Итоговый урок-викторина по произведению Н.С. Лескова «Левша»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Итоговый урок в форме литературной викторины "Умники и Умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-viktorina_n.leskov_levsha_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок-викторина  по произведению Н.С. Лескова «Левша».

Цель урока: проверить знания учеников, активизировать интерес к чтению классической литературы.

Методический прием: литературная викторина.

Оборудование: ноутбук, презентация, игровой поле трех цветов, вопросы к каждому туру.  

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя
  2. Литературная викторина
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Литературная викторина
  5. Рефлексия урока

1. Вступительное слово учителя:

К творчеству Николая Семеновича Лескова на наших уроках мы обратились впервые. И узнали  про его знаменитого героя, Левшу, который с легкой руки писателя, получил самостоятельную жизнь, познакомились с таким жанром, как сказ,  анализировали речь героев.

Сегодня, наш  итоговый урок пройдет необычно, в форме литературной викторины «Умники и Умницы». Перед вами стоит задача показать свои знания текста. По итогам игры вы получите оценки.  

Условия игры: перед вами 3 дорожки разного цвета. На первой дорожке нельзя допустить ни одной ошибки. На следующей – можно ошибиться только 1 раз. На третьей – 2 раза. Но прежде, чем выйдут игроки, я предлагаю вам выбрать судей.  Итак, вопросы:

Вопросы для отбора в жюри.

  1. Что ответил Николай Семенович Лесков на вопрос репортера «Где вы черпаете материал для своих произведений?»

«Вот из этого сундука. – Лесков указал на свой лоб. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни…»

  1. Жанр своего произведения писатель определил сам – это сказ. А какие элементы фольклорных произведений  вы заметили:

зачин, повторы, назидание

  1. В старой части г. Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, стоит памятник Н.С.Лескову? В чем особенность этого памятника?

Вопросы для отбора игроков

  1. Кому принадлежат эти слова, и при каких обстоятельствах они были произнесены:

  1. «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Левше.

  1. «Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал»

Государю Александру 1

  1. «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

                Государю Николаю 1

1.4. «Это – говорит, - ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке…- не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

Платову.

1.5. «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пуделя, ты мне за всех ответишь».

Матвею Платову

1.6. «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»

Левше

1.7.  «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»

                Александру 1

1.8. «Разве так можно! У него, - говорит, - хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина»

Английскому полшкиперу

 

1.9. Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.

Левша (в разговоре с англичанами)

Вопросы для игры

1 игра

Красная дорожка. На ней нельзя ошибаться. Но всего 1 вопрос.

  1. Что было в часах, подаренных Левше англичанами?

Часы с трепетиром  (соединение слов репетир (механизм звукового боя) и трепетать).

 

  1. Чем сконфузил Платов англичан?

Платов опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле»  

Желтая дорожка. Можно ошибиться 1 раз.

1. В качестве кого сидел Левша в коляске у Платова, когда тот поскакал в Петербург с блохой?

( «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь».)

  1. Что танцевала «аглицкая нимфозория»?

«Блоха начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две вариации в сторону, а потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала».

Зеленая дорожка. Можно ошибаться 2 раза.

  1. Что опустил Платов себе в карман, когда рассчитывался за блоху?

А Платов ничего против слов государя произнести не мог. Только взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, - говорит, - принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».

  1. Без чего тульские мастера не хотели отпускать Левшу с Платовым в Петербург?

«Что же вы его от нас без тугамента увозите?»

  1. Какое учреждение посетили царь Александр 1 и атаман Платов в Англии?

Оружейную кунсткамеру

2. Активизирующие упражнения

1 упражнение «Точка мозга»

1 рука лежит на животе, вторая на груди. Представьте, что на своем носу кисточку. А теперь нарисуйте на потолке цифру «8».

2 упражнение называется «Шапка для размышления»

Легко заверните  уши обеими руками одновременно от верхней точке до мочки 3 раза.

3 упражнение «Точка пространства»

Массируем точку над и под губой, фокусируя взгляд внизу, затем вверху.

2-я игра

Красная дорожка

  1. От какого кушанья отказался Левша, заявив: «Это я не знаю, что бы такое можно съесть»?

«Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне…»  (соединение слов студень и пудинг)

Желтая дорожка

  1. Какой сахар не могли показать англичане царю Александру 1?

Сахар «молво».

- А покажите нам сахар молво?

А англичане и не знают, что такое молво. Перешептываются, перемигиваются, твердят друг дружке: «Молво, молво», а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а молва нет. (сахарозаводчик Мольво в Санкт-Петербурге)

  1. Что испытал Левша в Твердиземном море, когда «водопление сделалось ужасное», «что никак его нельзя было успокоить»?

Скука. Левша думает: небо тучится, брюхо пучится, скука большая, а путина длинная, и родного места за волною не видно.

 

Зеленая дорожка

1. Кто больше всего страдал от нагайки «свистовых» в коляске Платова?

Ямщик. На козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал.

2. На что ложился Платов в минуты досады и курил трубку?

«Платов остался  с обидой и лег дома на досадную укушетку, да так все и лежал да покуривал Жуков табак без перестачи».

3. Почему на подкове не было имени Левши?

«А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал, я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может».

3-я игра

Красная дорожка

  1. Куда и для чего отправились тульские оружейники, перед тем как начать свою работу?

Шли они вовсе не в Москву, не в Киев, а к Мценску, чтобы поклониться святому Николаю Мир-Ликийскому. На одной руке он держал храм, в другой – меч – «военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи:  святой Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» в особенности.

Желтая дорожка

  1. Как назывался в английском музее самый большой экспонат?

Самая огромнейшая египетская керамида

  1. Что особенно понравилось Левше в обучении английских рабочих?

Всякий работник в сытости, одет не в обрывках, а на каждом жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками. Работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка.

Зеленая дорожка

1. Что собирались опубликовать англичане, рассмотрев привезенную Левшой стальную блоху?

И сейчас же в публицейские ведомости описание, чтобы завтра же на всеобщее известие клеветон вышел.

2. Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?

Когда Левша осматривал старые английские ружья, он разгадывает тайну английского оружия.

  1. Как наградили Левшу за его удивительно мастерство?

Платов ему дал сто рублей.  А  Александр 1 англичанам за блоху заплатил 1 миллион рублей.      

 

Рефлексия  урока:

А как вы считаете, при каком условии произведение раскрывается читателю? (Ответы учеников). Верно, только при нашем внимательном прочтении. Сегодня на уроке многие из вас показали отличные знания текста.  Наш урок подошел к концу, каждый, кто принял активное участие в викторине, получит оценку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование по сказу Н.С.Лескова «Левша». Русская литература. 6 класс

В тестовом задании всего 20 вопросов с 4 вариантами ответов. Тестовое задание можно провести после изучения сказа для проверки знаний, можно и в начале урока для того, чтобы определить, кто прочитал п...

Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"

Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"...

Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")

Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....

Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"

Тест по произведению Н.С.Лескова "Левша"...

Контрольная работа по произведению Н.С Лескова "Левша"

Контрольная работа по произведению для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова "Левша"

Урок проводится в форме исследования. Является одним из серии уроков по произведению Н.С. Левша....

Тест по произведению Н. Лескова «Левша».

Тест на проверку знаний обучающихся по сказу "Левша" 6 класс...