Мои публикации
статья по литературе (11 класс) на тему
1.Использование моделей этнокультурного образования в работе школьного литературного музея имени А.И.Полежаева.
2. Роль школьного Литературного музея имени А.И.Полежаева в становлении и развитии личности.
3. Полежаевские традиции в русской литературе.
Данные статьи отражают методы и формы работы школьного Литературного музея имени А.И.Полежаева.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Полежаевские традиции в русской литературе.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9»
Рузаевского муниципального района
Обухова Оксана Валерьевна
Александр Иванович Полежаев - неотъемлемая часть истории и культуры не только Республики Мордовия, но и всей России. Это прогрессивный поэт, борец с самодержавием. Он жил в насыщенные событиями годы: Отечественная война 1812 года, появление первых декабристких организаций, расправа с декабризмом, годы реакции против инакомыслящих людей.
Поэт был активным участником многих событий, часто воздействуя на них силой своей поэзии. Он одним из первых русских поэтов выступил против братоубийственной войны на Кавказе, одним из первых русских поэтов зазвучал на мордовском языке в переводе Александра Мартынова.
Поэзия Полежаева во многом отвечала требованиям своего времени. Некоторые исследователи пишут, что у Полежаева не было четкого представления, как перестроить жизнь, общество. Но разве так уж обязательно это для поэта? Будить людей к борьбе – в этом была заслуга Полежаева.
Особенно заметным увлечение лирикой Полежаева становится с начала 1830-х годов. Возникает мода на характерный тип лирического героя Полежаева с такими его «портретными» чертами, как демонизм, отверженность, отчужденность, бесприютность, бездомность.
Современники Полежаева обращают внимание и на поэтику его стиха: активизацию короткой строки (как правило, с энергичными мужскими рифмами), что становится объектом подражания не только второстепенных авторов, но и достаточно самобытных поэтов.
Впервые обстоятельную оценку творчества Полежаева дал В.Г.Белинский в известной статье 1842 года: «…Из всех поэтов, явившихся в первое время после Пушкина, исключая гениального Грибоедова, который один образует в нашей литературе особую школу, - несравненно выше всех и достойнее внимания и памяти – Полежаев и Веневитинов…»(1).
Великий критик высказал пожелание, что Полежаева надо издавать с «разбором и толком», отсеяв все слабое. Тогда и «книжка выйдет небольшая, зато прекрасная по содержанию и необходимая для каждого любителя отечественной литературы».
Оказал ли А.И.Полежаев заметное влияние на свое время и на отечественную литературу? Несомненно. Об этом свидетельствуют факты и такие авторитеты, как Белинский, Огарев, А.Григорьев и другие.
Известно, что в студенческие годы Белинский списывал в свои тетради свободолюбивые стихи Полежаева, оказавшие влияние на формирование художественных и общественных взглядов гениального критика.
Н.П.Огарев писал, что «могучий талант» Полежаева рано сгорел, оставив «резкий, жгучий след».
Любопытное свидетельство о воздействии поэзии Полежаева находим у А.А.Григорьева: «Из уст в уста переходили дикие и порывистые стихотворения Полежаева… когда произносилось это имя… какой-то ужас овладевал кругом молодых людей, и вместе что-то страшно соблазняющее, неодолимо влекущее было в этом ужасе…». Григорьев как поэт тоже испытал заметное влияние Полежаева (2).
Произведения Полежаева привлекли внимание многих литераторов, связанных с Московским университетом, в частности с кружком Н. В. Станкевича: В. Красова, К. Аксакова, в поэзии которых ощутимы метрические и фразеологические переклички с «Песнью погибающего пловца».
Особый интерес представляет вопрос о восприятии поэзии и личности Полежаева Пушкиным. В его библиотеке, были кавказские поэмы Полежаева, с которыми писатель, вероятно, был хорошо знаком. Что же касается возможных намеков на Полежаева в прозе Пушкина («Отрывок», «Капитанская дочка»), отмечаемых исследователями, то здесь требуется дальнейшее изучение литературных, общественных и личных обстоятельств, связывающих писателей.
С полным правом Полежаева можно назвать одним из ближайших предшественников Лермонтова. Внимание Лермонтова к поэзии Полежаева наблюдается на протяжении всей его творческой деятельности и во многом обусловлено как эстетической, психологической родственностью романтизма поэтов, так и биографическими обстоятельствами (Московский университет, окружение Лермонтова и др.). Воздействие полежаевской поэтики на Лермонтова прослеживается по многим направлениям: темы, мотивы, фразеология, приемы батальной «живописи», отчасти жанровый уровень.
