поурочные планы
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Учащийся, получая географическое образование, должен овладеть основами науки, включая знания и умения, которые потребуются ему для самообразования и ориентации в жизни по вопросам экологии, экономики и политики в глобальном, страноведческом и краеведческом аспектах.
Начальный курс физической географии является лишь частью учебного предмета физическая география, разработанного для изучения в течение трех лет (VI—VIII классы). В нем система общеземлеведческого содержания в той или иной мере представлена в каждом из трех курсов. Программой предусмотрена связь и преемственность между этими курсами в направлении расширения и углубления, обобщения знаний и приемов учебной работы как по содержанию теоретического характера (общие понятия, знания о связях между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека), так и по региональным разделам.
Главной целью выделения начального курса является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география. При этом учащиеся должны приобрести некоторые знания и приемы учебной работы на относительно завершенном уровне и подготовиться к усвоению следующего курса .
Начальные географические знания учащиеся получают в начальных классах при изучении курса «Природоведение», «Окружающий мир».
В число важнейших образовательных задач обучения физической географии в школе входит усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях.
Задачи начального курса физической географии:
--- дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т. е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях;
---сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления;
---обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком;
---сформировать определенную систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить «географичность» содержания, т. е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.
---обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, с помощью которых они должны приобретать новые знания и умения и применять их в новых учебных ситуациях.
Формы и методы:
-общеклассные, групповые, индивидуальные, работа в парах
- словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные), практические (выполнение практических работ, самостоятельная работа с литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером; самоконтроль,
Педагогические технологии: ИКТ, игровое обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, метод проектов, педагогика сотрудничества
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2003.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
- А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 1, зачетов 1, тестов 4 ч.;
Административных контрольных уроков 1ч.
№ | Тема урока | Практиче ская работа | Домашнее задан | Задачи урока, методы и формы обучения | Дата | Обору-дование | |
план | факт | ||||||
1 | Введение -1 час Что изучает физическая география. Развитие географических знаний о Земле. | №1 «Наблюдение за погодой, h Солнца над горизонтом» | c.3-4 §1,2 в.2с.7 | Познакомить учащихся с наукой географией, что она изучает. Правила работы с учебником, картами, тетрадью. | Карта полушарий, атлас, рис | ||
2 | План местности и географическая карта – 10 ч Что такое план местности. | . | §4 с10-11 в4 с12 | Сформировать понятие «план местности», Способах изображения с помощью условных знаков | Атлас, план местности, физическая карта полуша-рий | ||
3 | Масштаб плана | §5 с12-14 в3,4,5с14 | Сформировать у уч-ся понятие «масштаб», познакомить с различными видами масштаба. Формирование умения определять масштаб, перевод из одного вида в др. | Атлас, план местнос-ти, физическая карта полушарий | |||
4 | Определение направлений по плану. Азимут. | №2Ориентирование | §6 c15-16 в.4,5 с16-17 | Формирование умений определять стороны горизонта, расстояния, направления на плане местности. | Атлас, физическая карта полушарий | ||
5 | Относительная и абсолютная высота. Горизонтали. Изображение неровностей горизонталями | §7 с17-20 в.5,7 с.20; | Сформировать понятия «относительная» и «абсолютная» высота, способы их изображения. Формирование умения изображать неровности горизонталями, определять направления повышения или понижения местности, сравнивать склоны по крутизне. | Атлас, физическая карта полушарий | |||
6 | Съёмка местности. | Составление простейших планов местности. Съемка местности. | §8 с21-23 в.5 с.23 | Знать состав приёмов определения направлений и расстояний на местности и изображения их на плане в масштабе; формирование умений обозначения объектов условными знаками. | Планшет, принадлежности | ||
7 | Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта | №3Определение расстояний и направлений по карте | §9,10с23-27 в.4,6,7 с.27 К/к | Сформировать знания о форме и размерах Земли, о глобусе как модели Земли. Сформировать знания о глобусе и географической карте как моделях земной поверхности.Особенности изображений. | Глобус, атлас, физическая карта полушарий. | ||
