Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику Ю.В. Лебедева. Она содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе. 10 класс | 59.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
10 класс
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
- Рабочие программы по литературе. 10 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2007.
Согласно федеральному базисному учебному плану 2004г. на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов, т.е. 3 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Виды контроля
Промежуточный
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, несколько глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесе, критической статьи;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
Устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной особенности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;
- участие в дискуссии, заседание круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
- написание сочинения на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачет;
- защита проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. КостаХетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка
Содержание | Количество часов | Развитие речи | Контрольная работа |
Общие сведения о литературе | 3 | - | - |
Литература ХIХ века (первая половина) Александр Сергеевич Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов Николай Васильевич Гоголь | 10 10 8 | 1 1 - | - - 1 |
Литература ХIХ века (вторая половина) Иван Александрович Гончаров Александр Николаевич Островский Иван Сергеевич Тургенев Федор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет Алексей Константинович Толстой Николай Алексеевич Некрасов Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Лев Николаевич Толстой Федор Михайлович Достоевский Николай Семенович Лесков Антон Павлович Чехов | 2 5 6 8 4 3 1 8 3 12 8 2 6 | - 1 1 1 - 1 - 1 - 1 1 - 1 | - - - - - - - - - - - - - |
Литература народов России | 1 | - | - |
Зарубежная литература | 4 | - | 1 |
Итог | 105 | 10 | 2 |
Контроль полученных знаний
№ | Вид контроля | Дата |
1. | Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | |
2. | Р.р. Сочинение по лирике Лермонтова. | |
3. | Проверочная работа по творчеству Н.В. Гоголя | |
4. | Домашнее сочинение по роману «Обломов» | |
5. | Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» | |
6. | Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | |
7. | Р.р. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | |
8. | Домашнее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова | |
9. | Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | |
10. | Р.р. Сочинение по роману «Преступление и наказание» | |
11. | Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова | |
12. | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Коли-чество часов | Тип урока | Вид контроля знаний и обратной связи | ЗУНы | ООУНЫ |
Раздел 1. Общие сведения о литературе(3 ч) | |||||||
1-2 | 1 4 | Общая характеристика и своеобразие русской литературы ХIХ века. | 2 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. | Определять наиболее рациональную последовательность по индивидуальному выполнению учебной задачи. |
3 | 5 | Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | Составлять тезисный план или конспект лекции учителя. |
Раздел 2. Литература ХIХ века (первая половина) Александр Сергеевич Пушкин (10 ч) | |||||||
4 | 8 | А.С. Пушкин: личность, судьба, творчество. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные факты жизни и творчества писателя. | Владение монологической и диалогической речью |
5 | 11 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать особенности романтической лирики А.С.Пушкина.Знать о художественных открытиях Пушкина.Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
6 | 12 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
7 | 15 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С.Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирики до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве. | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
8-9 | 18 19 | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению. | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
10 | 22 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека» в произведении. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека» | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. |
11-12 | 25 26 | Образ Петра I как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник». | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции. Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. |
13 | 29 | Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. |
Михаил Юрьевич Лермонтов (10 ч) | |||||||
14 | 2 | Личность, судьба, эпоха. Художественный мир М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные факты жизни и творчества писателя. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. |
15 | 3 | Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. | Совершенствование навыка чтения |
16 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного) | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения. | |
17-18 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание» | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения. | |
19-20 | Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения. | |
21-22 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения. | |
23 | Р.р. Сочинение по лирике Лермонтова. | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
Николай Васильевич Гоголь (8 ч) | |||||||
24 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
25 | Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало всборнике «Миргород» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение | Совершенствование навыка чтения | |
26 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор собобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в«Петербургских повестях» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой. | |
27 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения. | |
28 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Комментированное чтение, развитие монологической речи. Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | ||
29-30 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой. | |
31 | Проверочная работа по творчеству Н. В. Гоголя | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
Раздел 3. Литература ХIХ века (вторая половина) | |||||||
32-33 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | 2 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности | Определять наиболее рациональную последовательность по индивидуальному выполнению учебной задачи. | |
Иван Александрович Гончаров (5 ч) | |||||||
34 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
35-36 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции, позволяющие судить об отношении Гончарова к Обломову и Штольцу; оценку главного героя романа русской критики. Знать: особенности стиля романа «Обломов»; какое место занимает Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Знать сравнительную характеристику по роману «Обломов». | Уметь развёрнуть обосновывать рассуждения, приводить доказательства | |
37 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь выразительно читать, рассуждать и составлять связные ответы. Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. Совершенствование навыка чтения | ||
38 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. Домашнее сочинение по роману «Обломов» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Комментированное чтение, развитие монологической речи. Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | ||
Александр Николаевич Островский (6 ч) | |||||||
39 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
40-41 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения. | Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику. | |
42 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные этапы развития внешнего конфликта «Гроза», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их. Знать особенности пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»; в чем заключается мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н.Островского. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. Совершенствование навыка чтения | |
43 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народно-поэтическое и религиозное; в чем заключается нравственная проблематика «Грозы». Составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа. | Уметь выразительно читать, рассуждать и составлять связные ответы. Совершенствование навыка чтения | |
44 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать содержание критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева.Уметь делать выписки из литературоведческих статей | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
Иван Сергеевич Тургенев (8 ч) | |||||||
45 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений. Уметь делать сообщения. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
46 | И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать историю романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; в чем заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых. Знать причины конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, способы выражения авторской позиции. | Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику. | |
47 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать: в чем заключается сила и слабость нигилизма Евгения Базарова; как герои романа проходят испытания любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбах. Знать, как развиваются отношения Базарова с его мнимыми последователями, почему в итоге главный герой обречён на трагическое одиночество. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. Совершенствование навыка чтения | |
48 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию. | Уметь выразительно читать, рассуждать и составлять связные ответы. Совершенствование навыка чтения | |
49 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику. | |
50-51 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» | 2 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены; причина полемики, возникшей вокруг романа, мнение критиков и автора о фигуре главного героя. Знать, в чем заключается своеобразие проблематики романа «Отцы и дети». | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. Совершенствование навыка чтения | |
52 | Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
Федор Иванович Тютчев (4 ч) | |||||||
53-54 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике | 2 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные этапы творческой биографии Ф.И.Тютчева, мотивы его лирики; особенности изображения поэтом мира природы. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
55 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
56 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви, почему она предстает как «роковой поединок» двух сердец. | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
Афанасий Афанасьевич Фет (3 ч) | |||||||
57 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать: основные этапы творческой биографии и мотивы лирики А.Фета; почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «Служение чистой красоте». | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
58 | Любовная лирика А. А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии; в чём заключается художественное своеобразие лирики А.Фета. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
59 | Р.р. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
Алексей Константинович Толстой (1 ч) | |||||||
60 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные вехи биографии, мотивы, образы поэзии А.К.Толстого Уметь анализировать стихотворное произведение. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | ||
Николай Алексеевич Некрасов (8 ч) | |||||||
61 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
62 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, какое воплощение в произведениях Н.А.Некрасова нашёл собирательный образ русского народа, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни. Знать: почему был неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «искусства для искусства» о роли поэта и назначении поэзии; какой предстаёт в стихах поэта его Муза, почему Некрасов называет её задорной, «сестрой народа», «печальной спутницей печальных бедняков». | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
63 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | ||
64 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, какое развитие получила в лирике Некрасова любовная тема, в чем заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
65 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», понимать, в чём заключается своеобразие жанра (поэма-эпопея), проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
66 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их верных слуг. Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
67 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать: в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
68 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 ч) | |||||||
69 | М.Е. Салтыков - Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
70-71 | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать, в чём заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать актуальность для современного читателя данного произведения, повествующего о механизме деспотической власти. Знать: какие сатирические приемы использовал Салтыков-Щедрин в процессе создания образов градоначальников и народа; почему «История одного города» может быть названа сатирическим гротесковым романом. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
Лев Николаевич Толстой (12 ч) | |||||||
72 | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
73 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать историю создания и смысл названия романа. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
74-75 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; видеть приём «диалектики души» в изображении П. Безухова; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
76 | Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини. Уметь желать мультимедийную презентацию «Любимые героини Л.Толстого» | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
77 | Семья Ростовых и семья Болконских | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя. Уметь анализировать эпизод. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
78-79 | Тема народа в романе «Война и мир» | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
80 | Кутузов и Наполеон | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод. | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | |
81 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать: в чём заключается своеобразие жанра романа-эпопеи; какова роль автора в произведении, какое отражение в тексте нашли философско-публицистические и исторические рассуждения; какое влияние оказали произведения Л.Н.Толстого на развитие русской и мировой литературы. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
82 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы. | ||
83 | Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
Федор Михайлович Достоевский (8 ч) | |||||||
84 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
85 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | В процессе анализа романа уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять. Какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
86-87 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского. | 2 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа. Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
88 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа. Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
89 | «Двойники» Раскольникова | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | ||
90 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Знать: какое место в «Преступлении и наказании» Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы. Знать, какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова. Знать: какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев «Преступление и наказание». | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
91 | Р.р. Сочинение по роману «Преступление и наказание» | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
Николай Семенович Лесков (2 ч) | |||||||
92 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
93 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. | ||
Антон Павлович Чехов (6 ч) | |||||||
94 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать жизненный и творческий путь, идейную и эстетическую позицию Чехова, основную проблематику, своеобразие мастерства писателя. Уметь выявлять основную идею рассказов. Уметь анализировать рассказ | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
95 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности и анализировать рассказ | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
96 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | 1 | Урок-беседа | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Анализировать образы людей, которых «можно уважать и мир, который окружает и не губит их». Видеть трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч» | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. | |
97 | Особенности драматургии А. П. Чехова | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни». Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. | Поиск информации по заданной теме. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
98 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | 1 | Урок-беседа | Вопросы и задания, элементы анализа текста | |||
99 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | |||
100 | Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова | 1 | Урок развития речи | Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
Раздел 4. Литература народов России (1 ч) | |||||||
101 | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать основные мотивы творчества осетинского поэта К.Хетагурова (гражданская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика). | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. | |
Раздел 5. Зарубежная литература (4 ч) | |||||||
102 | Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. | |
103 | Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
104 | Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Знать особенности поэтического языка Рембо. Уметь раскрывать особенности поэтики. | Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. | |
105 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. | 1 | Урок контроля | Итоговый контроль, вопросы с развернутым ответом | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. |
Учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.
- Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение.
Для учителя:
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
- Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- КапитановаЛ.А.А.П.Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Кузина Л.Н. Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
- Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:10 класс: Методические советы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение.
- Лебедев Ю.В. Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки.– М.: Просвещение.
- Сахаров В.И. А.Н.Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Соболев Л.И. Путеводитель по книге Л.Н.Толстого «Война и мир». Часть 2. Учебное пособие.- М.: Издательство МУ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX века. 10 класс, 2014 год
Программа включает пояснительную записку, содержание курса, требования, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе к учебнику Д.Ланина 7 класс
Программа рассчитана на 68 часов...