начинали, придумали. Потом он
    хозяином себя поставил, а я не сумел. Стал на него работать, а когда

я ослеп, он меня выгнал на улицу. Я ходил по миру с маленькой серой старушкой, которая водила меня под руку. Останавливаясь под окнами, она писклявым голосом тянула: - Подайте, Христа ради, слепому, убогому...)

Третий агон

Задание для розыгрыша дорожек. Как вы понимаете выражение «свинцовые мерзости дикой русской жизни»? (Выражением свинцовые мерзости дикой русской жизни автор называет бессмысленную злобу людей, зависть к добру, желание навредить другому, сделать его жизнь несчастной.)

Зеленая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали веселые раскосые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады». Кто это? (Цыганок.}

  1. Как появились Вы в доме Кашириных? (Примерный ответ.
    Я подкидыш; раннею весной, в дождливую ночь, меня нашли у во
    рот дома Кашириных на лавке. Дедушка хотел меня в полицию
    нести, да бабушка отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам
    послал вместо тех, которые померли. Ведь у бабушки восемнадцать
    было рожено. Приняли меня, окрестили Иваном.)
  2. Как Вы пытались облегчить боль Алеше, когда его порол
    дед?
    (Примерный ответ. Я пытался облегчить ему боль во время
    порки, подставляя под кнут свою руку. «Чуешь ли: как вошел дед
    в ярость, и вижу, запорет он тебя, так начал.я руку эту подставлять,
    ждал - переломится прут, дедушка-то отойдет за другим, а тебя
    и утащит бабаня или мать! Ну, прут не переломился, гибок, моче
    ный! А все-таки тебе меньше попало, - видишь, насколько?»)
  3. Как вы любили развлекать детей? (Примерный ответ. Я лю
    бил развлекать детей, когда деда дома не было. Я доставал из-за
    печи черных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал
    из бумаги сани, и по желтому столу разъезжала четверка вороных;
    приклеивал на спину таракана маленькую бумажку, гнал его за
    санями и объяснял, что монах тащит забытый мешок; связывал
    ножки таракана ниткой; насекомое ползло, тыкаясь головой: «Дья
    чок из кабака к вечерней идет». Показывал мышат, которые под
    мою команду стояли и ходили на задних лапах, волоча за собою
    длинные хвосты, смешно мигая черненькими бусинками бойких
    глаз. Умел делать фокусы с картами, деньгами.)

4. Что было вашей заветной мечтой? (Примерный ответ. Заветной моей мечтой была возможность петь. Слушая других людей, я всегда жаловался, что мне голос иметь хочется. Ежели бы голос Бог дал, десять лет я бы попел, а после - хоть в монахи.)

Желтая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масляном тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги». Кто это? (Дядя Яков.)

1.        Какую песню Вы любили петь в праздничные вечера, когда
не было дома деда?
(Примерный ответ. Выпивши, я почти всегда
пел сквозь зубы голосом - неприятно свистящим - бесконечную
песню:

Быть бы Якову собакою -Выл бы Яков с утра до ночи: Ой, скушно мне! Ой, грустно мне!)

  1. За что Вы иногда начинали каяться, бить и ругать себя?
    (Я забил насмерть свою жену, замучил, а теперь меня совесть
    дергает?)
  2. Как Ваше желание искупить грехи погубило Цыганка? (При
    мерный ответ.
    Я купил большой дубовый крест, чтобы поставить
    над могилою своей жены, и дал обет отнести крест на своих плечах
    до кладбища в годовщину смерти ее. В день годовщины мы с бра
    том взялись выполнить обещание, и комель креста положили на
    плечи Цыганка. Он споткнулся, упал, его и придавило.)

Красная дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Худенький, темный, с выпученными рачьими глазами... говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться. Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые его хвалили за послушание, за ум, но дедушка смотрел на него искоса и говорил: "Экой подхалим!"» Кто это? (Саша Яковов.)

1. Что Вы посоветовали Алеше, когда он захотел что-нибудь покрасить, как взрослые? (Примерный ответ. Узнав, что Алеша желает заняться ремеслом красильщика, я посоветовал ему взять из шкапа белую праздничную скатерть и окрасить ее в синий цвет, потому что белое всего легче красится.)

2. За что Вас выпорол дедушка? (Примерный ответ. «За наперсток». Желая подшутить над полуслепым Григорием, дядя Михаил велел мне накалить на огне свечи наперсток мастера. Я сильно накалил его и, незаметно подложив под руку Григория, спрятался за печку, но как раз в этот момент пришел дедушка, сел за работу и сам сунул палец в каленый наперсток. Дядя Михаил сказал, что это устроил Сашка Яковбв.)

Финал

Задание для розыгрыша дорожек. В каком году написана повесть «Детство»? Сколько лет тогда было автору? (Примерный ответ. Повесть написана в 1913 году, когда автору было уже 45 лет. Он живо воспроизвел жизнь, быт, взаимоотношения обитателей дома Кашириных, потому что в детстве он внимательно наблюдал эту жизнь и она имела огромное влияние на формирование его личности и подтолкнула к поискам другой жизни.)

Зеленая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в черной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен... вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца». Кто это? (Хорошее Дело.)