8 | Градусная сетка Географическая широта |
| §11,12 с27-32 в.5,6 с.29 в.4,5 с.32 К/к | Сформировать знания о градусной сетке, её значении для решения практических задач; умение определять географические координаты объектов и объектов по их координатам; умение определять направления по сторонам горизонта; взаиморасположение объектов; протяжённость объектов в градусах и километрах. | Физическая карта полушарий, атлас | ||
9 | Географическая долгота. Координаты | №4 Обозначить на к/к населённые пункты, объекты по координатам | §13 с32-34 в.3,4,5 с.34 к/к | . | Физическая карта полушарий, атлас | ||
10 | Изображение высот, глубин земной поверхности. Значение планов местности. | §14,15 с34-37 в.4,5 с.36 в.5,6,7,9 с.37 | Знать способы изображения неровностей земной поверхности. Умение работать с планом местности. | Физическая карта полушарий, атлас | |||
11 | Повторение темы «Географическая карта» | Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте | Обобщение и систематизация знаний по теме | Физическая карта полушарий | |||
12 | Литосфера -6 час Внутреннее строение Земли. Породы, слагающие земную кору. | §16,17 с38-43 в.1,2,3 с.41 в.4,5 с.44 к/к | Сформировать элементарные представления о внешних оболочках Земли; земной коре, мантии, ядре. О породах слагающих земную кору, характер их залегания. | Физическая карта полушарий, атлас | |||
13 | Движение земной Коры. Землетрясения. | Работа с контурной картой. | §18 с44-48 в.2,5 с.49 к/к Сооб-щения | Дать представление об основных формах залегания горных пород, основных видах движений, землетрясениях. | Схема, атлас, Физическая карта полушарий барельефы, картины | ||
№14 | Вулканы. Гейзеры. | №5 Обозначение на к\к вулканов, гор, равнин | §19 с49-52 в.3,4 с.52 к/к сообщения | Дать представление о строении вулканах, вулканических извержениях, гейзерах.; умение показать крупные в. на карте.. | Физическая карта полушарий, атлас, к\к | ||
15 | Горы суши Равнины суши. | №6«Нанесение географической номенклатуры». Определение высоты гор, ГП равнин.
| §20,21 с53-62 в.3,5,8 с.56-57 в.3,4,7 с.63 к/к | Формирование умений распознавать вершины гор, долины; классификация гор по высоте; дать представление о разнообразии гор. Умение показывать их на карте. Формирование умений находить географические объекты на карте. | Физическая карта полушарий, атлас | ||
16 | Равнины и горы дна океана. Рельеф дна океана. |
| §22 с63-66 в.3,5,6 с.67 | Дать представления о рельефе гор в океане, в том числе срединно-океанические хребты; характерные явления в области хребтов, равнинах дна океана. | Физическая карта полушарий, атлас, рис. учебника. | ||
17 | Рельеф своей местности Обобщение и систематизация знаний по теме «Литосфера». | §16-22 | Знать рельеф своей местности, умение характеризовать его Знать рельеф Земли и взаимодействие внутренних и внешних процессов; умение показывать крупные формы рельефа на карте, знать способы обозначения их на карте. Определять ГП объектов рельефа. | Физическая карта полушарий, рис., атлас | |||
18 | Гидросфера -6 час Что такое гидросфера Части Мирового океана | №7 Определение глубин. Заливы. Проливы, о-ва, п-ова | §23,24 с68-73 в.7,8 с.70, в3,4 с73 к/к | Сформировать понятие «гидросфера». Дать общее представление о Мировом океане и его составных частях, а так же характерных природных явлениях. Сформировать понятие «море». | Физическая карта полушарий, атлас | ||
19 | Свойства вод Мирового океана Движение воды в океане. | «Работа с контурной картой» | § 25,26 с74-79 в2,3с75 в3,4 с79 | Дать представление о ветровых волнах, цунами, приливах и отливах. Причины этих движений. | Физическая карта полушарий, атлас | ||
20 | Течения. Растения и животные океана. | §27,28 с80-83 в4,5 с81 к/к сообш | Дать представление о неравномерном распределении растений и животных | Физическая карта полушарий, атлас | |||
21 | Подземные воды Реки. Озёра | №8 Описание реки | §29,30,31 с83-98 в5 с86 в1,6,8 с94-95 в5,6 с98 Сооб-щения | Расширить знания уч-ся о реках; показать различия и сходные черты. Умение работать с картами, планом. Расширить знания уч-ся об озёрах земного шара; показать влияние происхождения озера на его природу. | Рис., макет Физическая карта полушарий, атлас | ||
22 | Ледники. Водохранилища |
| §32,33,34 с98-104 в3,5 с101, в2с102, | Сформировать понятие о ледниках; раскрыть роль ледников в природе. | Физическая карта полушарий, рис. | ||
23 | Проверочная работа по теме «Гидросфера» | §23-34 в1-16 с104-105 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Гидросфера». | Физическая карта полушарий, атлас | |||
24 | Атмосфера -8 час Строение атмосферы | §35 с105-108 в3,4,5 с108 | Сформировать понятие об атмосфере как о внешней газовой оболочке; познакомить уч-ся со способами и средствами изучения атмосферы. | Физическая карта полушарий, схема | |||
