Урок литературы по эссе И.А. Бунина "Тишина", 11 кл.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Готовимся к экзамену по литературе и русскому языку (сочинение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_bunina_tishina.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе (11 «А» класс)
Тема: « Идейно-художественное своеобразие произведения И.А. Бунина «Тишина».
Челнокова Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы
школы № 1436 г. Москвы.
Тема: «Идейно-художественное своеобразие произведения И. А. Бунина «Тишина».
Цель: - осмыслить с учащимися содержание эссе
«Тишина»;
- развить навыки анализа художественного
произведения;
- сформировать у учащихся ценностное
отношение к миру, природе, искусству.
Ищу я в мире сочетанья
Прекрасного и вечного.
И. Бунин «Ночь».
Ход урока
1. Слово о Бунине (ученики, учитель).
И. Бунин (1870-1953) – великий русский писатель, поэт. Родился в дворянской семье. Первый сборник стихов вышел в 1891 году в Орле. Трижды удостаивался высшей литературной премии России - Пушкинской. События, происходившие после Октября 1917 года, заставили его стать беженцем. С весны 1920 года жил во Франции. В 1933 году первым из русских писателей удостоен Нобелевской премии.
Бунин – певец жизни, её вечных переливов, пытливого познания всех её тайн. Огромное место в творчестве И. А. Бунина занимает тема природы как одно из важнейших явлений красоты, питающей человеческий разум, человеческую душу.
2. Анализ произведения.
- О чём говорит дата написания эссе (1901 г.)?
(Произведение написано на рубеже двух эпох, двух культур, связанном с историческими переменами в России).
- Чтение учащимися понравившихся эпизодов, их краткие комментарии.
Легко ли пересказать эти эпизоды? (Например, эпизод «Солнце на пустой набережной сильно пригревало…). Если сложно, то почему?
(Сложно, потому что сюжет бесфабульный, нет событий).
(Воспоминания, впечатления и переживания лирического героя от путешествия по миру).
- О чём эти воспоминания, переживания? Тема произведения?
(Их несколько: лирический герой и природа, лирический герой и искусство, лирический герой и время).
- Как раскрываются темы? Работа учащихся в группах, каждая из которых отбирает материал, раскрывающий одну из тем, анализирует его с точки зрения содержания, художественных средств, языка, стиля, образов, делая соответствующие записи в тетради.
Учитель задаёт вопросы к каждой из тем, которые возможно, не были освещены детьми.
- Определим границы эпизодов, раскрывающих тему №1 («У мостов пристани дремали на солнце и лодки, и лодочники…», «Солнце на пустой набережной уже сильно пригревало сквозь туман…», «Мне кажется, что когда-нибудь я сольюсь с этой предвечной тишиной…»).
- Что чувствуют герои, соприкоснувшись с природой? Покажите это на примере текста.
(Герои испытывают чувство радости, чувство единения с природой: «… остановились в радостном изумлении», «… весело было погружать в неё вёсла…», «Мне кажется, что я когда-нибудь сольюсь с этой предвечной тишиной… и что счастье только в ней»).
- Как раскрывается внутренний мир героев? Обобщите свои наблюдения.
(Через пейзажные зарисовки: на лоне природы герои начинают ощущать своё истинное лицо. Природа у Бунина - та сфера, где с человека сбрасыва-
ется всё фальшивое и обнажается его внутренняя сущность.)
- В чём мастерство Бунина в изображении природы?
( Отметим психологизм, изобразительность пейзажей, чувственное восприя - тие мира лирическим героем, вместившим в своё сердце весь зримый и не - зримый мир с его звуками и запахами. Природа одухотворена, но писатель не идеализирует её, а назначение сравнений, метафор: «блестела как золотая» (о мостовой), «точно серые поднятые крылья» (о парусах лодки), «молочный туман», «золотой сад», «бирюзовое небо» - достичь в изображе- нии явлений предельной ощутимости, приблизить их к читателю.)
- Какой из этих трёх эпизодов можно считать кульминационным и почему?
(Эпизод «Мне кажется, что я когда-нибудь сольюсь с этой предвечной тишиной…» Именно здесь переживания, чувства героев достигают высшего накала, гармонии с внешним миром).
- Что есть Прекрасное по Бунину, кроме природы?