В ранние годы (1829 — 1831) Лермонтова привлекали в первую очередь демонические черты лирического героя Полежаева, его отчужденность от окружающего мира, что выразилось в усвоении им соответствующих мотивов, фразеологических красок («Мой демон», «Преступник», «Исповедь», «Гляжу вперед сквозь сумрак лет...», наброски к поэме «Демон»). В творчестве Лермонтова этих лет («Элегия», «Мне любить до могилы творцом суждено...», «Счастливый миг») видны следы знакомства и с такими популярными произведениями Полежаева, как «Песнь пленного ирокезца», «Послание к друзьям», «Море», «Дженни» (3).
Интерес Лермонтова в данный период к кавказскому творчеству Полежаева отразился в поэме «Измаил-Бей», где, по мнению С. В. Обручева, содержится полемика с «Чир-Юртом». Конкретно-фразеологическое и типологическое влияние произведений Полежаева («Рассказ Кузьмы, или Вечер в "Кенигсберге"», «Сашка») ощутимо в юнкерской поэме Лермонтова «Петергофский праздник» (4).
Принципиально интересен вопрос о преемственности между поэзией Полежаева и Некрасова, решавшийся многими исследователями положительно. Между тем следы внимания последнего к творчеству предшественника далеко не очевидны. Несомненна некоторая типологическая близость поэтов (например, по линии демократизма идеологии и поэтического языка, социальной сатиры), хотя опять-таки не бесспорная, поскольку творчество Полежаева, как и некрасовское, не ограничивалось лишь указанными тенденциями. Вместе с тем в ранней лирике Некрасова, в период его становления как поэта, заметно сходство с произведениями Полежаева 1826 — 1828 гг., в частности с их мотивами и соответствующей фразеологией. В более позднее время Некрасов, по-видимому, переоценил свое увлечение модными романтическими образами 1830-х гг., переосмыслив их в поэме «Суд».
Популярность лирического героя Полежаева в быту в 30 — 40-х гг. XIX в. отразил в рассказах из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенев. Строки из стихотворения «Четыре нации» цитировал в черновике письма к Белинскому по поводу оценки последним «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголь. О судьбе Полежаева вспоминали в своих воспоминаниях А. И. Герцен и Н. М. Сатин.
Следы знакомства с поэзией Полежаева («Черные глаза», «Тоска») ощутимы и в лирике Ф. Тютчева («Есть и в моем страдальческом застое...», «Бывают роковые дни...»). Характерно, что его связывает с Полежаевым — в поздние годы — трагическая тональность чувства.
В многообразных формах проявился интерес к поэзии и жизни Полежаева в творчестве М. Горького, которого привлекали, прежде всего, бунтарские стороны лирического героя поэта. Писатель использовал строки из полежаевских стихотворений в своих произведениях, пропагандировал наследие поэта.
Внимание к судьбе Полежаева отразилось в публицистике И. А. Бунина («Окаянные дни»).
Лирика Полежаева была созвучна мировосприятию и творчеству литераторов «серебряного века».
Молодому В. Брюсову («И ночи и дни примелькались...») были близки мотивы смерти, некрологические образы Полежаева, отчужденность его лирического героя от мира; характерно, что отмеченное стихотворение Брюсова ценилось и вторым поколением русских символистов: А. Белым, А. Блоком. Позже он обращался к анализу метрики Полежаева, в частности его короткой строки.
Трагизм судьбы Полежаева волновал Н. Гумилева, в лирике которого («Злобный гений, царь сомнений...», «Дон-Жуан») использовались и отдельные составляющие полежаевской поэтики: отчужденность, демонизм лирического героя, явно романтические языковые краски.
Лирический персонаж Полежаева привлекал отечественных поэтов в первую очередь мужеством, готовностью бросить вызов судьбе, концептуальной, почти вселенской отчужденностью от мира, «бесприютностью», аристократически-гордой независимостью, трагическим восприятием бытия. Неоспорима его роль в общей демократизации русской поэзии. Поэт проявил новаторскую смелость, воспев такие стороны жизни и быта, которые тогда в стихи не допускались. Для этого он использует новую поэтику, отражающую вкусы не дворянского, а разночинного класса.
Творчество А.И.Полежаева до сих пор живет в доброй памяти потомков. 11 сентября 1984 года под руководством учителя русского языка и литературы Л.В.Щербаковой в школе №9 города Рузаевка открыт музей А.И.Полежаева. Это первый музей поэта в Республике Мордовия.
Он плодотворно работает и сегодня. Здесь побывали не только школьники города и района, но и гости из Москвы, Канады, Германии, Японии, Латвии; участники фестиваля «Шумбрат, Финно – Угрия!»; поисковый отряд МГУ им.Н.П.Огарева «Живая память»; участники конференции «Мой Дом, Моя Семья, Моя Республика» и многие другие.
В стихотворении «Черные глаза» поэт с гордостью воскликнул:
Вся жизнь моя – гроза!
