Итоговый урок-викторина по произведению Н.С. Лескова «Левша»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Итоговый урок в форме литературной викторины "Умники и Умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-viktorina_n.leskov_levsha_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок-викторина по произведению Н.С. Лескова «Левша».
Цель урока: проверить знания учеников, активизировать интерес к чтению классической литературы.
Методический прием: литературная викторина.
Оборудование: ноутбук, презентация, игровой поле трех цветов, вопросы к каждому туру.
Ход урока
- Вступительное слово учителя
- Литературная викторина
- Дыхательная гимнастика
- Литературная викторина
- Рефлексия урока
1. Вступительное слово учителя:
К творчеству Николая Семеновича Лескова на наших уроках мы обратились впервые. И узнали про его знаменитого героя, Левшу, который с легкой руки писателя, получил самостоятельную жизнь, познакомились с таким жанром, как сказ, анализировали речь героев.
Сегодня, наш итоговый урок пройдет необычно, в форме литературной викторины «Умники и Умницы». Перед вами стоит задача показать свои знания текста. По итогам игры вы получите оценки.
Условия игры: перед вами 3 дорожки разного цвета. На первой дорожке нельзя допустить ни одной ошибки. На следующей – можно ошибиться только 1 раз. На третьей – 2 раза. Но прежде, чем выйдут игроки, я предлагаю вам выбрать судей. Итак, вопросы:
Вопросы для отбора в жюри.
- Что ответил Николай Семенович Лесков на вопрос репортера «Где вы черпаете материал для своих произведений?»
«Вот из этого сундука. – Лесков указал на свой лоб. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни…»
- Жанр своего произведения писатель определил сам – это сказ. А какие элементы фольклорных произведений вы заметили:
зачин, повторы, назидание
- В старой части г. Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, стоит памятник Н.С.Лескову? В чем особенность этого памятника?
Вопросы для отбора игроков
- Кому принадлежат эти слова, и при каких обстоятельствах они были произнесены:
- «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».
Левше.
- «Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал»
Государю Александру 1
- «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Государю Николаю 1
1.4. «Это – говорит, - ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке…- не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».
Платову.
1.5. «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пуделя, ты мне за всех ответишь».
Матвею Платову
1.6. «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»
Левше
1.7. «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»
Александру 1
1.8. «Разве так можно! У него, - говорит, - хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина»
Английскому полшкиперу
1.9. Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.
Левша (в разговоре с англичанами)
Вопросы для игры
1 игра
Красная дорожка. На ней нельзя ошибаться. Но всего 1 вопрос.
- Что было в часах, подаренных Левше англичанами?
Часы с трепетиром (соединение слов репетир (механизм звукового боя) и трепетать).
- Чем сконфузил Платов англичан?
Платов опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле»
Желтая дорожка. Можно ошибиться 1 раз.
1. В качестве кого сидел Левша в коляске у Платова, когда тот поскакал в Петербург с блохой?
( «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь».)
- Что танцевала «аглицкая нимфозория»?
«Блоха начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две вариации в сторону, а потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала».
Зеленая дорожка. Можно ошибаться 2 раза.
- Что опустил Платов себе в карман, когда рассчитывался за блоху?
А Платов ничего против слов государя произнести не мог. Только взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, - говорит, - принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».
- Без чего тульские мастера не хотели отпускать Левшу с Платовым в Петербург?
«Что же вы его от нас без тугамента увозите?»
- Какое учреждение посетили царь Александр 1 и атаман Платов в Англии?
Оружейную кунсткамеру
2. Активизирующие упражнения
1 упражнение «Точка мозга»
1 рука лежит на животе, вторая на груди. Представьте, что на своем носу кисточку. А теперь нарисуйте на потолке цифру «8».
2 упражнение называется «Шапка для размышления»
Легко заверните уши обеими руками одновременно от верхней точке до мочки 3 раза.
3 упражнение «Точка пространства»
Массируем точку над и под губой, фокусируя взгляд внизу, затем вверху.
2-я игра
Красная дорожка
- От какого кушанья отказался Левша, заявив: «Это я не знаю, что бы такое можно съесть»?
«Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне…» (соединение слов студень и пудинг)
Желтая дорожка
- Какой сахар не могли показать англичане царю Александру 1?
Сахар «молво».
- А покажите нам сахар молво?
А англичане и не знают, что такое молво. Перешептываются, перемигиваются, твердят друг дружке: «Молво, молво», а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а молва нет. (сахарозаводчик Мольво в Санкт-Петербурге)
- Что испытал Левша в Твердиземном море, когда «водопление сделалось ужасное», «что никак его нельзя было успокоить»?
Скука. Левша думает: небо тучится, брюхо пучится, скука большая, а путина длинная, и родного места за волною не видно.
Зеленая дорожка
1. Кто больше всего страдал от нагайки «свистовых» в коляске Платова?
Ямщик. На козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал.
2. На что ложился Платов в минуты досады и курил трубку?
«Платов остался с обидой и лег дома на досадную укушетку, да так все и лежал да покуривал Жуков табак без перестачи».
3. Почему на подкове не было имени Левши?
«А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал, я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может».
3-я игра
Красная дорожка
- Куда и для чего отправились тульские оружейники, перед тем как начать свою работу?
Шли они вовсе не в Москву, не в Киев, а к Мценску, чтобы поклониться святому Николаю Мир-Ликийскому. На одной руке он держал храм, в другой – меч – «военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи: святой Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности.
Желтая дорожка
- Как назывался в английском музее самый большой экспонат?
Самая огромнейшая египетская керамида
- Что особенно понравилось Левше в обучении английских рабочих?
Всякий работник в сытости, одет не в обрывках, а на каждом жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками. Работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка.
Зеленая дорожка
1. Что собирались опубликовать англичане, рассмотрев привезенную Левшой стальную блоху?
И сейчас же в публицейские ведомости описание, чтобы завтра же на всеобщее известие клеветон вышел.
2. Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?
Когда Левша осматривал старые английские ружья, он разгадывает тайну английского оружия.
- Как наградили Левшу за его удивительно мастерство?
Платов ему дал сто рублей. А Александр 1 англичанам за блоху заплатил 1 миллион рублей.
Рефлексия урока:
А как вы считаете, при каком условии произведение раскрывается читателю? (Ответы учеников). Верно, только при нашем внимательном прочтении. Сегодня на уроке многие из вас показали отличные знания текста. Наш урок подошел к концу, каждый, кто принял активное участие в викторине, получит оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое тестирование по сказу Н.С.Лескова «Левша». Русская литература. 6 класс
В тестовом задании всего 20 вопросов с 4 вариантами ответов. Тестовое задание можно провести после изучения сказа для проверки знаний, можно и в начале урока для того, чтобы определить, кто прочитал п...
Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"
Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"...
Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")
Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....
Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"
Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"...
Контрольная работа по произведению Н.С Лескова "Левша"
Контрольная работа по произведению для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова "Левша"
Урок проводится в форме исследования. Является одним из серии уроков по произведению Н.С. Левша....
Тест по произведению Н. Лескова «Левша».
Тест на проверку знаний обучающихся по сказу "Левша" 6 класс...