- (Памятники искусства: картины, старые города, соборы). Анализ эпизода «И вот издалека-издалека долетел до нас мирный и звонкий голос колокола… », раскрывающего тему «Лирический герой и искусство».
- Как автор передаёт настроение своих героев?
( С помощью диалога и внутреннего монолога: «Где-то в горах, - думал я, - приютилась маленькая колокольня и одна славит своим звонким голосом мир и тишину воскресного утра», с помощью риторических вопросов и восклицаний).
- Соотнесите внутренний мир лирического героя с миром внешним.
(Герои не являются созерцателями. На фоне пейзажей, памятников искусства они размышляют несовершенстве человеческой жизни: природа гармонична, последовательна, а в душе человека этой гармонии нет. «И всё же мы несчастны…»).
- Какова композиционная роль этого эпизода?
(Это обобщение впечатлений и переживаний: посредством сталкивания внутреннего мира героев с миром внешним, посредством их взаимопроникновения И. А. Бунин подчёркивает нравственные качества героев, их жажду единения со всей Вселенной).
- Определите основную мысль произведения.
(Желание не столько показать красоту мира, природы, сколько стремление подчеркнуть облагораживающее влияние Прекрасного на человеческий разум, душу, подчеркнуть первозданную общность человека с природой).
- Почему же автор уделяет так много внимания внутреннему миру героев, их переживаниям?
( Жизнь, по Бунину, - то, что внутри человека, то есть «жизнь» души).
Учитель: «Душа обязана трудиться и день, и ночь!» - утверждает поэт Н. Заболоцкий.
- Как показана в произведении «Тишина» духовная преемственность поколений?
(Тема «Лирический герой и время») Определите границы эпизода, раскрывающего данную тему.
(«Какое великое счастье – жить, существовать в мире, дышать… – Так пройдём и мы с тобой…»)
- Перечислите причины человеческих несчастий, о которых говорит герой.
(Кратковременность бытия, одиночество, неправильность жизни).
- Какое настроение у героев в этом эпизоде?
(Ностальгическая грусть о текучести жизни, беспощадно уходящем времени. Лирический герой обращается к духовному опыту предыдущих поколений: «Вот на этом озере были когда-то Шелли, Байрон, которые тоже искали счастье»).
- Что же такое счастье в понимании Бунина?
(Счастье – в познании мира, самого себя, в приобщении в красоте и стремлении возвысить до неё свою жизнь, то есть единение с миром).
- Но не сказочное ли это счастье? Почему Бунин не даёт ясного ответа на этот вопрос?
(У каждого поколения, у каждого человека своё видение счастья. И сколько бы ни прошло лет, какие бы изменения ни происходили, человечество будет скитаться в поисках счастья, гармонии. Так подчёркивается мысль о нравственной преемственности поколений в поисках духовного ориентира).
- Соотнесите содержание произведения с названием.
(Название помогает увидеть гармонию внутреннего мира героев с миром внешним и пути достижения этой гармонии).
- Объясните, почему автор выбрал жанр эссе?
(Эссе дало Бунину возможность воплотить свой замысел: запечатлеть величие природы, показать связь человека со всей Вселенной, его первозданную общность с миром природы и «умножение собственной жизни» посредством этого через лирического героя).
Заключение.
- Прокомментируйте цитату из очерка И. А. Бунина «Воды многие»: «Жизнь моя – трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далёкому всем векам и странам, жизни всего бывшего и сущего на этой земле, столь любимой мною».
(Отметим духовную близость лирического героя И. Бунина и самого писателя).
Итоги урока. Выставление оценок.
Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"
Данный урок посвящен формированию умения написания эссе...
методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"
Урок посвящен формированию умения написания эссе...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)
За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai) – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...
Урок-эссе И.С.Тургенев. "Штрихи к портрету". Урок литературы в 10 классе.
На уроке представлен материал, расширяющий знания учащихся о писателе И.С.Тургеневе: воспоминания самого писателя и его современников, интересные факты из жизни....
Эссе "Я иду на урок литературы"
Эссе "Я иду на урок литературы" У учителя очень важная миссия на земле. Он учит, вдохновляет, наполняет смыслом жизнь подрастающего поколения. Особая роль у учителя литературы. На его ...