Презентация по рассказу А.П. Платонова "Никита" 5 класс.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Презентация представляет собой разработку урока по рассказу "Никита" А. Платонова, развивает у учащихся навык анализа эпического произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по рассказу А. Платонова "Никита" | 365.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова « Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита» развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи; воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет сборник рассказов.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ? - Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? - Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром? Анализ рассказа.
После первого прочтения как бы вы определили: - Тему рассказа? - Основную мысль? - Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному , изба , изгородь , колья, колхоз, овин , околица, сени , трудодень . . Лексическая работа
1. Мама уходит на работу. Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один») Какие чувства здесь испытывает Никита? 2 . Никита «живёт один». 3) Кто живёт в бочке. 4) «Доброе солнце». 5 ) Колодезные жители. 6) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. 6) Жёлтый цветок. Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?
Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? - С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём? - Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? - Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа ? (Строгим , но не агрессивным). - Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? (Сорвал цветок. Зачитать). - Почему мир стал агрессивным?
. ( Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил). Жизнь это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой. 3. Возвращение отца. 1) Встреча Никиты с отцом. 2) Разговор Никиты с отцом. 3) Работа с отцом
1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать. 2. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. 3. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут. Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Отец Никиты вернулся с войны. Война это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? (Добро это прежде всего труд). - Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут». (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты? (Никита останется добрым на весь свой долгий век). А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым ? (значит быть нужным). Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? ( Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство? - Как вы сейчас понимаете тему рассказа? (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.) Основная мысль: Б ыть добрым значит быть нужным. Проблемы: Д обра и зла, каким быть. Состояние Никиты в течение дня: О диночество , страх, добро.
Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни. Подведение итогов урока.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете Сегодня я убедился Сегодня я узнал Сегодня я учился Я задумался о том Рефлексия.
1. Подобрать пословицы о труде; 2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их; Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица. Домашнее задание на выбор:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...
Презентация к уроку литературы в 6 классе. "А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы".
Презентация поможет разнообразить урок, сделать его более ярким и эмоциональным....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Рассказы А.П.Чехова"
В презентации представлена работа на уроке литературы в 7 классе по самостоятельно прочитанным рассказам А.П.Чехова "Репетитор", "Гриша", "Злоумышленник"...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу К.Паустовского "Исаак Левитан"
Данная презентация снабжена богатым иллюстративным материалом для знакомства с творчеством Левитана, а также с его пребыванием во Владимирском крае....