  1. Почему Вас так звали? (Я был нахлебником, то есть сто
    лующимся жильцом. Когда меня приглашали обедать, чай пить,
    я отвечал: «Хорошее дело». Так меня и стали звать.)
  2. Что Вы предложили Алеше взамен того, чтобы он не прихо
    дил к Вам?
    (Примерный ответ. Меня в доме не любили, а Алеше
    не разрешали приходить ко мне. Однако ему было любопытно,
    чем я занимаюсь, поэтому я обещал ему сделать налиток играть
    в бабки, получилась бы хорошая битка.)
  3. Какое впечатление оказала на Вас история про Ивана-воина
    и Мирона-отшельника?
    (Примерный ответ. «Теперь ясно было
    видно, что он плачет, — глаза его были полны слез; они выступали
    сверху и снизу, глаза купались в них; это было странно и очень
    жалостно. Он бегал по кухне, смешно, неуклюже подпрыгивая,
    размахивал очками перед носом своим, желая надеть их, и все
    не мог зацепить проволоку за уши... "Это - страшно русское, -
    возбужденно выкрикивал нахлебник. - Нельзя жить чужой сове
    стью, да, да!"»)
  4. С кем вы сильно подружились? (Примерный ответ. После
    вечера у Акулины Ивановны Алешу снова потянуло ко мне. С этого

времени наша дружба окрепла. Мы вместе молчали, сидя по вечерам, и «все было хорошо, как-то особенно, не по-всегдашнему понятно и близко». Я понимал внутренний мир мальчика, не запрещал говорить ему обо всем, что приходило в голову, но всегда умел отличить правду от лжи и выдумки.)

Желтая дорожка

Узнай героя и представь себя на его месте: «Она сидела на краю печи, опираясь ногами о приступок, наклоняясь к людям, освещенным огнем маленькой жестяной лампы; уж это всегда, если она была в ударе, она забиралась на печь, объясняя:

— Мне сверху надо говорить, — сверху-то лучше!» Кто это? (Бабушка.)

  1. Как Вы относились к Хорошему Делу? (Примерный ответ.
    Я не понимала его и боялась, считала его чернокнижником. Когда
    он пожаловался, что одинок, что у него никого нет, я не поняла его
    душевного порыва, посоветовала жениться, думая, что об одино
    честве он говорит в бытовом плане. Алеше я сказала: «Ты, гляди,
    не очень вертись около него; Бог его знает, какой он такой». После
    его отъезда я принялась мыть и чистить его грязную комнату.)
  2. Что Вы рассказывали Алеше, когда он болел оспой? (При
    мерный ответ.
    Алешу поместили на задний чердак. К нему ходил;)
    только я, кормила его с ложки, рассказывала бесконечные, всегда
    новые сказки. Однажды рассказала про отца, Максима, о том, как
    они обвенчались с матерью, как жили в Нижнем, а потом уехали
    в Астрахань.)
  3. Как Вы жили с дедом, когда он решил отделиться от Вас?
    (Примерный ответ. Он отдал мне все горшки, плошки, всю посуду.
    Затем отобрал все старинные платья, вещи, лисий салоп, продал вес
    за семьсот рублей, а деньги отдал в рост под проценты. В доме все
    строго делилось: один день готовила я из купленной на мои деньги
    провизии, на другой день провизию и хлеб покупал дедушка. Даже
    масло для лампадки пред образом каждый покупал свое.)

Красная дорожка

«И вот, наконец, я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета, с непонятным титулом - "Фата-Моргана", дали мне также похвальный лист». Кто это? (Алеша Пешков?)

1. Как Вы зарабатывали деньги, когда дед с бабушкой разделились? (Примерный ответ. По праздникам, рано утром, брал мешок и отправлялся по дворам, по улицам, собирать говяжьи кости, тряпки, бумагу, гвозди. Пуд тряпок и бумаги ветошники покупали по двугривенному, железо - тоже, пуд костей - по гривеннику, по

носемь копеек. Занимался я этим делом и в будни после школы, продавая каждую субботу разных товаров копеек на тридцать, на полтинник, а при удаче и больше. Бабушка брала у меня деньги, торопливо совала их в карман юбки и похваливала меня, опустив глаза:

-        Вот и спасибо те, голуба душа! Мы с тобой не прокормим
ся, - мы? Велико дело!)

2. Что сказал тебе дед через несколько дней после похорон матери? (Примерный ответ. Дед сказал:

-        Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе,
а иди-ка ты в люди.

И пошел я в люди.)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)

Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...

Проверочная работа по повести М Горького "Детство"

Проверочная работа включает три тестовых вопроса, также вопрос по теории литературы и задания, предполагающие развернутый ответ...

Изучение повести М.Горького "Детство", 7 класс

Вопросы для проверки знания содержания повести....

Образ бабушки Акулины Ивановны (по повести М.Горького "Детство")

Презентация к уроку литературы  в 7 классе, раскрывающая образ бабушки Акулины Ивановны. В презентации использованы иллюстрации Б.А.Дехтерева к повести "Детство"....

Уроки по повести М. Горького "Детство" в 7 классе.

Представлен материал по проведению уроков по повести М. Горького "Детство" в виде тематического плана и опорных схем, с которыми работают одновременно учитель и ученики. Такая форма помогает выстроить...

Урок - исследование: «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Это может быть и урок - творческий отчет, и урок - ролевая игра, и урок-исследование, и ...

Тест по повести А. М. Горького "Детство".

Данный  тест способствует  подведению  итогов  изучения повести  А.М.Горького "Детство", проверить знания учащихся....