25 | Температура воздуха. Годовой ход температур. | №9 Составление графика хода температур | §36,37 с108-112 в3,4,5 с111, в5 с113 | Познакомить уч.-ся с элементами погоды; научить правильности измерения температуры воздуха; выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха. Выявить причины годового .колебания температуры воздуха; установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха; закрепить знания уч-ся о вычислении средних температур воздуха, умение построения графиков хода температур | Физическая карта полушарий, атлас | ||
26 | Атмосферное давление | §38 с114-116 в.3,4 с.116 | Показать зависимость атм.давления и высоты; завершить формирование приёмов учебной работы по наблюдению погоды | Физическая карта полушарий | |||
27 | Ветер. Роза ветров | «Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»». | §39 с116-119 в.4,5 с.120 | Сформировать понятия, выявить причины, сформировать умение построения розы ветров | схема | ||
28 | Водяной пар. Облака Атмосферные осадки | схема | §40,41 с120-127 в3,6 с124, в3,4 с127 | Выявить зависимость количества водяного пара в воздухе , температуры воздуха и подстилающей поверхности Сформировать понятие «атмосферные осадки»; выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков | Рис. | ||
29 | Погода. Климат. | §42,43 с127-131 в2-5 с129, в2 с131 | Обобщить изучение характеристик и явлений, происходящих в атмосфере; развить у уч-ся наблюдательность, логическое мышление на примерах предсказания погоды; Изучить роль климатообразующих факторов, их влияние на климат местности Выявить причины, от которых зависит климат нашей местности | Схема, рис | |||
30 | Распределение тепла на Земле. Климат своей местности. | №10 Описание климата своей местности | § 44,45 с132-141 в3 с137, в3,4 с141 | Сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславлива- ющем процессы в атм.; об особенностях освещённости поясов Земли. | Рис., карты атласа | ||
31 | Контрольная работа по теме «Атмосфера» | §35-45 в1-16 с141-142 | Выявить уровень знаний по изученной теме. Обобщить и систематизировать знания по теме. | Физическая карта полушарий, атлас | |||
№32 | Биосфера-1час Распределение организмов. Неравномерное распределение организмов. Воздействие организмов на оболочки Земли. Почвы, растительный, животный мир своей местности. | §46,47 с142-148 в4 с145 в2,4 с148 | Сформировать элементарное представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о неравномерном их распространении на земной поверхности. Углубить знания о взаимодействии земных оболочек. | Схема, рис | |||
№33 | Взаимодействие компонентов природы – 1 час Природный комплекс. Взаимосвязь компонентов в ПК. Воздействие человека на ПК | §48 в.3 с.151 §49,50 в.2,4 с.155 | Сформировать представление о географической оболочке и её части – биосфере; показать ПК как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих единое целое.. Выявить положительные и отрицательные черты влияния человека на ПК. | схема | |||
№34 | Человечество на Земле – 1 час Численность населения. Расы. Населённые пункты. Описание своего населённого пункта. | Практическая работа „Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат“ | §51 в2 с158 §52 в5 с159 §53 в4,5 с 163 §54 в2 с160 §55в4,5 с163 | Дать знания о составе населения мира; сформировать общие представления о внешних признаках расовых различий Сформировать .знания учащихся о населённых пунктах; обучить приёму характеристики населённых пунктов.. | Физическая карта полушарий, схема, рис. | ||
№35 | Природа своей местности – 1 час | Изучить природу своей местности. | Физическая карта полушарий, атлас |
Литература для учителя:
- Герасимова Т.П. "География 6 кл.»
- Герасимова Т.п., Крылова О.В. «Методическое пособие по географии».
- Герасимова Т.П. «Поурочное планирование».
- Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии».
- Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии».
- Программа Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных школ.
Литература для учащихся:
- Герасимова Т.П. «География 6 кл».
- Атлас «Физическая география» 6 кл.
- Сборник «За страницами учебника географии» Москва, 1989г.
- «Занимательная география». Сборник. Москва. 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поурочные планы по ОБЖ
подборка конспектов...
Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс
Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....
Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс
Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...
Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс
Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...
Поурочные планы по технологии (девочки) 9класс
Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой ...
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ...