Кто истинный герой "Песни про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

 Бусс Нина Ивановна

Данная разработка может быть использована для проведения уроков в 7 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_pro_tsarya_ivana_groznogo.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Бусс Нина Ивановна.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Выборг (Ленинградская область)

Урок литературы на тему:

«Кто истинный герой «Песни про Царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»?»

Цели урока:

  1. Деятельностная:

формирование универсальных учебных

 действий при поиске главного героя «Песни….»

  1. Предметно-дидактическая:

формирование знаний

 о героях  «Песни…» Лермонтова,

 особенностей  лермонтовского историзма

Планируемые результаты урока:

  1. Предметные:

-знают определение жанра песня

-выявляют систему образов произведения

-выделяют главного истинного

героя «Песни…»

-определяют черты характера царя

-понимают особенность композиции

-наблюдают за языком произведения

-применяют для анализа историзма

Лермонтова

  1. Метапредметные:

-решают учебную проблему

-работают в группе

-соотносят музыку и литературу

-связывают историю и литературу

  1. Личностные:

-осознают зависимость характера,

 нравственных принципов человека от

его поведения и поступков

-понимают ,что наряду с законами власти

 есть еще закон совести

Тип урока:

по ведущей дидактической цели:

 открытие новых знаний

по способу организации: синтетический

по ведущему методу обучения: проблемный

Методы:

Основной: проблемный

Дополнительные: беседа, работа в группе

Средства обучения: учебное пособие

« Литература: 7 класс в 2 частях»//

под ред. Коровиной  В.Я.-

М.:Просвещение, 2014

-презентация по теме «Песня про Царя Ивана

Васильевича, молодого опричника и купца

Калашникова»

-мультимедийная техника

-портреты царей Петра Великого и

Ивана Грозного

Ход урока

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки/само-оценки

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион

оный.

Приветствие

Отсутствие/присутствие учащихся

Приветствие

2. Формирование новых знаний, умений и навыков.

2.1.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Проблемный.

беседа

Организует работу учащихся по выполнению заданий:

1) Прослушать музыку Прокофьева С. «Русский бунт» и ответить на вопросы:

-Какие чувства вы испытываете?

-К каким произведениям на прошлом уроке она бы подошла?

-О каком царе шла речь?(Петре 1)

-С каким городом связано его имя?(Петербург) (

-О чьем историзме шла речь?(пушкинском)

-А какой город любил Лермонтов?(Москву)

-С какими именами царей связан этот город? Почему? Поразмышляйте.

(найти героя Ивана Грозного)

Выполняют задания на местах, обсуждают результаты работы.

Сравнивают произведения А.С. Пушкина и Лермонтова М.Ю..Вспоминают факты истории. Связывают музыку с литературой

Проблемно-поисковые.

Коммуникативные.

Совместное обсуждение, наличие ассоциативного ряда

2.2. Создание проблемной ситуации.

Беседа.

2)задание:

Работа с заголовком произведения

Посмотрите на заголовок «Песни….», что в нем необычного?

Сравните с названиями произведений А.Пушкина «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге» (один герой)

-Сколько здесь героев?(три) Почему? (должны ответить и найти истинного героя)Какой герой не назван ?Почему?

-А как бы Пушкин назвал?

Анализируют, обсуждают ответы друг друга.

В ходе обсуждения определяют проблему. А соответственно и тему урока.

Отвечают на вопросы, участвуют

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Коммуникативные.

Совместное обсуждение.

Совместное обсуждение.

2.3.Постановка учебной проблемы.

-Кто истинный герой исторической песни М.Ю. Лермонтова?

Воспринимают учебную проблему.

2.4. Решение учебной проблемы.

а) выдвижение гипотезы;

б) проверка гипотезы;

в) формулировка окончательного решения.

Работа в группах

Анализ эпизодов

Демонстрация на слайде

беседа

беседа

Выступления учащихся

Организует деятельность учащихся по решению поставленной задачи

1)Работа в группах

-1-4 группа анализирует образы героев (Алены Дмитриевны, Степана Калашникова, Кирибиевича и Ивана Грозного)

-Докажите, что ваш герой заслуживает/или не заслуживает быть истинным

2)Проверим характеристику героев через прилагательные( анализируя поступки, речь. Поведение, портрет героев)

Кирибеевич

Грозный

Верный

Страшный

Опасный

Калашников

Защищающий

Любящий

Смелый

Честный

Царь

Грозный

Милостивый

Несправедливый

Интересующийся

3) задание

Анализ высказывания

Фридлинга

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства»

-Кто и героев соотносим с понятием «закон», а кто-с понятием»совесть»

Подтверждает верность высказанного предположения, вводит и раскрывает понятие

«истинный герой «Песни…»-купец Калашников»-человек совести и чести

Формулируют гипотезу на основе аналогии геометрической интерпре

Записывают в тетрадь характеристику героя или составляют кластер (один человек от группы добавляет характеристику на слайд в презентацию)

Выступление групп

Обсуждение высказывания.

Делают выводы и обосновывают о том, кто настоящий герой произведения

Логические, регулятивные.

Общеучебные, регулятивные.

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

.

Работа в группе, работа с презентацией

Выступление одного человека от группы и совместное обсуждение

Совместное

обсуждение

Наиболее полное , аргументированное высказывание

2.5. Доказательство и применение найденного решения проблемы

Самостоятельная работа

Демонстрация

(чтение сочинений)

Организует деятельность учащихся по написанию мини- сочинения

«Купец Калашников-истинный герой «Песни…»

Написание сочинения

Логические, общеучебные,

регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение, рецензия сочинений друг друга, оценка

3. Подведение итогов, рефлек-сия.

Беседа.

Организует деятельность по анализу работы на уроке по следующим вопросам:

- Где вы испытывали затруднения?

- Что на уроке понравилось?

-Кого из героев Вы бы хотели сыграть на сцене? Почему?

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы.

Регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.

  1. Домашнее задание

Выучить отрывок с участием купца Калашникова наизусть (не менее 30 строк)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....