Конспект открытого урока по чтению в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Незванова Анна Васильевна

Басня И. А. Крылова " Зеркало и Обезьяна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_v_6_klassee.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект открытого урока по чтению в 6 классе                                                                                                                                                                                                                                Тема «Басня И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна».

Цель урока: знакомство учащихся с басней, ее моралью.

Задачи урока:

Образовательные:  учить учащихся строить собственное устное высказывание по басне, рассуждать, находить мораль басни.

Коррекционно –развивающие:  развивать долговременную память на основе операции запоминания, умения взаимодействовать в коллективной деятельности через работу над басней.

Воспитательные: воспитание культуры работы в парах, интереса к творчеству И. А. Крылова.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

                                                 Ход урока

Оргмомент. Психогимнастика.

Сначала вы все удивились,                                                                                                                Потом глубоко возмутились,                                                                                                                                                                                                                 Обиделись,                                                                                                                                                                                                                               С обидой все отвернулись,                                                                                                                                                                                                                                                                                          Как мышь на крупу вы надулись.                                                                                                                                                                                                                                      И вдруг опечалились все                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Поникли печальные плечи                                                                                                                                                                    В глазах опечаленный вечер,                                                                                                                                              И слезы вот – вот набегут .                                                                                                                                                                Но тут лучик солнца украдкой                                                                                                                                                 По щечке скользнул нежно – гладкой                                                                                                                    И все засветилось вокруг.                                                                                                                                                                                                                                         От радости все улыбнулись,                                                                                                                                                                                                                            Запрыгали и закричали:                                                                                                                                                                                 «Ура! Мы веселыми стали!»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            (дети изображают мимикой лица и жестом эмоции удивления, обиды, печали, радости)

- Какими же мы начнем урок?                                                                                                                                                                                                              (радостными, веселыми).

Объявляются цели урока: сегодня мы с вами познакомимся с новой басней, будем читать ее выразительно, по ролям, инсценировать, отвечать на вопросы.

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ АППАРАТОМ.              

«Уж сколько раз твердили миру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок ,                                                                                    И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Сегодня на уроке мы будем работать над басней. Кто автор этой басни, вы узнаете, расположив карточки с фамилиями писателей и поэтов сверху вниз, учитывая год рождения автора.

О

В. Драгунский  1913        

 Р

Л. Толстой         1828      

Ы

М.Горький        1868    

 Л

М. Пришвин     1873  

 К

М.Лермонтов    1814    

 В

К.Симонов          1915

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Вы правильно определили фамилию автора басни. Это И. А. Крылов. А давайте вспомним басни, которые вы изучали в начальных классах.                                     Для этого поиграем в игру «Угадай басню». Класс делится на 2 команды, для каждой команды чертится поле, расчерченное на квадратики. Команда, заполнившая правильными ответами все квадратики, выигрывает.

Задания:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     1 «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».                                                                                                                      1 «Стой, братцы, стой, - кричит Мартышка…»                                                                                                 2 « А ты, Кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно…»                                                                                                                                                                      2 «Вертит очками так и сяк – очки не действуют никак».                                                       3 «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».                                                           3 «Голодная кума лиса залезла в сад. В нем винограду кисти рделись.»                                                                                                                                                                                                 4. «Эх, эх! – ей Моська отвечает. от то- то мне и духу придает…»                                                                                                               4. «Не оставь меня кум, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…»                                                            5. «А щука, чуть жива, лежит, разинув рот, - и крысы хвост у ней отъели».                                          5. «Ведь это дереву вредит, - ей с Дубу Ворон говорит…»                                                                                                                            6. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок.»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      6. «Вороне где – то бог послал кусочек сыру;»

Молодцы! Басни Крылова помните хорошо.

А сейчас я предлагаю прочитать следующую запись и найти несоответствие. Устранив его, вы узнаете, какое произведение написал И. А.  Крылов.

Ф. Тютчев «Серая Шейка».                                                                                                                                                                                                                                                   И. Крылов «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».                                                                                                       Д. Мамин – Сибиряк «Весенняя гроза».                                                                                                                        А. Пушкин  Басня «Зеркало и Обезьяна».

Сформулируйте тему нашего урока (Басня И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»).

А теперь познакомимся  с некоторыми фактами из биографии баснописца                                                                                                               (выставляется портрет Крылова).                                                                                                                              К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел большой творческий путь: был автором комедий, сатиры, писал стихи. Но великую славу принесли ему именно басни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        А. С. Пушкин сказал о нем: «Он превзошел всех великих баснописцев».                        Глубоко и  серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми остроумными выражениями, которые в нашей речи стали привычными. Каждое новое поколение воспитывается на баснях Крылова. Его имя и творения известны во многих странах. Они переведены более чем на 50 языков.                                                                                                                                                Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник.                                                                                     Скульптор Клодт украсил пьедестал фигурами зверей, он лепил их не по памяти, а с натуры. У него дома жил осел, волк, кот Васька из Новгорода прислали ему медведя с медвежонком, сам Клодт раздобыл журавля, овцу с ягнятами и даже лягушку, а козу приводила к скульптору в мастерскую соседка. И 12 мая 1855 года памятник «Дедушке Крылову в Летнем саду в Петербурге» был открыт.                                                                                                                       «Дедушка Крылов – так говорили, когда он был жив, так говорили дети последующих поколений, так говорят они и сейчас. Трудно представить себе русскую жизнь без его мудрого, блестящего, глубоко народного дарования». (Иллюстрация «Памятник дедушке Крылову»).

                                                  Физпауза

1.Вытянем руки вверх,  потянемся к облакам и помашем ими (как Лебедь крыльями из басни «Лебедь, Щука и Рак»).                                                                                                                        2. Опустили руки вниз, расслабились и поделаем шаги влево и вправо (как Мишка косолапый из басни «Квартет»).                                                                                                                                 3. Взяли в правую руку очки, вытянули руку вперед, приложили их к голове, к плечу, к спине. То же самое проделать левой рукой (как Мартышка из басни «Мартышка и очки»).

Настало время познакомиться с басней, чтобы нам был понятен текст, давайте прочитаем и объясним значение незнакомых слов (слов. работа):                                                   образ – вид, облик; кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной; ужимки – гримасы, неестественные телодвижения.

Чтение и презентация к басне.                                                                                                                                                                                                                                               Вопросы классу:                                                                                                                                            1. Вспомните, что такое басня (это небольшое произведение, написанное стихами, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей).                                                          2. Кто обычно является героями басни  (животные, в которых мы легко узнаем людей. В басне всегда есть мораль – это вывод, где объясняется смысл басни).                                                                                                                                    3. Кто герои данной басни  (Обезьяна, Медведь).                                                                   4. Какая история в ней описывается (история Обезьяны, которая старается обвинить кого – то, но только не в себе находит причину).                                                                             5. Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале (нет, поэтому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыталась их пересчитать).

Закрепление материала.                                                                                                                       1. Выразительное чтение басни (следите за интонацией, подумайте, каким голосом должна читать Обезьяна, каким – Медведь )                                                                                                                                    2. Чтение басни учащимися  по ролям.                                                                                                                                                                   3. Инсценировка басни.

Обобщение и систематизация знаний.                                                                                          1. Кто высмеивается в басне  (Обезьяна, потому что она выглядит глупо, смеясь над своим отражением в зеркале).                                                                                                                                                   2. Подумайте, в ком лучше найти недостатки (в других недостатки увидеть легче, себе человек всегда кажется хорошим).                                                                                                                 3. Какие строки из басни стали крылатым выражением  («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться).

Ребята, перед вами 4 пословицы:                                                                                                                                                                                                                                                       1. Делу время, потехе час.                                                                                                               2. Здоровье дороже богатства.                                                                                                                                                      3. Других не суди, на себя погляди.                                                                                                                                      4. Поспешишь, людей насмешишь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          (какая, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне )

Ребята, на партах лежат иллюстрации, напишите на обороте свой совет Обезьяне.

Подведение итога урока.                                                                                                                                                                                               1 С каким произведением мы сегодня познакомились                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           2. Какие строки из басни стали крылатым выражением                                                                                                                                                                                                               3. Оценки за урок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 4. Задание на дом: выучить басню наизусть, ответить на вопросы (стр.186).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по чтению в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Знакомство с буквой О".

Разработка урока предназначенного  для учащихся 1 класса со сложной структурой дефекта школы VIII вида....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе Звук и буква Г

    Цель данного урока: познакомить учащихся со звуком и буквой [г];научить выделять звук [г] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....

Конспект открытого урока по чтению "Путешествие в мир сказок Шарля Перро".

Данное мероприятие было проведено  в рамках Недели детской книги....

Конспект открытого урока по чтению в 6-ом классе

Конспект открытого урока по сказке С.Я. Маршака "12 месяцев"...