В своем трагическом противоборстве с несправедливостью он боролся не только за себя, но и вообще за человека, за его достоинство, свободу, а значит, и за нас! Сколько бы ни прошло времени, а поэзия А.И.Полежаева будет волновать умы и сердца молодого поколения, ведь в ней есть сама жизнь.
Использованная литература:
- Белинский В.Г. Стихотворения Полежаева. «Отечественные записки», 1942, - с.418.
- Григорьев А.А. Из воспоминаний о 1830-х годах, 1864, - с.447.
- Васильев Н.Л. А.И.Полежаев: Проблемы мировоззрения, эстетики, стиля и языка: Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1987, - с.232.
- Обручев С.В. Над тетрадями Лермонтова. М: Наука, 1965, - с.283.
Предварительный просмотр:
Обухова Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Использование моделей этнокультурного образования в работе школьного Литературного музея А.И.Полежаева.
В настоящее время этнокультурное образование привлекает всё более широкое внимание. Гармоничное развитие ребёнка возможно с учётом его национальных корней, национального характера.
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них владеет соответствующим языком, обладает культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры всех народов, в том числе и мордовского.
Главная задача образовательного учреждения – передать молодому поколению этническую и общечеловеческую культуру.
Важную роль в реализации данных проблем в общеобразовательном пространстве школы играет литературный музей А.И.Полежаева.
Мы хотим представить одну из моделей этнокультурного образования – проведение заседания Круглого стола в школьном Литературном музее имени А.И.Полежаева на тему: «Мордовские поэты о Полежаеве. А.К.Мартынов».
Основная цель проведения данного мероприятия - познакомить учащихся с творчеством Александра Константиновича Мартынова, его лирическими стихами; с переводческой деятельностью (перевод стихов Полежаева на мордовский – эрзя язык); показать связь мордовской и русской литературы.
Поэт, прозаик, критик … Таков творческий диапазон заслуженного писателя Мордовской СССР, лауреата Государственной премии Мордовии. Им выпущено около 30 поэтических и прозаических книг, написано и опубликовано десятки критических статей о творчестве многих мордовских поэтов и прозаиков. Его лучшие стихи напечатаны в более 40 коллективных сборниках поэтов страны.
В далёком 1948 году общественность Республики Мордовия готовилась торжественно отметить 100-летие со дня смерти А.Полежаева, было решено перевести его стихи на мордовский мокша и эрзя языки. Перевод лирики Полежаева был поручен молодому поэту А.К.Мартынову. В 1939 году томик стихов Полежаева вышел в мордовском книжном издательстве. Перевод на мордовский мокша язык так и не был сделан. Это первое издание 1939 года с автором Мартынова бережно хранится в нашем музее.
Затем звучали стихи А.Полежаева «Цепи» и «Вечерняя заря» сначала на русском языке, потом в переводе Мартынова.
В процессе беседы за круглым столом учащиеся почувствовали, как красиво и проникновенно звучат лирические строки нашего поэта – земляка на мордовском языке в переводе А.Мартынова.
Далее шла речь о современном развитии Республики Мордовия, её достижениях, праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства.
Не случайно в литературном музее русского поэта Полежаева лежит томик его стихов на мордовском языке, переведённый А.К.Мартыновым, талантливым мордовским поэтом.
Проведение Круглого стола как модель этнокультурного образования в работе литературного музея А.И.Полежаева использовалась впервые. Очень значимо то, что учащиеся и педагоги в процессе живого общения делились своими мыслями, взглядами на жизнь, говорили о мордовской литературе, о поэте-земляке, прославившем родной край, то есть прикоснулись к животворному наследию предков, ощутили себя частицей малой родины Мордовии и большой – России.
Таким образом, школьный музей стал связующим звеном в развитии двух культур, были созданы предпосылки для гармоничного развития современной личности в рамках этнокультурного образования.
Предварительный просмотр:
Обухова О.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9» Рузаевского муниципального района
Роль школьного Литературного музея имени А.И.Полежаева в становлении и развитии личности
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма учащихся.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать чувство национального самосознания школьников. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Потеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный литературный музей имени А.И.Полежаева.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором литературно – патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
При достижении данных целей решаются следующие задачи:
-активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;
-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;
- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев муниципальных образовательных учреждений современных информационных технологий;
- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
-повышение статуса педагога , работающего в школьных музеях, рапространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства.
-укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».
Одной из основных задач школьного литературного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Многообразие видов работы, которые необходимо выполнять в школьном музее, позволяет детям выбрать себе занятие по душе, реализовать свои творческие потребности и способности. Достичь высоких результатов в воспитании трудолюбия практически невозможно, если заставлять ребенка выполнять ту работу, которая ему не нравится. Дайте ему возможность выбрать тот вид деятельности, который позволяет проявить себя, доставляет удовлетворение, тогда и другую необходимую работу он будет выполнять с чувством ответственности.
Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, дети получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях: преодолевать препятствия, использовать и ремонтировать снаряжение и оборудование, устраивать лагерь, заготавливать топливо, готовить пищу, мыть посуду, соблюдая при этом правила личной безопасности и охраны окружающей среды. Успех краеведческой экспедиции во многом зависит от слаженной работы детского коллектива, от взаимоуважения и взаимопомощи участников, от умения принимать коллективные решения и подчиняться распоряжениям руководителя. Так дети приобретают жизненно важные навыки, учатся пониманию закономерностей и правил коллективной деятельности.
Много практических навыков приобретают дети и в процессе реализации различных видов музейной деятельности. Необходимость изготовления и использования оборудования для комплектования фондов, обеспечения сохранности краеведческих материалов, разработки и создания экспозиции музея предоставляет детям широкое поле для научного, изобретательского и технического творчества.
Сущность документирующей и образовательно-воспитательной функций школьного музея допустимо рассматривать раздельно только на теоретическом уровне. На практике эти функции осуществляются в тесной взаимосвязи, когда в процессе исследовательской работы естественным образом решаются задачи обучения и воспитания детей, а образовательно-воспитательные проблемы учреждения образования определяют характер музейно-краеведческой деятельности.
В 1984 году в средней школе №9 по инициативе директора Надькиной Александры Герасимовны был создан литературный музей имени А.И.Полежаева. Возглавила его учитель русского языка и литературы Щербакова Людмила Викторовна. Распологался он в простой классной комнате. Открытие его совпало со 180-летним юбилеем поэта. В этот день присутствовали поклонники поэзии своего земляка, среди них председатель «Масторавы» Д.Т.Надькин, автор пьесы «Крестник Его Величества» А.Терешкин. О небольшом музее, находившемся в маленьком провинциальном городке, знали даже в Москве. Именно с помощью сотрудников Московского Государственного музея им.А.М.Горького были грамотно оформлены экспозиции, разработаны пути и источники сбора материалов. Велась переписка с известными людьми, среди них детский писатель В.И.Порудоминский, написавший книгу о Полежаеве «Вся жизнь моя - гроза».
В течение нескольких лет руками учеников и педагогов собирались уникальные предметы, рассказывающие об укладе повседневной жизни жителей города и района. Изучались литературные материалы, неоднократно совершались поездки в архив г. Пензы. Многое дала музею дружба с Н.Л.Васильевым, преподавателем МГУ им.Огарева, изучающим наследие поэта. Он является частым гостем Полежаевских чтений. Незабываема встреча с художником Б.И.Лебедевым, иллюстрировавшим книгу И.Воронина «А.И.Полежаев: жизнь и творчество». Копии с его рисунков составляют одну из экспозиций музея.
Двухсотлетний юбилей со дня рождения А.И.Полежаева стал ярким событием в культурной жизни Республики Мордовия. Именно 11 сентября 2004 года было открыто новое помещение школьного литературного музея. К этой знаменательной дате была проделана большая поисковая работа, совершена поездка в г.Зарайск, создан фильм о жизни поэта «И мне ль забвенным , мне ли быть?», найдено место захоронения А.Полежаева.
На основе поискового материала созданы уникальные экспозиции, сохранившие частицу прошлого. Литературный музей имени А.И.Полежаева стал большим подспорьем в проведении уроков русского языка и литературы, истории, краеведения, интегрированных уроков.
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является организация работ лекторских групп в музее. Целью организации лекторской группы стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины.
В составе лекторской группы - учащиеся 8 класса. Опыт их работы в музее уже три года. Вместе с ними мы проводим следующую работу:
• изучаем литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, его тематике;
• обеспечиваем сохранность музейных предметов, организуем их учет в инвентарной книге музея;
• создаем и обновляем экспозиции;
• проводим экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;
• оказываем содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе.
Сегодня в музее открыто семь экспозиций:
«История рода Струйских»
«Детство Александра Полежаева»
«Годы учебы»
«Служба на Кавказе»
«Последние годы жизни»
«Увековечивание памяти поэта»
«Ильинское в судьбе Полежаева»
Материалы музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. На базе музея проходят школьные и районные семинары, методические объединения, встречи с интересными людьми. Неиссякаемым потоком приходят посетители в музей, многие из них приезжают из других регионов по зову своего сердца. Летом 2013 года в нашем музее побывала съемочная группа канала ОТР. Многое их удивило, особенно то, что до сих пор существуют останки господских прудов, где некогда разводили форель. Но, к сожалению, от рузаевского дворца не осталось и камня на камне.
Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств.
Один из основных источников воспитания гражданственности - память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Именно интерес к историческому, литературному и культурному прошлому, желание осмыслить его уроки является проявлением всестороннего развития личности, способствует формированию у человека активной жизненной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...